Парламентские слушания

«О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
(№ 1258295–7, Система обеспечения законодательной деятельности ГАС «Законотворчество»)

 

Рекомендации

Рекомендации парламентских слушаний на тему

«О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

5 октября 2021 года город Москва


Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее – Послание).

Участники парламентских слушаний отмечают, что Правительство Российской Федерации в 2021 году продолжает реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, на повышение устойчивости всей социально-экономической системы и восстановление деловой активности. Поддерживаемая Правительством Российской Федерации макроэкономическая стабильность, сбалансированность бюджетной системы, а также проводимая Банком России контрциклическая денежно-кредитная политика обеспечили сохранение ценовой и финансовой стабильности, доступность кредитных ресурсов и поддержание деловой активности хозяйствующих субъектов на приемлемом для экономики уровне. Это позволило к текущему моменту времени сформировать условия для выхода экономики на траекторию роста.

В 2021 году ожидается рост валового внутреннего продукта России (далее — ВВП) на 4,2%, а на период 2022–2024 годов прогнозируется его ежегодный рост на 3%. При этом восстановление российской экономики ожидается более низкими темпами по сравнению со среднемировым уровнем.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) основой экономического роста в среднесрочной перспективе станет расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет соответственно устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения в среднем на 2,5% в 2022–2024 годах и роста инвестиций в основной капитал на уровне 4,8% в 2022 году и свыше 5% в 2023–2024 годах.

Предполагается, что по итогам 2021 года уровень инфляции составит 5,8%, при этом в бюджетных проектировках в 2022–2024 годах учтены показатели инфляции на уровне 4% (с учетом заложенной в базовом варианте Прогноза предпосылки о стабилизации цен на мировых рынках неэнергетических товаров, а также перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики).

В 2022–2023 годах прогнозируется профицит федерального бюджета в объеме 1 327,7 млрд рублей (1,0% ВВП) и 299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) соответственно, а в 2024 году — его дефицит в объеме 522,7 млрд рублей (0,3% ВВП).

Предполагается рост объема государственного долга с 22 104,1 млрд рублей (по оценке 2021 года) до 25 925,7 млрд рублей в 2022 году, 28 765,1 млрд рублей в 2023 году и 31 939,7 млрд рублей в 2024 году, что составит в 2022–2024 годах соответственно 19,4%, 20,3% и 21,1% ВВП. Участники парламентских слушаний отмечают, что планируемый уровень государственного долга не несет рисков для устойчивости бюджетной системы.

Законопроект, сформированный на основе «базового» варианта Прогноза, направлен на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил.

Возврат к проведению с 2022 года бюджетной политики в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, позволит повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре.

Кроме того, важным элементом сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, а также страховкой от внешнеэкономического давления на российскую экономику, остается Фонд национального благосостояния (далее – ФНБ).

В этой связи следует поддерживать на достаточном уровне высоколиквидную часть ФНБ, сохраняя при этом сдержанность в использовании его средств на инвестиционные проекты, исключая трансформации инвестиций в скрытые расходы федерального бюджета. Учитывая планируемое увеличение средств ФНБ к концу 2024 года до 23 267,4 млрд рублей (15,4% ВВП), особую актуальность приобретает осуществление парламентского контроля за их использованием.

При инвестировании средств ФНБ безусловным приоритетом должно быть обеспечение их возвратности и достижение максимального экономического эффекта для развития территорий. При этом инвестиционные проекты должны быть привлекательны для частных инвесторов.

На фоне продолжения восстановления экономической активности в 2022–2024 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,2% в 2022 году по отношению к оценке предыдущего года, на 2,1% — в 2023 году по отношению к 2022 году и на 1,1% — в 2024 году по сравнению с 2023 годом. При этом следует отметить, что на 2022 год доходы планируются с превышением ранее законодательно утвержденного показателя на 4 384,4 млрд рублей (на 21,2%).

Изменения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (последствия завершения «налогового маневра», увеличение ставок налога на добычу полезных ископаемых, изменение условий налогообложения отдельных отраслей экономики, расширение перечня подакцизной продукции, увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет акцизов на нефтепродукты, передача дополнительно 50% доходов от акцизов на средние дистилляты в федеральный бюджет, повышение ставок таможенной пошлины на некоторые зерновые культуры и масло подсолнечника и другие изменения) приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2022 году на 293,2 млрд рублей.

