Парламентские слушания

«О параметрах проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»

Рекомендации

Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В 2024 году в Российской Федерации продолжилась реализация комплекса мер, направленных на поддержание финансовой и экономической стабильности, а также мер социально-экономического характера в целях повышения уровня социальной защиты граждан.

В настоящее время отмечается рост экономики на фоне продолжающейся адаптации к новым условиям и перехода к созданию условий для структурной трансформации экономики в целях обеспечения долгосрочного экономического роста.

В Российской Федерации по итогам 2024 года ожидается рост валового внутреннего продукта (далее – ВВП) на 3,9 % (в 2023 году рост составил 3,6 %), несмотря на продолжающую оставаться сложной ситуацию в мировой экономике. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов объем ВВП в 2025 году вырастет на 2,5 %, в дальнейшем темпы роста составят соответственно 2,6 % и 2,8 % в год за счет динамики внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного, удовлетворению которого будет способствовать развитие экономики предложения. При этом отрасли, обеспечивающие импортозамещение и развитие инвестиционно-инновационной модели, станут драйверами экономического роста.

Уровень инфляции по оценке 2024 года составит 7,3 %. В 2025 году с учетом жестких денежно-кредитных условий 2024 года уровень инфляции прогнозируется в размере 4,5 % с выходом на целевой уровень 4,0 %
в 2026 и 2027 годах.

Вместе с тем сохраняются риски, связанные с замедлением мировой экономики, усилением санкционного давления на российскую экономику, волатильностью курсов иностранных валют, а также внутренние риски, обусловленные в первую очередь структурным дефицитом кадров, которые могут повлиять на уровень достижения указанных макроэкономических параметров.

Также наблюдается существенное расхождение в основных параметрах среднесрочного макроэкономического прогноза, подготовленного Правительством Российской Федерации и Банком России. В связи с этим важно повысить эффективность взаимодействия между Правительством Российской Федерации и Банком России по определению макроэкономических условий развития экономики.

Кроме того, участники парламентских слушаний отмечают продолжающееся ужесточение денежно-кредитных условий, в которых экономические агенты осуществляют свою деятельность, что может негативно отразиться на их деловой активности. Необходимо скоординировать действия Правительства Российской Федерации и Банка России, направленные на снижение уровня инфляции, поддержание инвестиционной активности экономических агентов по модернизации и открытию новых производств в целях обеспечения баланса между спросом и предложением на товары и услуги как со стороны граждан, так и со стороны предприятий (компаний).

В качестве основных приоритетов проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов определены вопросы социальной политики, в том числе поддержка наиболее уязвимых категорий граждан, укрепление обороноспособности страны и повышение национальной безопасности, а также структурная трансформация российской экономики для обеспечения технологического лидерства страны и развитие инфраструктуры.

Согласно оценке 2024 года доходы федерального бюджета составят 36,1 трлн рублей, а расходы – 39,4 трлн рублей. В 2025–2027 годах доходы прогнозируются на уровне соответственно 40,3 трлн рублей, 41,8 трлн рублей и 43,2 трлн рублей. Расходы планируются на уровне соответственно 41,5 трлн рублей, 44,0 трлн рублей и 45,9 трлн рублей по годам в трехлетнем периоде.

Дефицит федерального бюджета по оценке 2024 года составит 3,3 трлн рублей (1,7 % ВВП), в 2025–2027 годах дефицит прогнозируется в объеме соответственно 1,2 трлн рублей (0,5 % ВВП), 2,2 трлн рублей
(0,9 % ВВП) и 2,8 трлн рублей (1,1 % ВВП). При этом основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2025 году будут государственные внутренние заимствования Российской Федерации.

Объем государственного долга Российской Федерации по оценке 2024 года составит 30,8 трлн рублей (15,7 % ВВП), в 2025 году его объем прогнозируется на уровне 35,4 трлн рублей, в 2026 году – 40,0 трлн рублей, в 2027 году 44,9 трлн рублей, что составит соответственно 16,5 %, 17,4 % и 18,1 % ВВП. Несмотря на то, что указанный объем государственного долга Российской Федерации находится на безопасном для финансовой стабильности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации уровне, рост расходов на его обслуживание ограничивает возможности федерального бюджета в части осуществления более производительных и общественно значимых расходов.

В 2025–2027 годах предусматривается проведение бюджетной политики в соответствии с полным выходом на «бюджетные правила», следование которым наряду с достаточным объемом ликвидных резервов является одним из условий для обеспечения устойчивости федерального бюджета.

Пополнение Фонда национального благосостояния прогнозируется в 2025–2027 годах в объеме формирования дополнительных нефтегазовых доходов. При этом в 2025 году использование средств Фонда предусмотрено на софинансирование пенсионных накоплений граждан в объеме 0,6 млрд рублей.

В 2025 году прогнозируется рост доходов федерального бюджета на 11,6 % по сравнению с 2024 годом, в плановом периоде 2026 и 2027 годов рост доходов федерального бюджета продолжится, но будет носить умеренный характер – на 3,8 % в 2026 году и на 3,1 % в 2027 году по отношению к предшествующим годам. Следует отметить взвешенный подход к прогнозированию доходов на 2025–2027 годы, несмотря на значительное увеличение доходов федерального бюджета по оценке 2024 года – на 24,0% относительно 2023 года и на 3,0 % по сравнению с уточненными показателями Федерального закона от 27 ноября 2023 года № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период
2025 и 2026 годов». Это связано с тем, что при формировании оценки 2024 года учтен ряд значительных разовых поступлений.

По отношению к ВВП доходы федерального бюджета увеличатся с 18,4 % ВВП в 2024 году до 18,8 % в 2025 году, а затем снизятся до 18,1% ВВП в 2026 году и 17,4 % ВВП в 2027 году. Снижение доходов по отношению к ВВП объясняется главным образом отрицательной динамикой нефтегазовых доходов, ненефтегазовые доходы останутся на стабильном уровне.

Поступления нефтегазовых доходов федерального бюджета на протяжении всего прогнозируемого периода будут ежегодно снижаться – на 3,3 % в 2025 году, на 3,4 % в 2026 году и на 7,6 % в 2027 году. Такое снижение обусловлено изменением основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (динамикой цен на энергоресурсы, структурой их добычи и производства), а также изменением законодательства о налогах и сборах. При этом доля нефтегазовых доходов по отношению к ВВП тоже будет снижаться с 5,8 % в 2024 году до 3,9 % в 2027 году на фоне изменения доли нефтегазового сектора экономики в ВВП.

В части ненефтегазовых доходов федерального бюджета прогнозируется рост поступлений на 18,4 % в 2025 году по отношению к предыдущему году, на 6,5 % в 2026 году и на 6,8 % в 2027 году. Указанная динамика связана с изменением законодательства о налогах и сборах, ориентированным на повышение справедливости и эффективности налоговой системы, ростом поступлений основных внутренних налогов (налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций) на фоне динамики макроэкономических показателей, а также с реализацией мер, направленных на улучшение администрирования и повышение собираемости налогов. Доля ненефтегазовых доходов по отношению к ВВП после увеличения в 2025 году на 1,0 % (до 13,7 %) останется в плановом периоде на стабильном уровне 13,6–13,4 %.

В связи с указанными тенденциями бюджетного цикла 2025–2027 годов доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета снизится с 31,3 % в 2024 году до 22,6 % в 2027 году, а доля ненефтегазовых доходов увеличится соответственно с 68,7 % до 77,4 %.

В 2025–2027 годах ожидается поступление дополнительных доходов федерального бюджета вследствие внесения в законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации изменений в части: увеличения ставок налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет; увеличения поступлений от уплаты утилизационного сбора в связи с его ежегодной пошаговой индексацией; признания в ряде случаев налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, плательщиками налога на добавленную стоимость; расширения прогрессивной шкалы налогообложения налогом на доходы физических лиц; взимания налога на добавленную стоимость в рамках внедрения национальной системы подтверждения ожидания товаров; изменения размера ставок акцизов с учетом прогнозируемого уровня инфляции; признания подакцизной продукцией медицинского спирта и другой продукции; продления на 
2025–2030 годы повышенных ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные товары из недружественных стран; увеличения размеров государственной пошлины за совершение ряда юридически значимых действий и введения новых видов пошлин; изменения налогообложения отдельных видов полезных ископаемых и других изменений. Сдерживающими факторами роста налоговых поступлений будут служить планируемые изменения законодательства в части отмены надбавки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) при добыче газа, перехода отдельных налогоплательщиков с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения, увеличения
с 1 июля 2024 года по 31 декабря 2026 года налогового вычета по НДПИ на нефть для участков недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В совокупности указанные изменения приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2025 году на 3 592,3 млрд рублей.

Участники парламентских слушаний отмечают, что в целом прогноз доходов федерального бюджета на 2025–2027 годы реалистичен, но имеются риски недостижения прогнозируемых показателей ненефтегазовых доходов в 2025 году. Это может быть обусловлено замедлением темпов роста экономики, превышением фактического уровня инфляции над прогнозным, сдержанной динамикой отечественного импорта товаров.

Расходы федерального бюджета в 2025–2027 годах прогнозируются со стабильным увеличением по отношению к показателю 2024 года на 5,2 % в 2025 году, а также по отношению к значениям, установленным Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» и Бюджетным прогнозом Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2024 года № 380-рс (в 2025 году – на 20,6 %, в 2026 году – на 23,7 %, в 2027 году — на 24,7%). Отношение расходов федерального бюджета к ВВП составляет по оценке 2024 года 20,1 % с прогнозируемым снижением в 2025–2027 годах соответственно до 19,3 %, 19,1 % и 18,5 %.

Отличительной особенностью проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов стала трансформация национальных проектов в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации 19 национальных проектов, которые условно можно сгруппировать по 4 направлениям (обеспечение экономического роста, достижение технологического суверенитета, развитие человеческого капитала, развитие инфраструктуры для жизни), запланированы в 2025 году в размере 5 765,5 млрд рублей, в 2026 году – 6 302,9 млрд рублей, в 2027 году – 6 356,4 млрд рублей. При этом доля расходов на реализацию национальных проектов в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2024 годом значительно вырастет и составит в 2025 году 13,9 %, в 2026 году – 14,3 %, в 2027 году – 13,8 %.

Участники парламентских слушаний, отмечая безусловную значимость реализации национальных проектов как инструмента достижения национальных целей развития Российской Федерации, полагают необходимым дальнейшее совершенствование управления реализацией технологических решений, заложенных в ряде национальных проектов, и развитие подходов к оценке влияния реализации национальных проектов на достижение конкретных параметров национальных целей развития Российской Федерации.

Одним из приоритетов федерального бюджета является полное финансовое обеспечение социальных расходных обязательств, включая меры поддержки отдельных категорий граждан, в том числе участников специальной военной операции, семей с детьми, пенсионеров, работников бюджетной сферы.

Участники парламентских слушаний обращают внимание на большое значение мер социальной поддержки граждан, предусмотренных Законопроектом, включая возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам, адресную помощь семьям с детьми, продление программы материнского (семейного) капитала до 2030 года, субсидирование процентной ставки по ипотечным (жилищным) кредитам (займам), выданным семьям с детьми, единовременные выплаты многодетным семьям на погашение обязательств по ипотечным (жилищным) кредитам (займам) и другие.

На цели финансового обеспечения мероприятий по достижению технологического лидерства и стимулированию развития приоритетных отраслей в Законопроекте предусмотрено 6 091,7 млрд рублей
на 2025–2027 годы.

В целях финансовой поддержки регионов объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, составит 3 261,9 млрд рублей в 2025 году (90,7 % к оценке 2024 года (3 596,2 млрд рублей), 3 290,4 млрд рублей в 2026 году (100,9 % к 2025 году) и 3 304,3 млрд рублей в 2027 году (100,4 % к 2026 году).

Сокращение общего объема межбюджетных трансфертов в 2027 году относительно оценки 2024 года составит 264,8 млрд рублей (или 7,4 %), что связано главным образом с сокращением объемов иных межбюджетных трансфертов.

Необходимо обратить внимание, что по итогам девяти месяцев 2024 года отмечается снижение поступления доходов от налога на прибыль организаций в региональные бюджеты на 9,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. При этом по ряду субъектов Российской Федерации указанное снижение составляет более 40 %, что создает риски сокращения в 2025 году налоговых доходов от налога на прибыль организаций с учетом текущей динамики их поступлений в региональные бюджеты.

Участники парламентских слушаний считают необходимым дополнительно оценить риски недополучения прогнозируемых объемов доходов субъектами Российской Федерации и проработать меры их поддержки в случае необходимости.

Бюджетные ассигнования на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в 2025 году с увеличением на 6 % по сравнению
с 2024 годом, не ниже прогнозного уровня инфляции.

Увеличение бюджетных ассигнований на предоставление дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели в 2025 году предусматривается также на уровне 6 % по сравнению с 2024 годом.

Представляется целесообразным дополнительное увеличение общего объема дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели с учетом достижения в последние годы существенного темпа роста минимального размера оплаты труда и соответствующих расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2025–2027 годах прогнозируется рост собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации с увеличением их общего объема до 25,3 трлн рублей к 2027 году. При этом важно принятие дополнительных мер по созданию условий для увеличения доходной части консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Одним из таких источников является вводимый с 1 января 2025 года туристический налог, поступления от которого будут зачисляться в местные бюджеты. В связи с этим следует обратить внимание на необходимость своевременного формирования реестра классифицированных средств размещения для обеспечения поступлений от туристического налога в бюджеты муниципальных образований.

Учитывая прогнозируемое наращивание расходной части региональных бюджетов на 6 % ежегодно, особую важность приобретает актуализация расчетов при определении объемов субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, в том числе в части используемых в них нормативов затрат, связанных с реализацией соответствующих полномочий.

Представляется необходимым дополнительное уточнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В текущей экономической ситуации актуальным остается вопрос о необходимости компенсации региональным бюджетам дополнительных расходов и (или) недополученных доходов в случае их возникновения в связи с принятием нормативных правовых актов федерального уровня.

Прогнозируется последовательное сокращение в 2025–2027 годах дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом источниками финансирования дефицита региональных бюджетов определены бюджетные кредиты инвестиционного характера, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, кредиты от кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств региональных бюджетов и прочие источники финансирования.

В рамках реализации стратегической инициативы «Инфраструктурное меню» планируется продолжить предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Кроме того, планируется направить на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций средства, высвобождающиеся от списания двух третей задолженности регионов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.

Отмечая важность реализации мер, направленных на наращивание объемов инвестиционных расходов субъектов Российской Федерации и на стимулирование регионов к развитию инфраструктуры, участники парламентских слушаний обращают внимание на значительный объем государственного долга субъектов Российской Федерации, который на 1 сентября 2024 года составил 3,11 трлн рублей, в том числе 2,5 трлн рублей – бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При формировании проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов учтено предложение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об установлении особенностей механизма списания двух третей задолженности регионов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в целях обеспечения возможности участия всех субъектов Российской Федерации независимо от уровня их бюджетной обеспеченности в реализации инфраструктурных проектов.

Законопроектом предусматривается, что субъект Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которого в 2024 году до выравнивания не превышает значения 0,65, вправе направить высвобождаемые средства в виде расходов инвестиционного характера на реализацию национальных проектов, разработанных для достижения национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», без соблюдения требований о направлении не менее половины высвобождаемых средств на реализацию инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Участники парламентских слушаний полагают целесообразным предусмотреть особенности списания задолженности регионов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам с учетом объемов такой задолженности, сроков реализации и специфики инвестиционных проектов, на финансовое обеспечение которых могут быть направлены высвобождаемые в результате списания такой задолженности средства.

Целесообразно также рассмотреть вопрос о дополнительных механизмах и источниках погашения указанной задолженности субъектов Российской Федерации.

Требуется продолжить мониторинг показателей государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга, при необходимости предусматривать дополнительные меры поддержки региональных и местных бюджетов, а также механизмы стимулирования регионов к проведению ими ответственной долговой политики.

По мнению участников парламентских слушаний, следует уделять особое внимание развитию экономического потенциала субъектов Российской Федерации, обеспечению их самодостаточности и созданию условий для максимально полного и эффективного использования ими своих ресурсов в целях повышения качества жизни проживающих в них граждан.

В целом проект федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов сбалансирован и стабилен в среднесрочной перспективе, структурирован по приоритетам и ожидаемым результатам. При этом необходимо продолжать работу по повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса, эффективности бюджетных расходов, а также качества администрирования налоговых и неналоговых доходов.

Учитывая изложенное, участники парламентских слушаний, поддерживая в целом концепцию проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) провести мониторинг реализации положений Федерального закона от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в части введения акциза на фармацевтическую субстанцию спирта этилового, включая анализ его возможного влияния на динамику цен на лекарственные препараты, медицинские изделия;

2) провести оценку механизма заключения инвестиционных соглашений о развитии и модернизации собственных производственных мощностей при осуществлении ремонтных работ российскими судоремонтными предприятиями морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река – море) плавания и судов рыбопромыслового флота и в случае его эффективности рассмотреть возможность распространения такого механизма на другие виды экономической деятельности;

3) рассмотреть вопрос о необходимости уточнения критериев добросовестности налогоплательщиков и их ответственности за действия контрагентов в целях обеспечения баланса фискальных интересов государства и защиты прав налогоплательщиков и гарантирования справедливого налогообложения;

4) проанализировать практику применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении организаций, реализующих значимые для региона инвестиционные проекты, и рассмотреть вопрос о необходимости ее продления после 1 января 2025 года;

5) проработать вопрос об установлении критериев применения федерального инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, введение которого предусмотрено с 1 января 2025 года, в части условий его применения и категорий налогоплательщиков, ограничив его применение для компаний, направляющих всю прибыль на дивиденды, а также предусмотреть его совместное применение с механизмом амортизации основных средств;

6) рассмотреть вопрос о дальнейшем совершенствовании налогообложения доходов, получаемых юридическими лицами от осуществления ими деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в части установления дополнительного налогообложения иностранных интернет-компаний, получающих прибыль на территории Российской Федерации;

7) рассмотреть возможность увеличения норматива зачисления НДПИ от добычи янтаря в бюджеты субъектов Российской Федерации до уровня, действующего до введения повышенного рентного коэффициента к ставке НДПИ;

8) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 25 февраля 2022 года № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“ в части расширения территории проведения указанного эксперимента в целях снижения административной нагрузки на налогоплательщиков;

9) продолжить работу по совершенствованию подходов к формированию реестра классифицированных средств размещения для обеспечения поступлений туристического налога в доход бюджетов муниципальных образований;

10) рассмотреть вопрос об увеличении числа субъектов Российской Федерации, участвующих в планируемом эксперименте по предоставлению услуг в гостевых домах в Российской Федерации, включив в том числе Владимирскую область;

11) рассмотреть вопрос об освобождении от обложения страховыми взносами вознаграждений, выплачиваемых председателям и другим членам советов многоквартирных домов, если такие выплаты не превышают минимального размера оплаты труда;

12) рассмотреть вопрос о включении организаций, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в состав плательщиков страховых взносов и распространении на них действия статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации;

13) рассмотреть вопрос о переносе осуществляемых автопроизводителями ежеквартальных платежей утилизационного сбора в федеральный бюджет на декабрь 2025 года в целях сохранения оборотных средств в условиях роста ключевой ставки Банка России;

14) рассмотреть вопрос об усилении ответственности за реализацию контрафактной алкогольной продукции;

15) продолжить работу по обеспечению дополнительных поступлений в федеральный бюджет от приватизации и использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации;

16) рассмотреть вопрос о целесообразности изменения подхода к созданию территорий с преференциальными режимами (особых экономических зон, территорий опережающего развития) в части приоритетности использования кластерно ориентированного подхода наряду с заявительным;

17) провести анализ влияния изменения мероприятий национальных проектов, а также переноса реализации отдельных мероприятий национальных проектов на более поздние сроки для достижения целей, показателей и результатов национальных проектов;

18) рассмотреть вопрос о целесообразности продления действия комплекса временных мер, направленных на обеспечение устойчивого функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в условиях внешних ограничений и проведения специальной военной операции;

19) предусмотреть необходимые бюджетные ассигнования для реализации программы льготного кредитования, направленной на развитие туристической инфраструктуры;

20) предусмотреть в целях обеспечения роста капитализации фондового рынка в структуре национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» программу субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих акции на фондовой бирже, а также растущих компаний, осуществляющих первичное размещение акций на фондовой бирже, и обеспечить ее финансирование;

21) скорректировать в целях экономии бюджетных средств и снижения зависимости от роста ключевой ставки Банка России правила субсидирования процентной ставки по кредитам в рамках программ государственной поддержки с учетом плавного перехода на фиксированный размер компенсации и распределения лимитов субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам, предоставляемым через банки, на аукционной основе;

22) рассмотреть с участием Банка России вопрос о совершенствовании подходов к определению таксономии проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации в целях стимулирования участия кредитных организаций в финансировании указанных проектов;

23) рассмотреть вопрос о совершенствовании механизма стимулирования и поддержки компаний (юридических лиц), инвестирующих средства в программы инновационного развития;

24) рассмотреть вопрос о включении в национальный проект «Новые материалы и химия» мероприятий по поддержке научных исследований, разработок и производства искусственных волокон для их последующего использования в фармацевтической, химической, целлюлозно-бумажной, пищевой, легкой промышленности и других отраслях;

25) рассмотреть вопросы об определении статуса и механизмов поддержки развития частных научных центров, включая частные центры экспериментального производства и масштабирования, а также о мерах поддержки организаций различных форм собственности, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

26) рассмотреть возможность увеличения объема бюджетных ассигнований на предоставление субсидий российским кредитным организациям в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства, для более полного удовлетворения потребностей в кредитных ресурсах предприятий легкой промышленности;

27) рассмотреть вопрос о выделении в необходимом объеме бюджетных ассигнований на закупку научно-исследовательских работ по денатурации метанола и метанолсодержащих жидкостей;

28) продолжить работу по сокращению количества объектов незавершенного строительства, обеспечить разработку и утверждение правил предоставления и распределения бюджетных ассигнований бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение строительства, реконструкции объектов, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, исходя из степени их технической готовности;

29) рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на предоставление субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в уставный капитал публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для оказания субъектам Российской Федерации финансовой поддержки на реализацию мероприятий по замене в многоквартирных домах лифтов с истекшим назначенным сроком службы;

30) рассмотреть вопросы о проведении профилактических мероприятий по обследованию состояния гидротехнических сооружений с оценкой возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера (наводнений) регионального и межрегионального масштаба в наиболее подверженных паводкам субъектах Российской Федерации, а также о выделении бюджетных ассигнований на указанные мероприятия в необходимом объеме;

31) рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда;

32) продолжить работу по экологическому оздоровлению водных объектов Российской Федерации;

33) предусмотреть выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию программ субсидирования воздушных перевозок;

34) продолжить работу по оказанию дополнительной финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мероприятий по строительству в субъектах Российской Федерации объектов размещения твердых коммунальных отходов;

35) предусмотреть выделение дополнительных бюджетных ассигнований на государственную поддержку разработки, производства и применения высокотехнологичных и инновационных технических средств реабилитации инвалидов, а также на обеспечение в полном объеме инвалидов техническими средствами реабилитации, исходя из существующей потребности в указанных средствах;

36) осуществить мероприятия по созданию единой системы мониторинга и контроля использования средств инфраструктурных бюджетных кредитов и реализации инфраструктурных проектов на базе государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»;

37) рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на восстановление и строительство в субъектах Российской Федерации до 2030 года современной инфраструктуры для отдыха детей и их оздоровления, в том числе путем возведения некапитальных строений, сооружений (быстровозводимых конструкций);

38) проработать вопрос об оказании дополнительной финансовой поддержки федеральным государственным образовательным организациям высшего образования на цели улучшения обеспечения студентов общежитиями;

39) рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований бюджету Чеченской Республики на строительство школ и детских садов;

40) ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, направленного на совершенствование механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

41) продолжить работу по расширению программы обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и техническими средствами реабилитации детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств Фонда «Круг добра», а также по увеличению возраста пациентов, получающих поддержку указанного Фонда;

42) обеспечить финансирование мероприятий по комплексному развитию города-курорта Кисловодска до 2030 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 2899-р;

43) предусмотреть выделение бюджетных ассигнований в необходимом объеме в целях завершения мероприятий по развитию коммунальной инфраструктуры и благоустройству города Суздаля, реализуемых в рамках подготовки к празднованию 1000-летия города Суздаля;

44) рассмотреть вопрос о совершенствовании подходов к оплате труда работников органов государственной власти;

45) рассмотреть вопрос о возможности направления части средств дорожных фондов субъектов Российской Федерации на погашение задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета на реализацию инфраструктурных проектов в области дорожного хозяйства, и уплату процентов за пользование указанными кредитами;

46) обеспечить формирование объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации при осуществлении региональных проектов, направленных на реализацию федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, с применением предельного уровня их софинансирования, установленного Правительством Российской Федерации;

47) продолжить оказание финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации, в которых доля топочного мазута в общем объеме энергетических ресурсов, используемых для производства тепловой энергии, превышает 50 %, в связи с ростом стоимости топочного мазута;

48) рассмотреть вопрос о разработке дополнительных механизмов поддержки субъектов Российской Федерации, отнесенных к геостратегическим территориям, а также регионов с бюджетной обеспеченностью ниже среднероссийского уровня, в бюджеты которых поступает менее средней по Российской Федерации доли от собранных на их территории налогов;

49) проработать вопрос об установлении особенностей списания двух третей задолженности регионов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам и целевого направления высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций, предусмотрев:

специальные условия, позволяющие всем субъектам Российской Федерации независимо от уровня их бюджетной обеспеченности участвовать в реализации указанного механизма;

возможность финансового обеспечения завершения инвестиционных проектов, реализация которых начата субъектами Российской Федерации до 2025 года;

возможность финансового обеспечения региональных проектов, направленных на реализацию федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов;

возможность опережающего списания указанной задолженности при незначительном объеме государственного долга субъекта Российской Федерации;

установление порядка оперативного рассмотрения и согласования инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, реализация которых будет осуществлена за счет средств, высвобождающихся от указанного списания, с учетом минимального перечня критериев их отбора;

50) предусмотреть выделение дополнительных бюджетных ассигнований на выплату дотаций для частичной компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;

51) рассмотреть вопрос об актуализации расчетов при определении объемов субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, в том числе в части используемых в них нормативов затрат, связанных с реализацией соответствующих полномочий;

52) подготовить предложения по трансформации системы межбюджетных отношений в целях создания дополнительных стимулов повышения финансовой самодостаточности бюджетов субъектов Российской Федерации;

53) предусмотреть дополнительные механизмы стимулирования проведения субъектами Российской Федерации ответственной бюджетной и долговой политики.

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований продолжить работу по инвентаризации установленных ими налоговых льгот и освобождений от налогообложения по региональным и местным налогам в целях отмены или корректировки неэффективных.

3. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитету Совета Федерации по экономической политике продолжить работу по определению правовых механизмов освобождения руководителей регионального и муниципального уровней от ответственности за неисполнение судебных решений, единовременные расходы на исполнение которых сопоставимы с объемами бюджетов соответствующих публично-правовых образований, в том числе в рамках рассмотрения проекта федерального закона № 713197–8 «О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (о прекращении производства по делу об административном правонарушении о неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления имеющихся или переданных данным органам полномочий в случае невыделения (недостаточного выделения) им для осуществления таких полномочий бюджетных ассигнований или субвенций).

4. Комитету Совета Федерации по экономической политике, Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проработать вопрос о возможности заключения открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» договоров поставки железнодорожного транспорта на срок не менее чем три года в целях повышения стабильности и предсказуемости деятельности предприятий железнодорожного машиностроения.

5. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, рабочей группе по подготовке предложений по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом их особенностей проводить мониторинг исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и в случае необходимости оперативно обращаться в Правительство Российской Федерации с предложением об оказании дополнительной финансовой помощи бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации.

6. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

1) продолжить проведение мониторинга реализации индивидуальных программ развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития;

2) проводить мониторинг оказания дополнительной финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, граничащим с Украиной.

 

 

 

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО