Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation

The Federation Council is the upper chamber of the Federal Assembly, the Russian parliament. It is composed of two representatives from every constituent entity of the Russian Federation with one representing the legislative (representative) authority and the other the executive authority, as well as the representatives of the Russian Federation appointed by the President of the Russian Federation whose number shall not exceed ten percent of Federation Council members representing legislative (representative) and executive authorities of Russia’s constituent entities.

Federal Law on the Status of a Member of the Federation Council and a Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation

Composition

Under Article 95, Part 2 of the Constitution of the Russian Federation, the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation is composed of two representatives from every constituent entity of the Russian Federation with one representing the legislative authority and the other the executive authority.

The current procedure for establishing the Federation Council is set forth in Federal Law No. 229-FZ dated 3 December 2012, On the Composition of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation.

Rules of Procedure of the Federation Council

(as amended on 17 January 2018)

The Federation Council decides independently on matters within its purview as per the Constitution of the Russian Federation, federal constitutional laws and federal laws. The Federation Council adopts its Rules of Procedure and decides on its internal regulations.

History

History

It is impossible to understand the role and place of popular representation in modern Russia’s political system without a comprehensive evaluation of the deep history of national legislative institutions: from the Veche, the Boyar Duma, the pre-revolution State Dumas and State Council, to Soviet-era sovereignty of the people and modern forms of parliamentary democracy.

It is impossible to understand the role and place of popular representation in modern Russia’s political system without a comprehensive evaluation of the deep history of national legislative institutions: from the Veche, the Boyar Duma, the pre-revolution State Dumas and State Council, to Soviet-era sovereignty of the people and modern forms of parliamentary democracy.

The Veche, an assembly of all free individuals, was the first form of direct popular participation in state affairs. Chronicles mention Veche assemblies in every ancient Russian princedom. Veche participants could discuss any issue affecting the state, but most frequently took decisions on inviting princes to rule and later expelling them, on military campaigns and the signing of peace treaties.

 

The Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation was established under the Constitution of the Russian Federation, ratified 12 December 1993 in a nationwide referendum. The Federation Council is the upper house of parliament representing the interests of regions at the federal level and reflecting the federative nature of the Russian state.

The Federal Assembly’s bicameral structure is deeply rooted in Russian history and worldwide parliamentary traditions. Today, almost 80 federative and unitary countries have bicameral parliaments.

Over the ages, the upper chambers of many national parliaments had evolved from assemblies of councilors, subordinated to national rulers, and had class or estate based representation. Russian princedoms had their own Dumas, subordinated to local princes and consisting of the princes’ close supporters and comrades-in-arms. These Dumas played the part of permanent councils. After the establishment of the Tsardom of Muscovy, the Boyar Duma succeeded the Grand Prince’s Duma. It existed until the late 17th century and was later reorganised as the Senate. Under Emperor Peter the Great, the Senate was expected to serve as the institution of supreme state authority in his absence.

Meetings of Boyars, priests, representatives of the government service class (primarily from among the nobility) and the merchant class became the first representative institutions. Russian tsars convened these meetings from the mid-16th century until the 1670s and were later referred to as the Councils of the Estates. The Councils elected tsars, declared war, signed peace treaties, accepted new territories into the Russian state and reviewed taxation issues. The functions of the Councils of the Estates, their prerogatives and terms of reference virtually coincided with the list of problems and issues reviewed by parliaments of the estates in Western and Central European countries. However, as absolutism grew stronger in Russia, the Councils of the Estates lost relevance by the late 17th century.

The first attempt to establish a bicameral parliament, similar to West European parliaments, was made in the early 19th century. Acting on orders from Russian Emperor Alexander I, prominent statesman Mikhail Speransky drafted the concept of a bicameral legislature that was to have consisted of the State Duma and the State Council headed by the Emperor. Established in 1810, the State Council became the supreme legislature of the Russian Empire. Its members debated all bills and other legislative acts pending approval by the Emperor. But the State Duma was never established.

The idea of a bicameral national legislature was almost realised in the last years of life of the reformer Tsar Alexander II. The assassination of Alexander II and the subsequent counter-reforms of Alexander III delayed the country’s movement toward this goal.

In the early 1900s, all strata of Russian society started demanding the creation of a national representative and legislative institution. In the autumn of 1905 and the winter of 1906, Emperor Nicholas II met society halfway and issued edicts and decrees establishing the State Duma and the upgraded State Council, which had existed for almost 100 years by that time. In his 20 February 1906 edict, Nicholas II stated expressly that, after the convocation of the State Council and the State Duma, no law could enter into force without their prior approval.

Representation in the State Council, the upper house of the first Russian parliament, was determined by a mixed formula. The Tsar appointed 50 percent of its members, and the rest were either elected under the territorial principle (one State Council member from each Gubernia/Regional Council of Estates) or under the estate-corporate principle (six priests from the Russian Orthodox Church, 18 members from Gubernia/Regional nobility societies, six members from the Russian Academy of Sciences and from universities, six members from industrial corporations and six more members from commercial corporations).

The first Russian parliament lasted for just over ten years. A new system of representative institutions called Soviets (Councils) evolved during the February and October revolutions of 1917.

Starting in 1924, the Congress of the Soviets de jure exercised legislative and representative functions in the Union of Soviet Socialist Republics. The Congress established two houses, the Soviet (Council) of the Union and the Soviet (Council) of Nationalities, for the purposes of its regular work. The former’s members represented Union republics in direct proportion to their populations. The latter consisted of five members from each autonomous region and one member from each republic.

The Constitution of 1936 retained the bicameral parliament and replaced two-stage elections of house members with direct elections. It also stipulated a mechanism of conciliation proceedings in the event of disagreements between the houses and even the possibility of dissolving both houses if they failed to reach consensus. The Supreme Soviet (Parliament) of the USSR also consisted of two houses having equal rights: the Soviet (Council) of the Union and the Soviet (Council) of Nationalities. This system existed until the breakup of the USSR.

The 1993 Constitution of the Russian Federation formalised the Federal Assembly’s status, the country’s bicameral parliament and set forth the Federation Council’s powers and terms of reference. Under the Constitution’s Article 95, the Federation Council comprises two representatives from every Russian region: one from the representative authority and one from the executive authority.

Deputies of the upper house of parliament of the first convocation were elected under a proportional majority system in double-member electoral districts, established within the administrative borders of Russian regions (one electoral district in every Russian region). Prospective Federation Council members were nominated by groups of voters and election blocs. Under interim provisions of the Constitution of the Russian Federation, deputies of the Federation Council of the first convocation exercised their powers on a part-time basis. On 13 January 1994, Vladimir Shumeiko was elected the first Speaker of the Federation Council.

In late 1995, the federal law On the Procedure of Establishing the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation was passed. According to its provisions, the Federation Council comprised two representatives from every constituent entity of the Russian Federation: the head of the regional legislature and the head of the executive authority, ex-officio. On 23 February 1996, Yegor Stroyev, Head of the Oryol Region Administration, was elected Speaker of the Federation Council.

On 8 August 2000, the new federal law On the Procedure of Establishing the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, entered into force. According to its provisions, a representative of a Russian region’s executive authority in the Federation Council was appointed by the chief government official in that constituent entity (head of the supreme executive authority of a constituent entity). A Federation Council member representing a legislative (representative) authority of a constituent entity was elected by that same body for the entire duration of its term. If a regional legislature was formed on a rotating basis, a Federation Council member was appointed for the duration of one term of its elected deputies. Federation Council members exercised their powers on a full-time basis.

On 5 December 2001, Sergei Mironov, the representative of the St Petersburg Legislative Assembly in the Federation Council, was elected Speaker of the Federation Council.

On 4 February 2009, the Federation Council approved the federal law On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with Changes in the Procedure of Establishing the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. Under the new law, a citizen of the Russian Federation who is a deputy of a legislative (representative) authority of the constituent entity of the Russian Federation, or a deputy of a municipal entity’s representative body located in a Russian region can be elected or appointed to the Federation Council. The law stipulated a transition period during which incumbent Federation Council members were able to complete their term. The new procedure for establishing the Federation Council entered into force as of 1 January 2011.

On 10 September 2011, Valentina Matviyenko, representative of the executive authority of the city of St Petersburg, was elected Speaker of the Federation Council.

The Federation Council was restructured in November 2011, with ten new committees replacing its 16 committees and 11 permanent commissions.

In 2012, members of a Federation Council working group drafted the federal law On the Procedure of Establishing the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, which sought to encourage more active involvement of Russian citizens in establishing the “house of the regions.” Society supported this initiative, and the President of the Russian Federation submitted the draft law to the State Duma in June.

On 20 November 2012, the State Duma passed the new federal law On the Procedure of Establishing the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. The Federation Council passed the document on 28 November, with the President of Russia signing it on 3 December.

Under the law, only a deputy of a legislative authority of a constituent entity can represent it in the Federation Council. The regional parliament, by a majority of votes, appoints the representative in the month after the first sitting of a new convocation of the regional parliament.

When electing the chief government official of a constituent entity of the Russian Federation (head of the supreme executive authority of the constituent entity of the Russian Federation) each candidate to this office submits to the relevant election commission a list of three candidates who meet the requirements and limitations as per the Federal Law, and one of these three persons is appointed to the Federation Council as a representative of the executive authority of the relevant constituent entity of the Russian Federation, if the candidate to the office of chief government official in the region is elected.

The law states expressly that a Russian citizen upon reaching 30 years or older and living in the region in question for the past five years can become a member of the Federation Council. The so-called residency requirement does not apply to Federal Assembly members, persons occupying state positions or civil-service positions of the relevant Russian region for a period of five years or those who had occupied state positions or civil-service positions of the relevant Russian region for the same time period pending their nomination as prospective Federation Council members.

The law requires candidates to have an unimpeachable reputation. A Russian citizen convicted for grave or particularly grave crimes, or for extremist crimes, as stipulated by the Criminal Code of the Russian Federation, or whose conviction remains in effect, cannot become a prospective Federation Council member.

The new procedure for establishing the Federation Council entered into force on 1 January 2013. A member of the Federation Council who has been elected or appointed pending the law’s entry into force shall continue to exercise authority until a new member of the Federation Council has been vested with authority under the procedure stipulated by the law after scheduled elections to the relevant government body of the Russian region have been held.

In 2012, the Council of Legislators of the Federal Assembly of the Russian Federation was established on the initiative of President of the Russian Federation Vladimir Putin. Council members aimed to create a common legal infrastructure, to coordinate law-making activities of regional parliaments and to exchange experience. Council members held their first meeting on 31 May 2012 and decided to approve the regulations of the Council of Legislators of the Russian Federation and to establish the Council’s Presidium. The second meeting of members of the Council of Legislators involving President of the Russian Federation Vladimir Putin took place on 13 December 2012. Meeting participants discussed the tasks of legislative (representative) authorities to achieve strategic long-term goals of the Russian Federation’s socioeconomic development.

The Federation Council has initiated major international projects and events of major importance for the Russian Federation’s economic development and for expanded integration processes in the Commonwealth of Independent States.

The St Petersburg International Economic Forum was established in 1997 on the initiative of the Federation Council. The forum’s main tasks included large scale non-politicised discussions involving representatives of government, the academic and business communities, and focusing on the economic development of Russia and neighbouring states as well as efforts to improve the investment climate in Russian regions. From 2006, as per instructions of President Putin, the St Petersburg International Economic Forum has operated under the Government of the Russian Federation, with the participation of the Federation Council.

The Baikal Economic Forum began work in September 2000 and became a significant event in the economic life of Siberia, the Russian Far East and Russia as a whole. This was a biannual event until 2010. In 2010, it was decided to hold the Forum each year. In September 2012, Ulan-Ude hosted the international economic conference New Economy − New Approaches as part of the Baikal Economic Forum.

Other major international forums take place under the auspices of the Federation Council, such as the international congress Road Safety for the Safety of Life (held since 2007, including the fourth congress in 2012) and the Nevsky International Ecological Congress (first held in 2008, involves the Inter-Parliamentary Assembly of CIS and PACE countries and is sponsored by the Russian Government). The 5th Nevsky International Ecological Congress was held in May 2012.

In 2009, the Federation Council initiated the annual parliamentary forum Historical and Cultural Heritage of Russia in the city of Kostroma. In October 2012, Kostroma hosted the fourth forum.

Parliaments play a key role in launching constructive dialogue and strengthening a practical approach toward international cooperation. The importance of their contribution to international politics continues to increase with every passing year. The Federation Council is actively involved in the work of the CIS Inter-Parliamentary Assembly as part of the parliamentary delegation of the Federal Assembly of the Russian Federation. Valentina Matviyenko chairs the Council of the CIS Inter-Parliamentary Assembly.

The Federation Council’s membership in the Association of European Senates serves as international recognition of its merits. On 28 June 2002, Association members met in Ljubljana, the capital of Slovenia, and decided to admit the Federation Council.