Прогнозируемое постепенное снижение цен на нефть, а также расширение применения льготных режимов налогообложения в нефтедобыче, приведут к уменьшению доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 38,1% в 2022 году до 33,2% в 2024 году.

Увеличение ненефтегазовых доходов на 11,6% к 2024 году по сравнению с 2022 годом обусловлено ростом поступлений внутренних налогов (налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций) в связи с ожидаемым улучшением экономической динамики, отдельными изменениями законодательства Российской Федерации, направленными на мобилизацию доходов, и мерами, принимаемыми в части улучшения налогового администрирования. Динамика поступления ненефтегазовых доходов будет в целом соответствовать динамике ВВП, поэтому их доля в ВВП будет стабильно составлять 11,6%-11,4%. При этом доля ненефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета вырастет с 61,9% в 2022 году до 66,8% в 2024 году.

Объем и структура бюджетных ассигнований на 2022–2024 годы формируются с учетом стратегической приоритизации расходов, призванной способствовать достижению национальных целей, с планируемым увеличением расходов на финансирование мероприятий национальных проектов и реализацию Послания. При этом предусматривается постепенное сокращение мер поддержки, реализуемых в период пандемии.

Следует отметить, что в условиях возврата к стандартным параметрам бюджетных правил запланированные расходы федерального бюджета превышают расходы, ранее законодательно утвержденные на 2022–2023 годы.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2022 год планируется в объеме 23 694,2 млрд рублей (98,5% к оценке 2021 года), на 2023 год – 25 241,1 млрд рублей (106,5% к 2022 году), на 2024 год – 26 354,4 млрд рублей (104,4% к 2023 году).

В структуре расходов федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов (программ) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, общий объем которых составит за три года 8 864,3 млрд рублей, в том числе в 2022 году 2 836,2 млрд рублей, в 2023 году 2 966,1 млрд рублей, в 2024 году 3 062,0 млрд рублей. Отмечается увеличение объема финансирования национальных проектов на 16,3% по сравнению с показателями, предусмотренными федеральным бюджетом на 2021–2023 годы.

Расходы на реализацию государственных программ Российской Федерации запланированы в 2022 году в объеме 18 593,0 млрд. рублей, в 2023 году — 19 063,3 млрд рублей, в 2024 году — 19 400,7 млрд рублей.

В результате проведенной Правительством Российской Федерации в 2021 году работы по совершенствованию системы управления государственными программами с 2022 года планируется переход к новой системе управления, предусматривающей структурирование программных мероприятий, перевод государственных программ на проектные принципы управления, что должно способствовать повышению эффективности государственных программ как инструмента для достижения национальных целей развития Российской Федерации. Необходимо обеспечить скорейшее завершение работы по корректировке государственных программ Российской Федерации в соответствии с новой системой управления.

Участники парламентских слушаний отмечают необходимость дальнейшей активизации и увеличения финансирования мероприятий по сохранению и развитию человеческого капитала и сокращению бедности в стране.

В 2021 году важным этапом в повышении эффективности системы государственных (муниципальных) закупок стало принятие федерального закона, обеспечивающего комплексное совершенствование порядка осуществления закупок, оптимизацию сроков оплаты и конкурсных процедур, введение полноценного электронного документооборота на всех этапах исполнения контрактных обязательств. В этой связи в новом бюджетном цикле Министерству финансов Российской Федерации необходимо осуществлять мониторинг реализации принятых новаций и, в случае необходимости, оперативно предлагать решения по их корректировке. Также следует поддержать существующие предложения, направленные на совершенствование закупок у поставщиков продуктов и услуг по организации питания детей и других категорий граждан в части смещения критерия оценки заявок участников конкурса (аукциона) в сторону неценовых критериев (качество услуг, опыт, репутация) при определении победителя конкурсной процедуры.

Основные направления деятельности в сфере межбюджетных отношений определены в Послании.

Объем межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, составит 3 201,2 млрд рублей в 2022 году (91,5% к оценке 2021 года), 3 337,5 млрд рублей в 2023 году (104,3% к 2022 году), 3 387,3 млрд рублей в 2024 году (101,5% к 2023 году). Сокращение объема межбюджетных трансфертов в 2024 году относительно оценки текущего года составит 109,5 млрд рублей (или 3,1%), что связано, главным образом, со значительным размером финансовой помощи из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов в условиях необходимости профилактики и устранения последствий распространения новой коронавирусной инфекции.

В 2022–2024 годах прогнозируется существенное сокращение дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по отношению к ВВП, в основном за счет увеличения объема собственных доходов регионов, до 15 451,2 млрд рублей к 2024 году, или на 21,0%, относительно оценки текущего года.

Для обеспечения устойчивости региональных бюджетов продолжается работа по снижению долговой нагрузки путем реструктуризации бюджетных кредитов и замещения рыночных заимствований регионов. При этом необходимо обратить особое внимание на усиление мер по сокращению муниципальной задолженности.

Участники парламентских слушаний отмечают важность продолжения и в отдельных случаях усиления финансовой поддержки регионов с целью сокращения дифференциации в уровне экономического развития и их бюджетной обеспеченности, совершенствования подходов к распределению межбюджетных трансфертов с учетом повышения точности прогнозирования изменений структуры и состояния региональных бюджетов.

При этом для достижения целей формирования собственной ресурсной базы и активного развития экономик субъектов Российской Федерации планируется продолжение мер, направленных на стимулирование регионов к развитию инфраструктуры, в том числе предоставление бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а также увеличение объема грантовой поддержки регионов за достижение показателей национальных целей развития.

Кроме того, особую значимость приобретает необходимость наращивания объемов инвестиционных расходов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в настоящее время отмечается низкий уровень осуществления бюджетных инвестиций в регионах, а также крайне неравномерное распределение бюджетных инвестиционных ресурсов между ними.

Участники парламентских слушаний полагают, что необходимо продолжить дальнейшую разработку и реализацию комплексных мер по созданию условий для повышения финансовой самодостаточности регионов и поощрению их стремления к дальнейшему наращиванию экономического потенциала.

Учитывая вышеизложенное, участники парламентских слушаний, поддерживая в целом концепцию проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, р е к о м е н д у ю т:

1. Правительству Российской Федерации:

принять меры по поддержанию уровня инфляции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;

информировать Федеральное Собрание Российской Федерации о планируемых инвестиционных проектах и ходе реализации утвержденных инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется с использованием средств Фонда национального благосостояния;

рассмотреть вопрос о размещении в открытом доступе сводных годовых докладов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации;

завершить работу по совершенствованию системы управления государственными программами Российской Федерации, обеспечив сопоставимость показателей и структурных элементов государственных программ Российской Федерации; осуществлять мониторинг реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (в редакции от 2 июля 2021 года) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в случае необходимости представить предложения по его корректировке; внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1085, предусматривающие увеличение значимости нестоимостных критериев оценки заявок в отношении закупок у поставщиков продуктов и услуг по организации питания детей и других категорий граждан;

исключить практику включения в федеральную адресную инвестиционную программу объектов, не обеспеченных утвержденной проектной документацией с положительным заключением государственной экспертизы, а также правовыми актами о подготовке и реализации бюджетных инвестиций;

рассмотреть возможность осуществления учета объектов незавершенного строительства отдельно от объектов, находящихся в стадии текущего строительства, а также активизировать работу по сокращению количества объектов незавершенного строительства;

продолжить мониторинг результатов применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее — НДД) в нефтяной отрасли в целях оценки бюджетной эффективности его применения и потенциала развития нефтяной отрасли в целом;

рассмотреть вопрос о создании дополнительных стимулирующих условий для разработки месторождений сверхвязкой, высоковязкой и трудноизвлекаемой нефти, в том числе для малых нефтяных компаний, не входящих в систему вертикально интегрированных нефтяных компаний, включая применение НДД в отношении указанных участков недр, в целях обеспечения на долгосрочную перспективу эффективности разработки трудноизвлекаемых запасов нефти;

рассмотреть вопрос о возможности распространения действия соглашений о добыче и сохранении занятости, заключаемых в соответствии со статьей 342.8 Налогового кодекса Российской Федерации, и применения при исчислении налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) пониженного рентного коэффициента КРЕНТА при добыче полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья) в целях повышения инвестиционной привлекательности добывающих отраслей экономики;

рассмотреть вопрос о совершенствовании демпфирующего механизма акциза на нефтяное сырье в целях стабилизации цен на топливном рынке и сокращения потерь федерального бюджета;

ускорить доработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о снижении размера государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и установлении дифференцированного размера государственной пошлины в зависимости от количества мест осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции;

рассмотреть вопрос о включении алкогольной и табачной продукции в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 года № 923;

ускорить разработку комплекса мер, направленных на оптимизацию расходов федерального бюджета на вывоз и хранение вне места изъятия контрабандных и контрафактных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на сокращение объемов указанной продукции в местах хранения;

рассмотреть вопрос о предоставлении налогоплательщику при исчислении налога на прибыль организаций права применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении амортизируемых основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и нематериальных активов, являющихся исключительными правами на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

рассмотреть вопрос о перераспределении доходов от акцизов на табачную продукцию между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, предусмотрев норматив зачисления указанных доходов не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также определив порядок зачисления таких доходов по данным о розничной продаже указанной продукции, отраженным в информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;

рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка расчета сумм налога на прибыль организаций для налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения, в целях распределения поступлений данного налога между бюджетами субъектов Российской Федерации преимущественно пропорционально объемам произведенной продукции указанных подразделений;

рассмотреть возможность увеличения ассигнований федерального бюджета на обеспечение оказания универсальных услуг связи на территории Российской Федерации, в том числе услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точек доступа в населенных пунктах с численностью с малой численностью населения;

увеличить объемы финансирования, а также количество субсидируемых авиационных маршрутов и авиакомпаний, участвующих в программах субсидирования межрегиональных пассажирских воздушных перевозок;

рассмотреть вопрос о совершенствовании механизма предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование восстановления автомобильных дорог, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, с целью оперативного получения пострадавшими регионами необходимых средств;

разработать в связи с увеличением стоимости заключенных государственных (муниципальных) контрактов, обусловленным резким ростом цен на строительные ресурсы, дополнительные меры поддержки субъектов Российской Федерации;

обеспечить финансирование в полном объеме мероприятий по комплексному развитию города-курорта Кисловодска до 2030 года согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 2899-р (в редакции от 11 сентября 2021 года), в том числе работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Северо-Кавказская государственная филармония им. В.И. Сафонова»;

обеспечить финансирование в полном объеме мероприятий, направленных на оздоровление и развитие водохозяйственного комплекса реки Дон, в рамках национального проекта «Экология»;

рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на мероприятия по реконструкции очистных сооружений канализации в рамках реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология»;

ускорить разработку порядка выплаты компенсаций физическим и юридическим лицам за проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

принять дополнительные меры поддержки субъектов Российской Федерации, в том числе в части увеличения бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета, направленные на ускорение строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства в субъектах Российской Федерации, имеющих уникально важное, а также приоритетное социально-экономическое региональное и межрегиональное значение в сфере здравоохранения, образования, культуры и туристско-рекреационной деятельности;

продолжить работу по подготовке предложений, направленных на повышение финансовой самодостаточности регионов, поощрение стремления к дальнейшему наращиванию собственного экономического потенциала и развитие перспективных отраслей региональной экономики для обеспечения долгосрочной устойчивости консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

осуществлять мониторинг исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в части изменения подходов к налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых в виде железных руд, многокомпонентных комплексных руд, коксующегося угля, а также калийных солей, апатит-нефелиновых, апатит-штаффелитовых, апатит-магнетитовых, маложелезистых апатитовых и фосфоритовых руд, и в случае возникновения выпадающих доходов у регионов предусмотреть их компенсацию;

провести согласование с субъектами Российской Федерации объемов выпадающих доходов региональных бюджетов в связи с отменой налога на имущество организаций в отношении движимого имущества и отсутствием перечней движимого и недвижимого имущества и предусмотреть их компенсацию;

обеспечить соблюдение софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации не ниже предельного уровня, установленного в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999;

обеспечить доведение выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до уровня не ниже 0,9 за период до 2025 года с целью сокращения дифференциации в уровне экономического развития и бюджетной обеспеченности регионов;

предусмотреть ежегодную индексацию общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации не ниже уровня инфляции, закрепив соответствующее положение в Бюджетном кодексе Российской Федерации;

продолжить совершенствование методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670, в части:

— включения в нее правил и условий проведения постепенного снижения объемов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности после превышения регионом установленного критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности в течение трех лет до уровня 75%, 50% и 25% объема дотаций, полученного в год достижения указанного критерия;

— дополнения расчета показателями, учитывающими среднесписочную численность населения, проживающего в населенных пунктах сельской местности, и количество населенных пунктов по субъектам Российской Федерации;

— повышения точности прогнозирования налогового потенциала субъектов Российской Федерации в случаях ожидаемого его снижения в связи с упразднением с 1 января 2023 года института консолидированных групп налогоплательщиков, а также при завершении реализации крупных инвестиционных проектов с отложенным сроком наступления бюджетного эффекта, в том числе реализуемых за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов;

рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы с учетом ожидаемого роста указанных расходов, уровня оплаты труда в организациях негосударственного сектора экономики и увеличения минимального размера оплаты труда в 2022 году;

предусмотреть после года достижения субъектом Российской Федерации среднероссийского уровня расчетной бюджетной обеспеченности механизм проведения постепенного снижения объемов дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в течение трех лет по аналогии с дотацией на выравнивание бюджетной обеспеченности;

рассмотреть возможность увеличения объема бюджетных ассигнований на предоставление дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований, с учетом индексации объема дотаций на уровень инфляции в целях обеспечения развития и поддержки социальной и инженерной инфраструктур указанных территорий;

рассмотреть возможность расширения направлений использования средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в 2021–2024 годах в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, в том числе на реализацию региональных программ газификации субъектов Российской Федерации, не отнесенных к инвестиционным проектам, на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, на ликвидацию последствий пандемии новой коронавирусной инфекции, а также на погашение кредиторской задолженности государственных учреждений здравоохранения в системе обязательного медицинского страхования, сохранив при этом направления использования высвобождаемых средств, предусмотренные в 2021 году;

рассмотреть возможность дополнительного замещения бюджетными кредитами из федерального бюджета задолженности по рыночным заимствованиям субъектов Российской Федерации, реализующих индивидуальные программы социально-экономического развития;

разработать дополнительные меры по поэтапному снижению объемов муниципального долга без увеличения государственного долга соответствующего субъекта Российской Федерации;

разработать комплекс мер по снижению кредиторской задолженности медицинских организаций, возникшей в связи с расходами по реализации мероприятий по противодействию распространению и профилактике новой коронавирусной инфекции, включая оказание финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;

проработать в целях более эффективного администрирования уплаты страховых взносов и повышения точности учета вопрос о передаче на федеральный уровень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в отношении несовершеннолетних детей и неработающих пенсионеров, что будет способствовать повышению качества оказания медицинской помощи указанным категориям граждан;

рассмотреть возможность предоставления финансовой помощи за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора), с учетом расходов на оплату отпускных педагогическим работникам указанных образовательных организаций;

продолжить работу по формированию эффективной системы социальной защиты граждан на основе применения принципа адресности и критериев нуждаемости;

рассмотреть возможность выделения из федерального бюджета ассигнований бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование программ по организации обеспечения отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

предусмотреть в необходимом объеме средства федерального бюджета на обеспечение отдыха и оздоровления детей, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации;

предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали;

ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего совершенствование механизмов реализации жилищных прав детей-сирот, а также продолжить работу по ликвидации в регионах задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и предусмотреть на указанные цели дополнительные бюджетные ассигнования из федерального бюджета;

провести по итогам 2021 года анализ нового механизма финансового обеспечения лечения детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, предусматривающего создание нового источника финансирования данных детей (фонд «Круг добра») за счет прогрессивной системы обложения налогом на доходы физических лиц части дохода физического лица, превышающего 5 млн рублей, а также налогообложения доходов в виде процентов по вкладам в банках и ценным бумагам;

предусмотреть выделение дополнительных бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по обеспечению страхования жизни и здоровья, а также имущества должностных лиц, осуществляющих лесную охрану в рамках финансового обеспечения государственной программы «Развитие лесного хозяйства»;

предусмотреть выделение бюджетных ассигнований на финансирование реализации программы «Земский работник культуры» в необходимом объеме;

рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на:

— осуществление мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации;

— софинансирование мероприятий по обеспечению развития и укрепления материально-технической базы учреждений культуры в сельских населенных пунктах;

рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

исключить практику принятия на федеральном уровне решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, без определения источника их финансового обеспечения;

осуществлять мониторинг состояния бюджетов субъектов Российской Федерации и в случае необходимости оказывать оперативную точечную финансовую поддержку отдельным регионам.

2. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провести мониторинг изменения подходов к налогообложению ряда добывающих отраслей и нормативов зачисления НДПИ в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением предусмотреть корректировку ставок НДПИ и нормативов его зачисления или компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Счетной палатой Российской Федерации провести в декабре 2021 года совещание с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации о приоритетах внешнего государственного финансового контроля на региональном уровне.

4. Счетной палате Российской Федерации совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2022 году провести оценку возможностей субъектов Российской Федерации по реструктуризации долговых обязательств муниципальных образований.

 

 

 

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО