Круглый стол провел Г. Карасин.
В Совете Федерации состоялся круглый стол по теме: «Россия и исламский мир: торгово-экономическое сотрудничество и потенциал развития механизмов исламского финансового рынка в Российской Федерации». В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, депутаты Государственной Думы, представители МИД РФ, Министерства финансов России, Банка России, Сбербанка, Евразийского банка развития, Межгосударственного банка СНГ, научного и экспертного сообщества.
Мероприятие прошло в преддверии XIV Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum» 2023.
Председатель
Комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин
Карасин
Григорий Борисовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Сахалинской области
отметил, что тема круглого стола приобретает
особую актуальность в условиях испытываемых
Россией проблем привлечения средств на международных рынках из‑за западных
санкций, а также с точки зрения
необходимости укрепления финансовой стабильности и переориентации российских
внешнеэкономических интересов на Восток.
Заместитель
председателя Комитета СФ Фарит
Мухаметшин
Мухаметшин
Фарит Мубаракшевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Самарской области
напомнил, что в обновленной Концепции внешней политики
Российской Федерации, в разделе «Исламский мир» отмечено, что всё более
востребованными и надёжными партнёрами России в вопросах обеспечения
стабильности, безопасности, решения экономических проблем на глобальном и региональном уровнях становятся государства дружественной исламской
цивилизации.
В ходе мероприятия с докладами выступили первый заместитель Председателя Банка России Владимир Чистюхин, заместитель Министра финансов РФ Алексей Моисеев.
Участники обсудили принятый в первом чтении законопроект «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнёрскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации» и поправки ко второму чтению документа.
В основу законопроекта легли идеи относительно нового для России сегмента финансовой отрасли — партнёрского финансирования. Документ предполагает введение экспериментального правового режима осуществления деятельности по партнерскому финансированию, который устанавливается на территории ряда субъектов — Республики Башкортостан, Республики Дагестан, Республики Татарстан, Чеченской Республики. При этом территория проведения эксперимента может быть расширена Правительством РФ по согласованию с Банком России. Эксперимент проводится в течении двух лет, начиная с 1 февраля 2023 года и может быть продлен.
Спецпредставитель
Министра иностранных дел по взаимодействию с организациями мусульманских
государств, Посол по особым поручениям МИД России Константин Шувалов отметил, что в настоящее время исламские финансы
выделились в самостоятельную полноценную сферу мирового финансового рынка. При
этом одну из основных ролей на данном направлении играет Исламский банк
развития, члены которого — государства Организации исламского сотрудничества.
Было отмечено, что Банк России ведёт переговоры с Исламским банком развития (ИБР) на предмет перспектив сотрудничества. Существует определённый интерес в финансовом присутствии ИБР в ряде инфраструктурных проектов региональных государств, образующих зону свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. В контексте задач построения Большого Евразийского партнёрства будет продолжен поиск возможностей для финансирования международными банковскими структурами крупных проектов в промышленной, энергетической, транспортной сферах. Не вызывает отторжения исламских государств и использование национальных валют во взаиморасчетах.
В свою очередь Сбербанк России активно развивает партнёрское финансирование в ряде регионов. В некоторых субъектах РФ уже представлены специальные финансовые инструменты.
По мнению
члена Комитета СФ по международным делам Григория
Рапоты,
Рапота
Григорий Алексеевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Курской области
в целях улучшения инвестиционного климата имеет смысл проработать
возможность распространения эксперимента с партнёрским финансированием также на субъекты Приволжского федерального округа.