На парламентских слушаниях в СФ обсудили вопросы соблюдения международных соглашений в области разоружения.
Проблемы соблюдения международных соглашений в области разоружения и перспективы развития международного сотрудничества в этой сфере обсудили участники прошедших в Совете Федерации парламентских слушаний.
В мероприятии, которое провел
председатель Комитета СФ по международным делам Константин Косачев
Косачев
Константин Иосифовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл
, приняли участие его первый заместитель Владимир Джабаров
Джабаров
Владимир Михайловичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Еврейской автономной области
, заместитель
председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Баир Жамсуев
Жамсуев
Баир Баясхалановичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Забайкальского края
, члены Комитета СФ по международным делам Рафаил Зинуров
Зинуров
Рафаил Наримановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Башкортостан
, Игорь Морозов
Морозов
Игорь Николаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Рязанской области
, Олег Морозов
Морозов
Олег Викторовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан
,
Валерий Пономарев,
Пономарев
Валерий Андреевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Камчатского края
Ольга Тимофеева
Тимофеева
Ольга Леонидовнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти города Севастополя
, заместитель Министра
иностранных дел России Сергей Рябков,
представители Министерства обороны, государственной корпорации по атомной
энергии «Росатом», общественных организаций и научно-экспертного сообщества.
Константин Косачев подчеркнул, что тема напрямую связана с национальной безопасностью РФ.
«По нашей оценке, в современном
международном праве не существует общепризнанного и универсального
обязательства разоружаться. Намерения идти в направлении Договора о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем
ограничиваются их констатацией в преамбулах иных договоренностей», — сказал
сенатор.

Сложился свод норм, определяющих частичные меры по разоружению. Это запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружения в количественном и качественном отношении, сужение возможностей качественного совершенствования оружия, сокращение сферы или районов размещения отдельных видов вооружений, отметил парламентарий.
«Обсуждение дальнейшего сокращения ядерного оружия должно вестись с учетом всех факторов, оказывающих влияние на стратегическую стабильность. К этим факторам, безусловно, относятся создание Соединенными Штатами Америки глобальной противоракетной обороны, развитие ими стратегического наступательного оружия в неядерном оснащении в рамках концепции молниеносного глобального удара, угроза появления оружия в космосе, нарастание количественного и качественного дисбаланса в обычных вооружениях», — подчеркнул Константин Косачев.
«Серьезное беспокойство вызывает сложная ситуация вокруг вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний из‑за жесткого отказа США и ряда других государств его ратифицировать. Ряд российских экспертов бьет тревогу в связи с отсутствием переговоров по подготовке следующего соглашения о стратегических наступательных вооружениях, в то время как срок действующего договора истекает через пять лет, а процедура его автоматического продления в документе не предусмотрена. США отказываются обсуждать ограничение систем ПРО и блокируют заключение международного договора о предотвращении вывода оружия в космос, инициированного Россией и Китаем».
«Очевидно, что ситуация в сфере контроля над ядерным оружием требует выверенных, но в то же время свежих, и, возможно, нестандартных решений», — считает глава Комитета СФ.
«Необходимо обсудить, есть ли здесь дополнительное пространство для так называемой парламентской дипломатии, которая пока задействована в данном контексте не в полном мере», — сказал сенатор.
Он отметил что существующие межпарламентские площадки –Межпарламентский союз, Парламентская Ассамблея ОБСЕ, Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум рассматривают вопросы, связанные с выполнением международных соглашений в области нераспространения, контроля над вооружениями, разоружением. «Однако очевидно, что эффективность их решений не всегда соответствует ожиданиям. Мы, парламентарии, можем и должны предпринять дополнительные усилия, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону и внести наш посильный вклад в дело обеспечения безопасности Российской Федерации».
Константин Косачев также считает необходимым активизировать усилия структур гражданского общества в борьбе за мир. Сенатор напомнил, что в 2017 году в России должен состояться XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. «Думаю, что там антивоенная тема будет звучать отчетливо. Активизация этих дискуссий в российском гражданском обществе была бы вполне актуальна и уместна».

Сергей Рябков рассказал о проблемах соблюдения международных соглашений в области разоружения и перспективах развития международного сотрудничества в этой сфере.
Заместитель Министра подчеркнул принципиальную важность неукоснительного соблюдения всех имеющихся международных соглашений по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению.
«Считаем необходимым на многосторонней основе и далее предпринимать меры по укреплению существующих конвенционных режимов, по реализации конструктивных инициатив в целях выработки возможных новых международных договоренностей, укрепляющих нашу и всеобщую безопасность. Одним из приоритетов в области ядерного нераспространения остается укрепление и придание универсального характера Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)», — сказал Сергей Рябков.
«Что касается европейских дел, значимой мерой доверия видим Договор по открытому небу. Он позволяет обеспечивать адекватный уровень оценки и контроля за военной деятельностью государств-участников, а также за соблюдением соглашений в области контроля над вооружениями. Соблюдением контроля. Его полезность доказывается практикой наблюдательных полетов, в ходе которых, помимо рутинного сбора информации, существует возможность в периоды кризисных ситуаций опровергать разного рода домыслы и провокационные вбросы. Так было в период острого кризиса на Востоке Украины, когда иностранные миссии наблюдения смогли убедиться в отсутствии чрезмерных накоплений войск и вооружений в приграничных зонах и в их полном отсутствии на территории Донбасса».
В ходе обсуждения было обращено особое внимание на необходимость достижения качественно нового уровня в использовании возможностей парламентской дипломатии в этой сфере. «Вопросы нераспространения, контроля над вооружениями и разоружения в целом находятся в поле зрения международных парламентских организаций. Настало время поставить вопрос о необходимости солидаризации мнений в отношении постановки мониторинга процесса реализации принятых межпарламентских решений как в Межпарламентском союзе, так и на других межпарламентских площадках», — говорится в рекомендациях по итогам слушаний.