In January 2013, a delegation of the Federation Council took part in the work of the 21st session of the Asia Pacific Parliamentary Forum (APPF) in Vladivostok. Russia chaired that session whose participants focused on legislative support for decisions charted by APEC economic leaders during their meeting in autumn of 2012 that was also chaired by Russia.

The work of the Federation Council is in many ways a testament to the historical continuity of the most democratic traditions of exercising legislative power in Russia.

The Federation Council, which aims to promote the integration and consolidation of Russian regions, balances federal and regional interests in decision-making in order to achieve strategic long-term national development goals.

Read more

бета
Меню Закрыть
Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации Вход
Эфир

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Порядок формирования

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен Федеральным законом от 3 декабря 2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» .

Регламент Совета Федерации

Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Совет Федерации принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

История

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений — от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

Первой формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было Вече — собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании на службу и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров.

Историческая справка

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образован в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, как палата парламента, представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства.

Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировых парламентских традициях. В настоящее время двухпалатную структуру имеют парламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную форму государственного устройства.

Исторически во многих странах верхние палаты «выросли» из собраний советников при правителях и носили сословный характер. В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума. Она просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в Сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков и получили впоследствии название Земских Соборов. Земские Соборы избирали на царство государей, рассматривали вопросы войны и мира, принимали в состав государства новые территории, рассматривали вопросы взыскания налогов. Функции и сферы ведения Земских Соборов достаточно точно совпадали с перечнем проблем и вопросов, которые рассматривались сословными парламентами стран Западной и Центральной Европы. К концу XVII века по мере укрепления абсолютизма Земские Соборы утратили свое значение.

Первая попытка создания двухпалатного парламента, аналогичного тем, которые существовали в Западной Европе, приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I трудами выдающегося государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского были разработаны контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета. В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.

В последние годы жизни царя-реформатора Александра II идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Убийство Александра II и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России к его созданию.

В первые годы ХХ века требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905 — зимой 1906 годов. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную думу и реформируемый Государственный совет, существовавший к тому времени уже почти сто лет. Манифестом 20 февраля 1906 года император Николай II установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».

Государственный совет – верхняя палата первого российского парламента – формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначались царем, другая половина – избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного совета от каждого губернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (6 членов от духовенства православной Российской церкви, 18 от губернских дворянских обществ, 6 членов от Академии наук и университетов, по 6 — от промышленных и торговых корпораций).

Первому русскому парламенту был отмерен недолгий век – чуть больше десяти лет. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.

С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет, в котором союзные республики были представлены пропорционально населению каждой из них, и Совет Национальностей, который формировался по следующему принципу: от каждой союзной республики (независимо от населения) – по 5 человек и от каждой автономной области или республики – по 1 человеку.

Конституция 1936 года сохранила принцип двухпалатности, заменив двухступенчатые выборы палат прямыми. Был предусмотрен также механизм согласительных процедур в случае разногласий между палатами и даже возможность роспуска обеих палат в случае недостижения согласия. Верховный Совет СССР также состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила статус Федерального Собрания — двухпалатного парламента России, определила вопросы ведения и полномочия Совета Федерации. В соответствии со статьей 95 в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

Депутаты верхней палаты первого созыва избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Российской Федерации (один округ на территории каждого субъекта Российской Федерации). Кандидаты в члены Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями. В соответствии с переходными положениями Конституции Российской Федерации депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе. Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир Филиппович Шумейко.

В конце 1995 года был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. 23 февраля 1996 года Председателем Совета Федерации был избран Егор Семенович Строев, Глава администрации Орловской области.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с ним представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначался высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Полномочия членов Совета Федерации осуществлялись на постоянной основе.

5 декабря 2001 года Председателем Совета Федерации был избран Сергей Михайлович Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

4 февраля 2009 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с новым законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта. Законом был установлен переходный период, в течение которого действующие члены Совета Федерации могли доработать свой срок полномочий. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2011 года.

10 сентября 2011 года Председателем Совета Федерации была избрана  Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
Валентина Ивановна Матвиенко, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга.

В ноябре 2011 года серьезные изменения претерпела внутренняя структура Совета Федерации: вместо прежних 16 комитетов и 11 постоянных комиссий было создано 10 комитетов.

В 2012 году рабочей группой Совета Федерации был разработан и вынесен на общественное обсуждение проект федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий более активное участие граждан страны в формировании «палаты регионов». Инициатива получила поддержку общества, и в июне законопроект был внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу.

20 ноября 2012 года новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Государственной Думой, 28 ноября одобрен Советом Федерации и 3 декабря подписан Президентом России.

Согласно закону, представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа. При этом соответствующее решение региональный парламент должен принять большинством голосов от общего числа своих депутатов в течение месяца со дня первого заседания нового созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации каждый кандидат на эту должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа власти.

Устанавливается, что претендентом на должность члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, проживающий на территории соответствующего субъекта в течение последних пяти лет. Так называемый «ценз оседлости» не распространяется на федеральных парламентариев, лиц, замещающих государственную должность или должность государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации, либо замещавших государственные должности или должности государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Закон вводит такое требование к кандидатам, как обладание безупречной репутацией. Не может быть кандидатом в сенаторы гражданин Российской Федерации, осужденный за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и имеющий неснятую, непогашенную судимость либо ранее имевший судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК РФ, и имеющий неснятую, непогашенную судимость за указанное преступление.

Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2013 года. Законом предусмотрена «плавная» ротация действующего состава палаты. Член Совета Федерации, избранный (назначенный) до дня вступления закона в силу, продолжает исполнять свои полномочия до наделения полномочиями нового члена Совета Федерации в порядке, установленном законом, после проведения очередных выборов в соответствующий орган власти субъекта Российской Федерации.

В 2012 году по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина был создан Совет законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации. Его целью стало обеспечение единого правового пространства, координация законотворческой деятельности региональных парламентов и обмен опытом. На его первом заседании, которое состоялось 31 мая 2012 года, было принято решение об утверждении Положения о Совете законодателей Российской Федерации, а также сформирован его Президиум. Второе заседание Совета законодателей состоялось 13 декабря 2012 года с участием Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. На нем обсуждались задачи законодательных (представительных) органов государственной власти по достижению стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации.

Совет Федерации является инициатором крупных международных акций, имеющих принципиальное значение как для экономического развития России, так и для расширения интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств.

В 1997 году по инициативе Совета Федерации был основан Петербургский экономический форум. Основными целями форума было проведение широких неполитизированных дискуссий с участием представителей власти, науки и бизнеса об экономическом развитии России и сопредельных государств и содействие инвестиционной привлекательности российских регионов. С 2006 года по распоряжению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Петербургский международный экономический форум перешел под эгиду Правительства Российской Федерации с участием Совета Федерации.

В сентябре 2000 года начал свою работу Байкальский экономический форум, ставший значимым явлением в экономической жизни Сибири и Дальнего Востока, страны в целом. До 2010 года он проводился раз в два года. В 2010 году принято решение проводить Форум ежегодно. В сентябре 2012 года в Улан-Удэ состоялась Международная экономическая конференция «Новая экономика – новые подходы», организованная в рамках Байкальского экономического форума.

Под эгидой Совета Федерации проводятся другие крупные международные форумы: Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» (проводится с 2007 года, в 2012 году состоялся Четвёртый конгресс) и Невский международный экологический конгресс (впервые состоялся в 2008 году, проводится при участии Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ и ПАСЕ, при поддержке Правительства РФ). В мае 2012 года прошел 5-й Невский экологический конгресс.

В 2009 году Совет Федерации инициировал проведение ежегодного Парламентского форума «Историко-культурное наследие России» в городе Костроме. В октябре 2012 года в Костроме состоялся IV Парламентский форум.

Одним из важнейших и эффективных рычагов в установлении конструктивного диалога, укреплении практического подхода в развитии международного сотрудничества является парламентская составляющая, удельный вес которой в международной политике с каждым годом возрастает. Совет Федерации в рамках парламентской делегации Федерального Собрания Российской Федерации принимает активное участие в работе Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Председателем Совета МПА СНГ является Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
.

Международным признанием заслуг Совета Федерации стало его членство в Ассоциации европейских сенатов. Решение об этом было принято 28 июня 2002 года на встрече Ассоциации в столице Словении городе Любляне.

В январе 2013 года делегация Совета Федерации приняла участие в работе 21-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, проходившей во Владивостоке под председательством России. Главной темой сессии стало законодательное обеспечение решений, выработанных лидерами стран АТЭС на саммите, состоявшемся также под председательством России, осенью 2012 года.

В деятельности Совета Федерации во многом проявляется историческая преемственность наиболее демократических традиций осуществления законодательной власти в России.

Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.

Развернуть полный текст исторической справки