Все новости

В. Матвиенко: Необходимо сделать все, чтобы нейтрализовать любые попытки вмешательства во внутренние дела России

Председатель СФ в ходе парламентских слушаний предложила проработать вопрос о создании в Совете Федерации временной комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России.


Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
открыла парламентские слушания на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика».

Смотрите также

По ее словам, дискуссия посвящена острой и злободневной теме, имеющей прямое отношение к национальной безопасности. «Реальностью нашего времени стали гибридные войны, цель которых проста – подрыв суверенитета государств, подчинение их внутренней и внешней политики. Фактически, это то же завоевание, но без войсковых операций». В качестве примера Валентина Матвиенко привела «арабскую весну», государственный переворот на Украине, «цветные» революции в ряде стран, в том числе в государствах бывшего Советского Союза.

Председатель СФ подчеркнула, что сегодня человечество столкнулось с возникновением самого мощного очага терроризма в лице «Исламского государства». «Появление этого опасного врага во многом на совести тех, кто взорвал Ближний Восток, принеся в регион насилие и кровопролитие вместо свободы».

Она добавила, что на этом фоне в ряде стран безосновательно и бездоказательно пытаются обвинить именно Россию во вмешательстве в дела других государств. «Все это делается для того, чтобы нагнетать антироссийскую истерию, демонизировать Россию, запугать своих граждан мифической российской угрозой. За этим очевидно стремление ослабить нашу страну – экономически, политически, повлиять на независимую внешнюю политику, на растущее влияние в мире».

«Мы должны сделать все, чтобы нейтрализовать любые попытки вмешательства во внутренние дела России», — подчеркнула Валентина Матвиенко.

При этом Председатель СФ отметила, что многие годы наблюдаются попытки влияния на российские внутриполитические процессы и через неправительственные организации и напрямую. «В этих целях применяется организация информационных атак, финансирование антигосударственных политических сил, использование темы защиты прав человека во внутриполитической борьбе, провоцирование религиозных, межнациональных и социальных конфликтов, разжигание протестных настроений».

Смотрите также

По мнению Валентины Матвиенко, особая роль в дестабилизации общественно-политической ситуации отводится некоторым НКО, через которые последовательно ведется антироссийская пропаганда, подбор и обучение кадров, систематически организуются площадки за рубежом, куда приглашаются люди, не представляющие интересы тех или иных слоев населения, а те, кто готов лить грязь на свою страну. «Каждый раз эта деятельность активизируется под очередной избирательный цикл в России».

Председатель Совета Федерации подчеркнула, что реальной социальной базы для раскачивания ситуации внутри России нет. «Проблемы есть, но правда и то, что годы президентства Владимира Путина заметно консолидировали общество, позволили гражданам поверить в свои силы и в свою страну, поэтому наши недоброжелатели вынуждены усиливать акцент на внешнем давлении на Россию». Она пояснила, что речь идет об антироссийских санкциях, декларациях и резолюциях, о попытках дискредитации российских дипломатов. «Отстранение российских спортсменов от участия в Олимпиаде в Рио‑де-Жанейро, паралимпийцев показывает, с каким циничным явлением мы имеем дело под прикрытием гуманизма и заботы о правах человека».

В СФ проходят парламентские слушания, посвященные предотвращению вмешательства во внутренние дела России
Парламентские слушания на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика»
Е. Бушмин и Ю. Чайка
Парламентские слушания на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика»
Ю. Чайка
Парламентские слушания на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика»
С. Нарышкин и Е. Бушмин
И. Морозов
Парламентские слушания на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика»
Л. Козлова
А. Клишас и С. Нарышкин
В. Джабаров
Парламентские слушания на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика»
В. Матвиенко
А. Клишас и К. Косачев

В СФ проходят парламентские слушания, посвященные предотвращению вмешательства во внутренние дела России

1 из 15

Парламентские слушания на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика»

2 из 15

Е. Бушмин и Ю. Чайка

3 из 15

Парламентские слушания на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика»

4 из 15

Ю. Чайка

5 из 15

Парламентские слушания на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика»

6 из 15

С. Нарышкин и Е. Бушмин

7 из 15

И. Морозов

8 из 15

Парламентские слушания на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика»

9 из 15

Л. Козлова

10 из 15

А. Клишас и С. Нарышкин

11 из 15

В. Джабаров

12 из 15

Парламентские слушания на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика»

13 из 15

В. Матвиенко

14 из 15

А. Клишас и К. Косачев

15 из 15

Валентина Матвиенко отметила, что все чаще используются в качестве инструмента политического и экономического давления, вмешательства в ее внутренние дела решения международных судов. «В качестве попытки вмешательства можно расценивать и инициативы создания международного трибунала по делу о крушении малазийского «боинга» на Донбассе. Затеянное в политических целях расследование Международного уголовного суда о событиях 2008 года в Южной Осетии, признание незаконным воссоединение Крыма с Россией сделали невозможным участие нашей страны в Римском статуте МУС».

По ее словам, принципиальная позиции России – не вмешиваться в чужие дела самим, но и не позволять вмешиваться другим в дела России и ее союзников. Председатель СФ подчеркнула, что поле деятельности на этом направлении для всех ветвей власти, для здоровых общественных сил огромна, но особое место в этой работе принадлежит законодателям.

Валентина Матвиенко отметила, что уже возникла идея по аналогии с антикоррупционной экспертизой законопроектов проводить анализ принимаемых норм на уязвимость для внешних воздействий – суверенную экспертизу. Важным элементом противодействия она назвала принятие федерального конституционного закона о наделении Конституционного суда правом признавать невозможным к исполнению в России решений международных судов, если они противоречат Конституции РФ. «Приняты законы, которые регулируют деятельность российских НКО, финансируемых из‑за рубежа, ограничивают долю иностранного капитала в российских СМИ, дают возможность признания нежелательной деятельность некоторых неправительственных организаций на территории нашей страны».

Дополнительно

Председатель СФ считает, что в целом выстроена эффективная законодательная система защиты суверенитета страны. «Однако у нас должна работать система постоянного парламентского контроля в этой сфере». В связи с этим Валентина Матвиенко предложила проработать вопрос о создании в Совете Федерации комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России.

По ее словам, в преддверии президентских выборов первостепенное значение приобретает системное и эффективное противодействие целенаправленному иностранному вмешательству в избирательный процесс. «Основные усилия должны быть направлены на развитие национальных институтов гражданского общества, внутренней системы наблюдения за выборами, чему будет способствовать недавно принятый Федеральным Собранием закон об изменениях выборного законодательства».

По мнению Валентины Матвиенко, назрел и частичный пересмотр существующего формата внешнего наблюдения. «Следует отказываться от приглашения так называемых наблюдательных миссий из государств, которые не допускают российских наблюдателей на свои избирательные участки».

Председатель СФ добавила, что при проведении выборов возможно усиление незаконной протестной активности, подогреваемой как оппозиционными силами, так и зарубежными центрами влияния. «Необходимо усилить контроль за финансирование из‑за рубежа противоправной деятельности деструктивных сил. Поставить вопрос о приведении к общеевропейской практике участия дипломатических работников иностранных государств в публичных политических акциях».

Дополнительного внимания, считает Валентина Матвиенко, требует вопрос о привлечении несовершеннолетних к участию в массовых политических мероприятиях, что ставит под угрозу безопасность детей.

Председатель Совета Федерации обратила внимание, что проблема вмешательства во внутренние дела не является сугубо российской. «Она имеет международный характер и требует совместных действий всех заинтересованных государств, которые дорожат своей честью и суверенитетом. Многое для решения этой проблемы могут и должны сделать парламентарии». В качестве примера она отметила принятие на 136-й ассамблее Межпарламентского союза инициированной Россией резолюции о роли парламентов в соблюдении принципов невмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Валентина Матвиенко выразила надежду, что по итогам парламентских слушаний удастся выйти на конкретные рекомендации по дальнейшим действиям всех ветвей власти, специальных служб, институтов гражданского общества на этом направлении.

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка отметил, что в последние годы значительные усилия государства направлены на создание эффективных механизмов противодействия вмешательству во внутренние дела России со стороны иностранных структур.

По его словам, органами прокуратуры проведены масштабные проверки деятельности различных некоммерческих организаций (НКО), выполняющих функции иностранного агента.

Юрий Чайка заявил, что некоторые НКО предпринимают активные попытки повлиять на сферу законотворчества, заявляя о его несовершенстве.

«Проанализировав результаты проведенных проверок НКО в целом, можно констатировать, что наиболее активно во внутренние дела России вмешиваются иностранные неправительственные организации, фактически подконтрольные Государственному департаменту США», — сказал Юрий Чайка.

Он также указал, что целью работы враждебных России организаций как правило являлась смена власти в нашей стране, в том числе, по отработанным сценариям «цветных революций».

«В России нет запрета на работу иностранных и международных организаций. Единственное требование, чтобы они не вмешивались во внутреннюю политику нашей страны, а их деятельность была прозрачной и осуществлялась в рамках существующего у нас законодательства», — напомнил Юрий Чайка.

Генеральный прокурор РФ особо подчеркнул, что формирование законодательной базы, нацеленной на защиту своей страны и ее граждан от воздействия извне, является суверенным правом любого государства.

По мнению Юрия Чайки, практика свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства. Генеральный прокурор РФ высказал ряд предложений в этой сфере.

Директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин подчеркнул, что блок западных стран во главе с США рассматривает Россию в качестве одного из главных вызовов своему глобальному доминированию. «Существование сильной и суверенной России в принципе не вписывается в проект построения планетарного миропорядка, который продолжают продвигать евроатлантические элиты».

«Русофобский курс Запада в настоящий момент фактически институциализирован, а его проводники занимают ведущие посты в органах государственной власти, в международных, неправительственных организациях и СМИ», — сказал глава СВР.

«Реализуемый Западом сценарий предполагает лишение России самостоятельности в международных делах и получение неограниченного доступа к нашим природным ресурсам. Главным препятствием этому США и их союзники считают независимый и национально ориентированный курс российского руководства», — констатировал Сергей Нарышкин.

Руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин отметил, что в России создана система законодательных норм, которая позволяет через кредитные и некредитные организации определять деятельность НКО с помощью системы «знай своего клиента». «Это требование обязательно знать и собственников, и руководителей НКО, и характер проводимых ими операций. А в случае необходимости сообщать об этом в уполномоченный орган, который после анализа передает информацию либо правоохранителям, либо коллегам за рубежом».

Он отметил, что не все НКО соблюдают нормы законодательства. Они применяют различные схемы, не дающие государству возможности контролировать финансовые потоки. «Проблема обостряется появлением новых технологий финансовых расчетов, не всегда урегулированных как на национальном, так и на международном уровне».

Еще одна проблема — введение дистанционной идентификации клиентов. «Здесь есть вопросы как чисто технологические, так и законодательные. Эта проблема стоит не только перед Россией, но и перед многими другими странами», — подчеркнул Юрий Чиханчин.

Заместитель Министра иностранных дел РФ Сергей Рябков высказал мнение, что идет тщательно спланированная кампания по очернению нашей страны. «Она последовательно раскручивается определенными силами как инструмент их внутриполитической борьбы, но, разумеется, имеет долгосрочную проекцию на сферу международных отношений и на двусторонние связи в самых разных областях».

«Больше всего шума сгенерировано вокруг инсинуаций о наших попытках якобы повлиять на исход президентского марафона в США и помочь Дональду Трампу одержать победу над Хилари Клинтон. Президент России Владимир Путин не раз указывал на нелепый, абсурдный характер этих обвинений, подчеркивал, что мы никогда не стремились воздействовать на результаты голосований, состоявшихся 8 ноября 2016 г. Президент также не раз отмечал, что мы с уважением отнеслись бы к любому выбору американского народа», — сказал Сергей Рябков.

Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев Косачев
Константин Иосифович
представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл
Косачев Константин Иосифович
подчеркнул актуальность обсуждаемой темы. «В контексте того избирательного цикла, в который сейчас входит Российская Федерация – выборы Президента России – эта проблема во все возрастающей степени становится реальным вызовом национальной безопасности и суверенитету нашей страны», — сказал сенатор.

Константин Косачев отметил важность парламентской составляющей этой работы. По его словам, необходимо совершенствовать действующее российское законодательство, а также защищать принцип невмешательства в международном праве, в международных отношениях.

Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас Клишас
Андрей Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
Клишас Андрей Александрович
напомнил, что понятие суверенитета относится к основам конституционного строя. «Можно и необходимо совершать конкретные действия, чтобы этот суверенитет защитить», — заявил парламентарий.

«Мы часто говорим о решениях на законодательном уровне надгосударственных органов, того же Европейского суда по правам человека. Но мы все эти органы называем субсидиарными органами правовой защиты – то есть, основная нагрузка в части защиты прав и свобод людей лежит на национальных органах, на национальных судах, прокуратуре, следствии. Именно эти органы и осуществляют реально в большинстве случаев защиту прав и свобод граждан. Поэтому нарушение суверенитета в конечном итоге всегда ведет к нарушению прав и свобод человека», — сказал Андрей Клишас.

По мнению первого заместителя председателя Комитета СФ по международным делам Владимира Джабарова Джабаров
Владимир Михайлович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Еврейской автономной области
Джабаров Владимир Михайлович
, анализируя недружественные шаги зарубежных оппонентов России, можно сделать вывод о том, что на Западе была сделана ставка на последовательный раскол нашего общества, планомерно реализуется линия на развязывание новой холодной войны и полную изоляцию России в мире. Законодатель считает, что на Западе предпринимаются попытки повторить в отношении России «украинский сценарий», используя разобщение политической элиты для расшатывания конституционных основ государства.

Сенатор выдвинул предложение рекомендовать парламентариям, деятелям науки и культуры, представителям бизнеса интенсифицировать контакты со своими зарубежными партнерами по продвижению интересов России и прояснению позиции нашей страны по широкому кругу вопросов и актуальных мировых проблем. Также Владимир Джабаров считает необходимым кардинально пересмотреть вопрос об эффективном использовании «мягкой силы» России. Парламентарий полагает необходимым увеличить квоты, выделяемые для абитуриентов российских вузов из зарубежных стран.

Заместитель председателя Комитета СФ по международным делам Андрей Климов Климов
Андрей Аркадьевич
представитель от исполнительного органа государственной власти Пермского края
Климов Андрей Аркадьевич
заявил, что начиная с 90-х годов, огромные средства направляются западными государствами на идеологическую интервенцию против России. «Необходимо консолидировать усилия тех, кто готов бороться с идеологическим влиянием и, может быть, разработать рамочные подходы к такого рода борьбе», — предложил сенатор.

Андрей Климов также призвал усилить деятельность российских некоммерческих организаций как внутри страны, так за рубежом.

По словам руководителя Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николая Никифорова, задача состоит в том, чтобы обучить сограждан основам медиаграмотности, отличать правду от вымысла и не позволять собой манипулировать. «Не ставится задача закрыть страну для иностранного медиабизнеса или ограничить проникновение в Россию иностранной медиапродукции. Мы открыты для сотрудничества, но при условии того, что заинтересованные иностранные организации соблюдают российское законодательство, не вмешиваются во внутренние дела нашей страны», – сказал Министр.

В ходе парламентских слушаний выступили депутаты Государственной Думы — председатель Комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, первый заместитель председателя Комитета ГД по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов, член Комитета ГД по международным делам Расул Боташев, а также первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Анатолий Капустин, первый заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Сергей Орждоникидзе, заместитель Секретаря Общественной палаты РФ, заместитель председателя совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ Лидия Михеева, председатель президиума «Совета по внешней и оборонной политике» Федор Лукьянов, научный руководитель Института США и Канады РАН (ИСКРАН) Сергей Рогов, директор Института Европы РАН, член-корреспондент РАН Алексей Громыко, другие эксперты и общественные деятели.