Trans-Baikal Territory

Senators by region

Bair Zhamsuyev Bair Zhamsuyev
Deputy Chair of the Federation Council Committee on Foreign Affairs
Sergei Mikhailov Sergei Mikhailov
Member of the Federation Council Committee on Science, Education and Culture

Information

Regional flags and emblems

Trans-Baikal Territory Trans-Baikal Territory

PROFILE

Established 1 March 2008, as a result of the unification of the Chita Region and the Agin-Buryat Autonomous Area

Capital Chita

The Trans-Baikal Territory is part of the Siberian Federal District

Area 431,900 sq km

Population 1043,0 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 89.91

Buryat – 6.80

Other – 3.29

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 29

Municipalities – 2

City districts – 4

Rural towns – 39

Rural districts – 318

Geography and climate

Configuration of terrain: subdued mountains up to 1,700–1,900 m. The largest mountain ranges include the Daursky, Kodar and Yablonovy ranges. The highest point of the territory is the peak of the Baikal-Amur Mainline located at 3,073 m above sea level.

The territory borders on the republic of Buryatia in the west, the Irkutsk Region in the northwest, the Republic of Sakha (Yakutia) in the northeast and the Amur Region in the east. In the southeast, the territory has state borders with China and Mongolia.

The largest rivers include the Onon, the Shilka, and the Argun (Amur basin), the Vitim, the Olyokma, the Chara (Lena basin), the Khilok and the Chikoi (Baikal basin).

The largest lakes are: Bolshoye and Maloye Leprindo lakes, Ivano-Arakhleiskiye lakes and Zun-Torey and Barun-Torey brackish water lakes. Lake Kenon is located in Chita.

The climate is sharply continental. January temperatures average –25.6°C, July temperatures average +18.0°C.

The Trans-Baikal Territory has two state biosphere reserves (Daursky and Sokhondinsky), two state sanctuaries of federal significance (Tsasucheisky Bor and Dolina Dzerena), two national parks (Alkhanai and Chikoi), two nature parks (Ivano-Arakhleisky and Arei), 16 state sanctuaries of regional significance, 65 natural landmarks and 9 medical rehabilitation localities and resorts.

Government

The legislative branch is represented by the Legislative Assembly of the Trans-Baikal Territory, which is a unicameral, permanent, supreme and only body of legislative authority in the region.

The Legislative Assembly of the Trans-Baikal Territory has 50 deputies elected for five years, with 25 of them running in single-member constituencies and the other 25 in the single electoral district under the proportional representation system.

The current Legislative Assembly was elected in September 2018. Its term expires in September 2023.

The executive branch is the Government of the Trans-Baikal Territory, which is the permanent and supreme body of legislative authority in the region.

The Governor of the Trans-Baikal Territory is the region’s highest-ranking official and head of the regional Government, elected for five years by Russian citizens who permanently reside in the region. The term of the incumbent Governor expires in September 2024.

Economy and natural resources

The Trans-Baikal Territory is rich in various mineral resources and raw materials, and has relatively favourable conditions for agriculture. The availability of a direct transport link with the Asia-Pacific markets is highly important. However, the harsh climate, rugged terrain and high seismic activity have a negative effect on the economic development of this territory. Underdeveloped energy and transport infrastructure is one of the major factors affecting the economic development and investment attractiveness. The creation of a mining complex in the region’s north, modernisation of the Baikal-Amur Mainline, launch of the Bystrinsky Mining and Processing Plant and development of the southeastern part of the territory are of strategic importance for the region’s economy. Efforts are underway to attract companies to set up their operations at the Zabaikalye priority development area.

The territory has great resource potential with its deposits of uranium, fluorite, gold, copper, molybdenum, titanium, silver, lead, zirconium, tungsten, tin ore, lithium, zinc and iron ore. It also has 23 deposits of coal and several dozen of coal occurrences with total resources estimated at 7 billion tonnes. The Apsatskoye and Chitkandinskoye coal deposits are also rich in natural gas. Total methane reserves concentrated in coal deposits reach 63–65 billion cubic metres.

Transport, communications, industry and construction account for the greatest share of the regional GDP.

The Trans-Baikal Territory’s economy has traditionally specialised in mining. The region continues developing its mineral resource base and creating new production facilities for the extraction and deep processing of mineral raw materials.

In large cities, there are food and wood processing companies and companies manufacturing construction materials.

The largest companies are the Novo-Shirokinsky Mine, Priargunsky Industrial Mining and Chemical Union, Novoorlovsky Mining and Processing Plant, Bystrinskoye Mining Company, Kharanorsky Open Pit, and 810 Aircraft Repair Plant.

The Trans-Baikal Territory has been increasing its foreign trade, with minerals as its main exports, dominated by lead and zinc concentrate, as well as timber and wood products. The Trans-Baikal Territory is also a major agricultural region specialising in livestock breeding. Its most developed sectors are meat and dairy cattle breeding, fine-wool and medium-wool sheep breeding and horse herding.

The territory is currently focused on developing the border infrastructure, the border and cross-border transport network, and the modernisation and construction of checkpoints in the Russian-Chinese and Russian-Mongolian sections of the state border.

The development of the border infrastructure is highly important for the implementation of many projects involving foreign capital, such as the development of the Berezovskoye iron ore and the Noion-Tologoiskoye polymetallic ore deposits, the creation of the Amazar Pulp Mill and many others.

Culture and tourism

The culture of the Trans-Baikal Territory is unique in its diversity. It is a natural result of many years of blending of different cultures and traditions.

The Trans-Baikal Territory has various state and municipal cultural, archival and educational institutions, including libraries, museums, cultural and leisure institutions and theatres, and a zoo.

The Budashkin International Folk Instruments Competition has been held in the territory for over 30 years. This contest, and a number of other regional and interregional contests and exhibitions for the students of cultural educational institutions, serves as a powerful stimulus for the development of local culture.

The Pushkin Trans-Baikal Regional Universal Scientific Library is one of the largest libraries in the territory. It is included in the list of 50 Russian regional libraries that form the regional archive of significant literary works for the unified Russian data bank of significant literary works.

The territory hosts large-scale socially significant events, such as the Trans-Baikal International Film Festival, the Open Air on the River Shilka project in Sretensk, the Semeiskaya Krugovaya International Festival of Old Believers in Krasny Chikoi, the Love for the Trans-Baikal Territory Cossack Festival, the Uspenky Festival on the Nercha River interregional festival of Russian folklore, the Onon: The Connection between Ages and Peoples ethnic and environmental festival in Nizhny Tsasuchei, the 2nd In the Depth of Siberian Ores Interregional Festival held in Petrovsk-Zabaikalsky, the Zunai Naadan culture and sports festival, the Linkhovoin International Vocal Competition and the Golden Thread of Our Ancestors national costume contest.

The territory hosts festivals to promote the development of event tourism, thus attracting investment in the local economy. Promoting rural tourism is another priority for rural development. For local residents and visitors, the territory has developed a great number of tourist routes, including ecological, agro-ethnographic, pilgrimage, religious and military-historical routes.

The territory’s geographic location on the border with China has facilitated rapid development of cross-border tourism. The Trans-Baikal Territory has become one of the ”tourist gates“ for the Asia-Pacific region, contributing to the intensive development of the tourism industry.

Забайкальский край

Забайкальский край обладает богатейшими запасами минерально-сырьевых ресурсов. В структуре промышленного производства доминирующую роль играет добывающая промышленность. В крае добывают уран, рудное и россыпное золото, бурый и каменный уголь.

Сенаторы региона

Жамсуев Баир Баясхаланович Жамсуев
Баир Баясхаланович
Член Комитета Совета Федерации по международным делам
Михайлов Сергей Петрович Михайлов
Сергей Петрович
Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре

Власть в регионе

Лиханов
Игорь Дмитриевич
Председатель Законодательного Собрания Забайкальского края
Осипов
Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края

Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Забайкальский край Забайкальский край

Дата образования  1 марта 2008 года, в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа

Административный центр  г. Чита

Забайкальский край находится в пределах Дальневосточного федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км)  431,9

Население (тыс. чел.)  1066,0 (2019 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, %):

русские – 89,91

буряты – 6,80

другие национальности – 3,29

Административно-территориальное устройство (2019 г.):

муниципальные районы – 31

городские округа – 4

городские поселения – 45

сельские поселения – 330

 

Географическая зона и природно-климатические условия

Рельеф территории Забайкальского края формируют средневысотные горы, местами достигающие 1700–1900 м. К крупнейшим относятся хребты Даурский, Кодар и Яблоновый. Высшая точка – пик БАМ высотой 3073 м над уровнем моря.

Граничит: на западе – с Республикой Бурятия, на северо-западе – с Иркутской областью, на северо-востоке – с Республикой Саха (Якутия), на востоке – с Амурской областью, на юго-востоке проходит государственная граница Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и Монголией.

Наиболее крупные реки – Онон, Шилка и Аргунь (бассейн Амура), Витим, Олекма, Чара (бассейн Лены), Хилок, Чикой (бассейн Байкала).

Крупнейшие озёра: Большое и Малое Леприндо, Ивано-Арахлейские, слабоминерализованные Зун-Торей и Барун-Торей. В черте Читы находится озеро Кенон.

Климат резко континентальный. Средняя температура января – минус 25,6°C, июля – плюс 18,0°C.

На территории края расположены два государственных природных биосферных заповедника (»Даурский», «Сохондинский»), два государственных природных заказника федерального значения (»Цасучейский бор», «Долина дзерена»), два национальных парка (»Алханай», «Чикой»), два природных парка (»Ивано-Арахлейский», «Арей»), 16 государственных природных заказников регионального значения, 65 памятников природы, 9 лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

 

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Забайкальском крае осуществляется Законодательным Собранием Забайкальского края, которое является однопалатным постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти края.

Законодательное Собрание Забайкальского края состоит из 50 депутатов, избираемых на пять лет. 25 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 25 – по единому краевому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за краевые списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Законодательного Собрания Забайкальского края избран в сентябре 2018 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2023 года.

Исполнительная власть в Забайкальском крае осуществляется Правительством Забайкальского края, которое является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти края.

Губернатор Забайкальского края является высшим должностным лицом края и председателем Правительства края, срок полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора края – сентябрь 2024 года.

 

Экономика и природные ресурсы

Забайкальский край богат разнообразными минерально-сырьевыми ресурсами с относительно благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства. Большое значение имеет наличие прямого транспортного выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако суровые природно-климатические условия, расчлененность рельефа, высокая сейсмичность сдерживают экономическое развитие края. Одним из основных факторов, влияющих на экономическое развитие и инвестиционную привлекательность региона, является недостаточная развитость энергетической и транспортной инфраструктуры. Стратегически важными для улучшения экономики Забайкальского края являются создание горнопромышленного комплекса на севере края, развитие Байкало-Амурской магистрали, запуск Быстринского горно-обогатительного комбината и дальнейшее освоение юго-востока Забайкальского края. В настоящее время ведутся работы по привлечению резидентов на территорию опережающего социально-экономического развития «Краснокаменск», диверсификации экономики моногородов.

Забайкальский край является одним из регионов с достаточно высоким ресурсным потенциалом. Имеются запасы урана, плавикового шпата, золота, меди, молибдена, титана, серебра, свинца, циркония, вольфрама, олова, лития, цинка и железных руд. На территории Забайкальского края выявлено 23 промышленных месторождения угля и несколько десятков углепроявлений с суммарными запасами около 7 млрд. тонн. Угольные месторождения Апсатское и Читкандинское имеют высокую газоносность. Общие запасы метана в угольных пластах достигают 63–65 млрд. куб. м.

В структуре валового регионального продукта наибольшую долю занимают транспорт и связь, промышленность и строительство.

Экономика Забайкальского края традиционно специализируется на горнорудной промышленности. В крае продолжается работа по освоению минерально-сырьевой базы и созданию новых производств по добыче и глубокой переработке минерального сырья.

Одной из важных отраслей промышленности края является машиностроение, на предприятиях этой отрасли производится оборудование и запасные части для горнодобывающих предприятий. В Забайкалье налажено производство вездеходных транспортных средств, компрессорного, котельного и вентиляционного оборудования. В крупных городах находятся предприятия пищевой и лесоперерабатывающей отрасли, выпускаются строительные материалы.

Крупнейшими предприятиями являются ОАО «Ново-Широкинский рудник», ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», ОАО «Новоорловский горно-обогатительный комбинат», ЗАО «Рудник Александровский», ЗАО «Рудник Апрелково», АО «Завод горного оборудования», АО «Машзавод», АО «Силикатный завод».

В последнее время увеличивается внешнеторговый оборот Забайкальского края. Основными экспортируемыми товарными группами являются минеральные продукты, которые преимущественно представлены экспортом свинцовых концентратов в Казахстан и Китай, а также древесина и изделия из нее. Основной импортируемой товарной группой остаются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье из Китая.

Забайкальский край является крупным сельскохозяйственным регионом, специализированным на животноводстве. Наибольшее развитие получили мясное и мясомолочное скотоводство, тонкорунное и полугрубошерстное овцеводство, табунное коневодство.

Большое внимание уделяется решению вопросов развития приграничной инфраструктуры, развитию приграничной и трансграничной транспортной сети, реконструкции и обустройству пунктов пропуска на российско-китайском и российско-монгольском участках государственной границы.

Приграничная инфраструктура имеет важное значение для реализации комплекса проектов с участием иностранного капитала: освоение Березовского железорудного месторождения, освоение Нойон-Тологойского месторождения полиметаллических руд, создание Амазарского лесопромышленного комплекса и других.

 

Культура и туризм

Культура Забайкальского края – явление уникальное в своем разнообразии, это естественный результат многолетнего взаимопроникновения традиций многих народов. На территории края проживают представители 114 национальностей.

Здесь работают государственные и муниципальные учреждения культуры, архивного дела и дополнительного образования в сфере культуры. В их составе библиотеки, музеи, культурно-досуговые учреждения, театры, зоопарк.

Мощным стимулом творческого развития является участие одаренных детей в Международном конкурсе оркестров и ансамблей народных инструментов им. Н.П. Будашкина, который проводится в Забайкалье более 30 лет, а также проведение краевых и межрегиональных конкурсов и выставок учащихся образовательных учреждений сферы культуры.

Забайкальская краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина входит в число 50 центральных библиотек субъектов РФ, которые формируют региональные своды книжных памятников для единого банка данных книжных памятников Российской Федерации.

Развитию фестивального движения способствует проведение крупномасштабных социально значимых мероприятий, таких как: Забайкальский международный кинофестиваль, проект «Открытый пленер на Шилке» в г. Сретенске, Международный фестиваль семейских старообрядцев в Красном Чикое «Семейская круговая», казачий фестиваль «Забайкальскому краю – любо!», межрегиональный фестиваль русского городского фольклора «Успенский фестиваль на Нерче», этно-экологический фестиваль в Нижнем Цасучее «Онон: связь времен и народов», II Межрегиональный фестиваль «Во глубине сибирских руд…» в г. Петровск-Забайкальский, культурно-спортивный праздник «Зунай Наадан», Международный конкурс вокалистов им. Линховоина, конкурс национального костюма «Золотая нить наших предков».

В Забайкальском крае продолжается формирование фестивальной карты как основы развития событийного туризма, что позволяет привлечь дополнительные инвестиции в экономику региона. Развитие сельского туризма в Забайкальском крае является одним из приоритетных направлений устойчивого развития сельской местности. Также для жителей и гостей края разработано множество маршрутов, включая экологические, агроэтнотуристские, паломнические, религиозные и военно-исторические маршруты.

Пограничное положение Забайкальского края с Китаем привело к быстрому развитию приграничного туризма. Забайкальский край стал одним из «туристических ворот» для Азиатско-Тихоокеанского региона, способствует интенсивному развитию туристской отрасли. В настоящее время более 90% въездного потока на территорию края составляют китайские туристы.