«Круглые столы»

«О синхронизации подходов к разработке и управлению государственными программами Российской Федерации и национальными (федеральными) проектами в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 „О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года“

Рекомендации

В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2021 года Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проведено 26 апреля 2021 года заседание «круглого стола», в котором приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Аналитического Центра при Правительстве Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Обсудив вопрос о необходимости синхронизации подходов к разработке и управлению государственными программами Российской Федерации и национальными (федеральными) проектами в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» скорректированы национальные цели развития Российской Федерации, уточнены целевые показатели, характеризующие их достижение, горизонт планирования увеличен до 2030 года.

По итогам совместного заседания Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 23 декабря 2020 года, Правительству Российской Федерации было поручено скорректировать при необходимости национальные проекты (программы) и государственные программы, приведя их в соответствие с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Эта работа продолжается.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года отметил необходимость не забывать цели стратегического развития, национальные цели развития и совершенствовать механизмы их достижения, в том числе по таким ключевым направлениям как демография, поддержка семьи, борьба с бедностью и повышение доходов граждан, создание рабочих мест и улучшение предпринимательской среды, новое качество государственного управления, обратился с просьбой к Правительству Российской Федерации сконцентрировать внимание на этих задачах при подготовке новых инициатив социально-экономического развития России и поручил представить предложения по ним до 1 июля текущего года.

Предложения Правительства Российской Федерации планируется обсудить с участием профильных комиссий Госсовета, деловых объединений, экспертов и Общественной палаты Российской Федерации. Окончательные решения по дальнейшим финансовым и организационным действиям планируется принимать по результатам дискуссии на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.

В ходе состоявшегося 19 ноября 2020 года совещания у Председателя Правительства Российской Федерации, посвященного организации исполнения единого плана по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и плановый период до 2030 года и ходу национальных проектов, Минфину России и Минэкономразвития России было поручено (с учетом ранее данных поручений Правительства Российской Федерации) завершить подготовку и внести проект постановления Правительства Российской Федерации «О системе управления государственными программами Российской Федерации» в увязке с мероприятиями по достижению национальных целей развития Российской Федерации и с учетом опыта организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации. Работа над подготовленным Минэкономразвития России проектом постановления Правительства Российской Федерации еще не завершена.

Приняв к сведению выступления и поступившие в ходе обсуждения предложения и замечания и учитывая информацию Счетной палаты Российской Федерации о системных проблемах планирования и реализации национальных проектов, Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, государственных программ Российской Федерации, участники «круглого стола» считают необходимым предложить:

1. Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность при корректировке национальных проектов:

обеспечить согласованность национальных проектов между собой и с другими документами стратегического планирования (согласно Федеральному закону от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации») с целью достижения необходимых синергетических социально-экономических эффектов от реализации национальных проектов;

дополнить системы показателей национальных проектов показателями, обеспечивающими объективную оценку достижимости национальных целей развития, в том числе с учетом проведения анализа причин невыполнения и кратного перевыполнения плановых значений целевых показателей;

провести декомпозицию значений показателей федеральных проектов в региональном разрезе с учетом финансовых, национальных и территориальных особенностей регионов, их отраслевой специализации и финансового обеспечения;

привести параметры финансового обеспечения реализации национальных проектов за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствие с объемами бюджетных ассигнований, утвержденными региональными проектами;

разработать и утвердить методики расчета показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также методик расчета текущих показателей национальных проектов;

доработать автоматизированную информационную систему управления национальными проектами на базе ГИИС «Электронный бюджет»;

усовершенствовать механизмы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с субъектами Российской Федерации по вопросам реализации национальных, федеральных и региональных проектов;

разработать и утвердить методические рекомендации по системе управления рисками при реализации национальных и федеральных проектов;

сформировать механизмы привлечения средств из внебюджетных источников при реализации национальных, федеральных и региональных проектов;

определить меры государственной политики, содержащиеся в национальных и федеральных проектах и иных документах стратегического планирования и ранжирование их по степени влияния на достижение национальных целей развития, содержащихся в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года;

провести декомпозицию национальных целей развития, содержащихся в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года до показателей всех национальных, федеральных и региональных проектов;

2) предусмотреть в ходе доработки национальных проектов устранение системных проблем, выявленных Счетной палатой Российской Федерации, в том числе отсутствие в национальных и федеральных проектах комплекса мероприятий, обеспечивающих «прорывной» характер с точки зрения достижения установленных целей и показателей; отсутствие последовательной и обоснованной декомпозиции целей, ожидаемых результатов, плановых значений показателей и финансового обеспечения с учетом необходимости обеспечения достижения национальных целей; отсутствие механизмов привлечения, обоснования и детализации источников внебюджетных средств; недостаточный уровень вовлеченности регионов и необоснованность установленных для них значений показателей.

3) предусмотреть в ходе доработки государственных программ Российской Федерации устранение таких недостатков их формирования и реализации, как отсутствие зависимости между объемами ресурсного обеспечения и достигаемыми значениями показателей, многократные изменения состава и ухудшение значений показателей, низкая доля показателей, определяемых исходя из данных государственного (федерального) статистического наблюдения.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации рассмотреть возможность:

1) подготовки рекомендаций субъектам Российской Федерации о заключении соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальным образованиям в целях реализации мероприятий национальных проектов сроком на три года;

2) согласование государственных программ Российской Федерации с другими документами стратегического планирования;

3) обеспечить внесение изменений в показатели и структурные элементы государственных программ Российской Федерации не позднее утверждения федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»;

4) определить отраслевых кураторов по вопросам работы с подсистемой национальных проектов ГИИС «Электронный бюджет»;

5) завершить работы необходимые для формирования в ГИИС «Электронный бюджет» государственных программ с учетом их интеграции с национальными проектами;

6) синхронизировать федеральные системы сбора, анализа и контроля информации о реализации национальных проектов (ГИИС «Электронный бюджет», информационная система мониторинга национальных проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Наука» (ИСМНП), ГИС «ЖКХ», АИС «Реформа ЖКХ», АИС «Статистическая отчетность», геоинформационная система национального проекта «Культура», АИС «ИСКО», АС «ММСС», «Эталон», подсистема сбора и консолидации данных национального проекта «Образование» и другие) с целью исключения дублирования ввода однотипной информации при работе в указанных системах;

7) доработать подсистему управления национальными проектами ГИИС «Электронный бюджет», предусмотрев модуль «Аналитика» для оперативного анализа имеющейся в подсистеме информации о реализации национальных, федеральных, региональных проектов;

8) обеспечить возможность выгрузки сводной информации по закупкам, размещаемым субъектом Российской Федерации в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), по мероприятиям национальных проектов в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

9) финансирования мероприятий по созданию, строительству, реконструкции (модернизации), капитальному ремонту государственных или муниципальных общеобразовательных организаций (сельских школ) в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»;

10) в рамках совершенствования системы национальных проектов направить ответственным ведомствам предложения:

об определении на федеральном уровне механизма обоснования бюджетных расходов субъекта Российской Федерации на проведение мероприятий, направленных на ликвидацию ветхого и аварийного жилья, с привязкой к рыночной стоимости 1 кв. м недвижимости, публикуемой Росстатом по субъектам Российской Федерации на начало года;

о рассмотрении вопроса о включении работ по строительству и реставрации в основное мероприятие по модернизации детских школ искусств по видам искусств в дополнение к мероприятиям федерального проекта «Культурная среда» по развитию сети учреждений дополнительного образования в сфере культуры (в связи с размещением части образовательных учреждений в сфере культуры в Республике Крым в объектах культурного наследия);

11) рассмотреть информацию об отмечаемых субъектами Российской Федерации затруднениях при реализации региональных проектов национальных проектов и государственных программ, таких как:

отсутствие или недостаточную проработку нормативных правовых документов, методических рекомендаций по вопросам реализации проектов, методик расчета показателей проектов;

недостаточное финансовое обеспечение, в том числе в связи с установлением федеральными органами исполнительной власти уровней софинансирования расходных обязательств по мероприятиям существенно ниже, чем утвержденные Правительством Российской Федерации предельные уровни софинансирования при реализации национальных проектов;

избыточность поступающих в регионы запросов о ходе реализации мероприятий национальных проектов;

нестабильную работу подсистемы управления национальными проектами на базе ГИИС «Электронный бюджет» и недостатки работы с данными по региональным проектам федеральных проектов;

ненадлежащий уровень взаимодействия ряда федеральных органов исполнительной власти с регионами по вопросам формирования и реализации региональных проектов, входящих в состав федеральных проектов.

3. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить представленную субъектами Российской Федерации информацию об основных затруднениях при реализации региональных проектов национальных проектов и государственных программ Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации.