Krasnoyarsk Territory

Senators by region

Andrey Klishas Andrey Klishas
Chair of the Federation Council Committee on Constitutional Legislation and State Building
Valery Semyonov Valery Semyonov
Member of the Federation Council Committee on Federal Structure, Regional Policy, Local Government and Northern Affairs

Information

Regional flags and emblems

Krasnoyarsk Territory Krasnoyarsk Territory

PROFILE

Established 7 December 1934

On 1 January 2007, the Taymyr (Dolgan-Nenets) and Evenk autonomous areas were included in the Krasnoyarsk Territory

Capital Krasnoyarsk

The Krasnoyarsk Territory is part of the Siberian Federal District

Area 2,366,800 sq km

Population 2846,6 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 91.32

Ukrainian – 1.39

Tatar – 1.28

Other – 6.01

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 43

Municipalities – 3

City districts – 17

Rural towns – 26

Rural districts – 457

Geography and climate

The Krasnoyarsk Territory is located in Central and Eastern Siberia in the Yenisei River basin. In its central part the region stretches for about 3,000 km from north to south. It extends for about 1,250 km from east to west in the north, and about 650 km along the Trans-Siberian Railway. The terrain along the left bank of the Yenisei is a lowland plain. To the east of the Yenisei are the Tunguska Ridge and the Yenisei Plateau rising up to 1,104 m. In the south of the region are the 3,000 m high Eastern Sayan Mountains.

The Krasnoyarsk Territory borders on the Republic of Sakha (Yakutia), the Republic of Tyva, the Republic of Khakassia, the Kemerovo, Tomsk, and Irkutsk regions, the Khanty-Mansi and the Yamalo-Nenets autonomous areas. In the north it has coastlines on the Kara and Laptev seas. The major rivers are the Yenisei, Angara, Chulym, Pyasina, Khatanga, Niszhnyaya Tunguska, Podkamennaya Tunguska, Kotuy, Vilyuy, Sikasyan, and Vivi. The largest lakes are Taymyr, Pyasino, Lama, and Khatayskoye.

January temperatures average –24.1°C, July temperatures average +12.9°C. The northern part of the region is covered by permafrost.

The region is home to the following state nature reserves: Tunguska, Putoransky, Bolshoi Arktichesky, Taymyrsky Biosphere Reserve, Sayano-Shushensky Biosphere Reserve and Tsentralno-Sibirsky Biosphere Reserve. Federally designated nature reserves include Purinsky, Yeloguysky (complex), Severozemelsky, Shushensky Bor National Park, Stolby National Park and Yergaki Nature Park.

Government

The legislative branch is represented by the Regional Legislative Assembly, which is the permanent, supreme and only body of legislative authority in the territory. The Legislative Assembly is elected for five years and consists of 52 deputies, of whom 22 are elected in single-member constituencies across the Krasnoyarsk Territory with the exception of the Taimyr, Dolgano-Nenets and Evenk administrative areas, which have special status. Four deputies are elected in double-member constituencies in the administrative areas with special status. The remaining 26 deputies are elected in the single electoral district in proportion to the number of votes cast for lists of candidates nominated by electoral associations. The current Legislative Assembly was elected in September 2021; its term expires in September 2026.

The executive branch is represented by the Government of The Krasnoyarsk Territory, which is the permanent supreme executive authority of general competence in the region heading the regional executive authorities of special competence. Together they form the system of state authorities in the territory.

The Governor of the Krasnoyarsk Territory is the region’s highest-ranking official heading the executive authorities, elected for five years by Russian citizens who permanently reside in the region. The term of the incumbent Governor expires in September 2023.

Economy and natural resources

The Krasnoyarsk Territory is one of the most industrially developed regions of Russia. The region is generously endowed with natural resources, enabling it to develop a wide range of industries, including hydroelectric power and solid-fuel power engineering, non-ferrous metallurgy, mining, and forestry.

The region produces over 80% of Russia's nickel (about 20% of world output), more than 70% of copper, about 30% of primary aluminum, and almost 98% of platinum group metals. It accounts for about 18% of Russia’s gold production, 2.5% of oil production, and 0.3% of natural gas production.

For many years the Krasnoyarsk Territory has been among the top ten Russian regions in regional GDP. Manufacturing accounts over 60% of regional GDP, while the share of agriculture is about 2,4%.

Major industries include ferrous and non-ferrous metallurgy, the fuel and energy sector, machine manufacturing and metal processing, mining, timber industry, wood products, chemicals, agriculture, and food processing. The main industrial centres are Krasnoyarsk, Norilsk, Nazarovo, Sharypovo, Kansk, and Zheleznogorsk.

The region produces over 30 heavy, light, alloying and rare-earth metals and elements, the most important of which are aluminum, nickel, cobalt, copper, platinum, and gold. Among the largest producers are the Krasnoyarsk Aluminum Plant, the Krasnoyarsk Metallurgical Plant, the Boguchansk Aluminum Plant, the Gorevsky Polymetallic Mining and Processing Plant, and RUSAL Achinsk Alumina Combine.

Norilsk Nickel, the world’s northernmost mining and smelting company is the region’s and Russia’s flagship non-ferrous metal producer, accounting for one-sixth of the region's industrial output. The region produces super purity metals such as tellurium, germanium, silicon, and ultrapure aluminum for radioelectronics.

There is also industrial production of gold, lead, zinc, magnesite, and other minerals. The extraction of raw materials for the production of non-ferrous metals accounts for almost 90% of the industry’s output. It is followed by coal mining, which averages over 50 million tonnes per year. The major coal deposits are the Kansko-Achinsky, the Nazarovo, the Berezovskoye, and the Irsha-Borodinskoye deposits.

The region’s chemical sector consists of chemical, petrochemical, microbiological and medical companies. The industry leaders are the Mining and Chemistry Combine and the Achinsk Oil Refinery. Regional companies produce high-quality artificial rubbers.

Forests in the Krasnoyarsk Territory make up over 45% of all forests in Siberia. Over 55 million cubic metres of timber are harvested in the region every year. The region is the third largest producer of timber in Russia and the leading producer of lumber in the country.

The Krasnoyarsk Territory is the largest agricultural region in Central and Eastern Siberia. It fully meets the population's needs in basic foodstuffs. Farmland of all kinds totals about 3,850 ha, while the size of arable land is about 2,573 ha. The main agricultural spheres are grain production, potato and vegetable crops, meat and dairy livestock farming, sheep breeding, poultry farming, apiculture, and fur farming. Due to the region’s harsh climatic conditions, agriculture is mostly developed in the southern areas. The Minusinsk Hollow is known as the breadbasket of Eastern Siberia and the producer of the best vegetables and fruits in Siberia, in particular, the delicious Minusinsk tomatoes. Some farmers even grow grapes here.

The food industry consists mainly of processing local agricultural produce (butter factories, condensed and dry milk plants, meat processing plants, flour mills, pasta factories, distilleries, breweries, etc.), and is mainly concentrated in the cities of the region’s central and southern areas.

The availability of a rich resource base in the region (hydro resources, brown coal deposits) is conducive to power generating. There are 20 power plants, of which the largest are the Krasnoyarsk Hydro Power Plant, the Krasnoyarsk Thermal Power Plant GRES-2, The Nazarovskaya Thermal Power Plant, and the Boguchanskaya Hydro Power Plant.

The transport sector is represented by all modes of transport including air, motor, rail, river, and pipeline. The railway is the major form of transport accounting for about 94% of the freight transport revenue in the region. The Trans-Siberian and South-Siberian railways cross the region from west to east.

The Krasnoyarsk Territory is traditionally one of Russia’s major export-oriented regions. The main export products are non-ferrous metals (aluminum, nickel, copper), timber and lumber. The main consumers of these products are Japan, Italy, Egypt, and Turkey. Other exports include ferrous metals, oil and oil products, coal, nitrogen and potash fertilizers, synthetic rubber, mechanical and electrical equipment.

Culture and Tourism

Culture and arts are thriving in the Krasnoyarsk Territory. The region is home to nine professional and five municipal theatres, including opera and ballet, drama, musical comedy and young spectator’s theatres, various art galleries, 70 museums, an academic orchestra, and the famous Godenko Folk Dance Ensemble of Siberia.

Krasnoyarsk, Achinsk, Kansk and Minusinsk offer drama theatres and culture palaces offering various recreation activities, cinemas, libraries, music and art schools, and various public and private educational institutions. The cities along the Yenisei River are known for their unique architecture, cathedrals and churches.

The Russian Academy of Arts has a Siberian-Far Eastern branch in Krasnoyarsk in honour of the prominent artist Vasily Surikov, a Krasnoyarsk native. The oldest city in Eastern Siberia, Yeniseysk, is famous for its artist associations and is listed as an architectural heritage city.

The Krasnoyarsk Territory is peculiar for its cultural and ethnic diversity. It is home to Siberia’s indigenous peoples as well as to the representatives of almost all the former Soviet republics living in the region. The authorities strive to cultivate ethnic traditions and folk arts and create favourable conditions for their development in the region.

Many popular folk festivals are celebrated in the region. These include the Russian Maslennitsa-Shrovetide, the Kheyro indigenous fishermen and reindeer herders festival, the Tatar and Bashkir Sabantuy, the Chuvash Akatuy, the Khakass Chyl Pazy, the Yakut Ysyakh, the Buryat Sagaalgan, the Tuva Shagaa, the Tajik Sayri Lola, the Moldovan Martsishor, the Finnish Juhannus, the Armenian Vardavar, the Nowruz festival celebrated by the peoples of Central Asia and Azerbaijan, the Days of Slavic Writing and Culture, the Jani-Ligo Day of the Baltic peoples, the Karelo-Finnish Kalevala, the German Spring Festival, the Chinese Lantern and New year festivals, the Ukrainian Shevchenko Days, the Inter sports festival, the Yeniseysky Meridian Cossack song festival and many other events.

The region has huge recreation potential that favours the development of all kinds of tourism, including reindeer and dog sled safaris, ecotourism, horse tourism, cross-country ski trips, health resort. The region is home to the well-known health resorts: Sosnovy Bor on Lake Tagarskoye, the Shushensky on the shores of the mountain river Oya, the Ozero Uchum, and the Krasnoyarskoye Zagorye in the foothills of the Western Sayan Mountains.

 Some of the most popular tourist activities in the region are hunting and fishing, cultural tourism and shrine pilgrimage, business and event tourism. The latter includes the Krasnoyarsk International Music Festival of the Asia-Pacific Region, the Mir Sibiri International Festival of Ethnic Music and Crafts, the Krasnoyarsk International Museum Biennale, the Siberian Maslenitsa national festival of folk culture, the Yeniseyskaya Ukha fish festival, the Yenisei August Fair, as well as various exhibitions and forums. Alpine skiing is gaining in popularity.

Красноярский край

Экономика Красноярского края ориентирована как на капиталоемкие, энергоемкие производства, основанные на использовании богатой ресурсно-сырьевой базы, так и на выпуск промежуточной продукции, предназначенной для поставок в другие регионы России и в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Сенаторы региона

Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
Семенов Валерий Владимирович Семенов
Валерий Владимирович
Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

Власть в регионе

Свиридов
Дмитрий Викторович
Председатель Законодательного Собрания Красноярского края
Усс
Александр Викторович
Губернатор Красноярского края

Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Красноярский край Красноярский край

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования — 7 декабря 1934 года. С 1 января 2007 года в состав Красноярского края вошли Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа.

Административный центр — г. Красноярск

Красноярский край находится в пределах Сибирского федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км) — 2366,8

Население (тыс. чел.) — 2866,3 (2020 г.)

В национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), %

русские – 91,32

украинцы – 1,39

татары – 1,28

другие национальности – 6,01

Административно — территориальное устройство (2020 г.):

муниципальные районы – 41

муниципальные округа – 3

городские округа – 17

городские поселения – 26

сельские поселения – 482

Географическое положение и природно-климатические условия

Красноярский край расположен в Центральной и Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей. Территория центральной части края протянулась с юга на север почти на 3 000 км, с запада на восток его протяженность 1250 км в северной части и 650 км вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. Вдоль левого берега Енисея — низменная равнина, к востоку от Енисея — Тунгусский кряж и Енисейское плато высотой до 1104 м. Южную часть края занимают горы Восточные Саяны высотой до 3000 м.

Граничит с Республикой Саха (Якутия), Республикой Тыва, Республикой Хакасия, Кемеровской, Томской, Иркутской областями, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. На севере омывается водами Карского моря и моря Лаптевых. Главные реки: Енисей, Ангара, Чулым, Пясина, Хатанга, Нижняя и Подкаменная Тунгуски, Котуй, Вилюй, Сикасьян, Виви. Крупные озёра: Таймыр, Пясино, Лама, Хатайское.

Средняя температура января — минус 24,1°C, июля — плюс 12,9°C. На севере — многолетняя мерзлота.

На территории края расположены государственные природные заповедники: «Тунгусский», «Путоранский», «Большой Арктический», «Таймырский» (биосферный), «Саяно-Шушенский» (биосферный), «Центрально-Сибирский» (биосферный); государственные природные заказники федерального значения «Пуринский», «Елогуйский» (комплексный), «Североземельский», национальные парки «Шушенский бор», «Столбы», природный парк «Ергаки».

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Красноярском крае осуществляется Законодательным Собранием края, которое является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти края. Избирается на 5 лет. Состоит из 52 депутатов, из которых 22 избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории Красноярского края, за исключением территорий административно-территориальных единиц с особым статусом — территорий Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов, 4 − по двухмандатным округам, образованным на территориях с особым статусом, 26 депутатов избираются по единому, образуемому на всей территории Красноярского края избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за краевые списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Действующий состав Законодательного Собрания края избран в сентябре 2016 года, Срок окончания полномочий – сентябрь 2021 года.

Исполнительная власть осуществляется правительством края, которое как высший постоянно действующий орган исполнительной власти края обладает общей компетенцией и возглавляет органы исполнительной власти края специальной компетенции, образующие вместе с ним единую систему органов исполнительной власти края.

Губернатор Красноярского края является высшим должностным лицом края и возглавляет исполнительную власть края. Избирается на 5 лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора края — сентябрь 2023 года.

Экономика и природные ресурсы

Красноярский край является одним из наиболее индустриально развитых регионов России. Благодаря уникальным природным ресурсам в регионе развиты многие виды промышленной деятельности — гидроэнергетика и электроэнергетика на твердом топливе, цветная металлургия, добыча полезных ископаемых, лесная промышленность.

В регионе производится более 80% общероссийского объема никеля (примерно 20% мирового производства), более 70% меди, около 30% первичного алюминия, почти 98% металлов платиновой группы. По объемам добычи золота край обеспечивает около 18% российской добычи, в общероссийском выпуске нефти – 2,5% нефтедобычи, 0,3% добычи газа.

Красноярский край устойчиво входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по производству валового регионального продукта (ВРП). В структуре ВРП края около 60% составляет промышленность и около 7% — сельское хозяйство.

Ведущими отраслями промышленности Красноярского края являются чёрная и цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс, машиностроение и металлообработка, горнодобывающая, лесная, деревообрабатывающая, химическая, сельское хозяйство и пищевая промышленность. Главные промышленные центры: Красноярск, Норильск, Назарово, Шарыпово, Канск, Железногорск.

В крае производится более 30 тяжёлых, лёгких, легирующих и редкоземельных металлов и элементов, наиболее важными из них считаются алюминий, никель, кобальт, медь, платина и золото. К наиболее крупным предприятиям относятся ОАО «Красноярский алюминиевый завод», ООО «Красноярский металлургический завод», ЗАО «Богучанский алюминиевый завод», ОАО «Горевский горно-обогатительный комбинат», АО «РУСАЛ Ачинский глинозёмный комбинат».

Флагманом цветной металлургии не только края, но и России является самая северная в мире горно-металлургическая компания «Норильский никель», который производит 1/6 часть промышленной продукции края. В крае получило развитие производство особо чистых металлов для радиоэлектронной промышленности, таких как теллур, германий, кремний, сверхчистый алюминий.

В регионе ведётся промышленное освоение месторождений золота, свинца, цинка, магнезитов и других полезных ископаемых. В настоящее время почти 90% выпускаемой продукции отрасли приходится на добычу сырья для производства цветных металлов. Второй по объёмам производимой продукции является добыча угля. Средняя годовая добыча угля составляет свыше 50 млн. тонн. Основные месторождения — Канско-Ачинский бассейн, Назаровское, Берёзовское, Ирша-Бородинское месторождения. 

Химический комплекс края представлен предприятиями химической, нефтехимической, микробиологической и медицинской промышленности. Флагманы отрасли «Горно-химический комбинат», «Ачинский нефтеперерабатывающий завод». В крае производится высококачественный синтетический каучук.

Площадь лесного фонда Красноярского края составляет более 45 % от общей площади лесного массива Сибири. Ежегодно в крае заготавливается около 30 миллионов кубометров древесины. По объёмам лесозаготовок Красноярский край занимает третье место в России, по производству пиломатериалов занимает ведущее место в стране. 

Красноярский край по праву считается крупнейшим сельскохозяйственным регионом Центральной и Восточной Сибири, полностью обеспечивающим потребности населения в основных продуктах питания. Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий составляют 3850 тыс. га, пашня – 2573 тыс. га. В сельском хозяйстве края преобладает производство зерна, картофеля и овощей; развиты животноводство мясомолочного направления, овцеводство, птицеводство, пчеловодство и звероводство. Из‑за суровых климатических условий Красноярского края сельское хозяйство развито в основном в юго-западных и центральных районах. В Минусинской котловине выращивают лучшие в Сибири овощи и фрукты, в частности, непревзойденные по вкусовым качествам минусинские помидоры, а любители возделывают даже виноград.

Пищевая промышленность, связанная в основном с переработкой местного сельскохозяйственного сырья (маслозаводы, заводы сгущённого и сухого молока, мясокомбинаты, мелькомбинаты, фабрики мучных и макаронных изделий, ликёроводочные и пивоваренные заводы и др.), сосредоточена главным образом юго-западных и центральных районах края. 

Наличие богатой сырьевой базы (гидроресурсы, месторождения бурого угля) создает благоприятные условия для выработки электроэнергии в Красноярском крае. На территории края находятся 20 действующих электростанций, наиболее крупные – Красноярская ГЭС, Красноярская ГРЭС-2, Назаровская ГРЭС, Богучанская ГЭС.

Транспортный комплекс края представлен всеми видами транспорта — железнодорожным, трубопроводным, воздушным, внутренним водным и автомобильным. Доминирующее положение в транспортной системе Красноярского края занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится 94% всего грузооборота края. С запада на восток край пересекают Транссибирская и Южно-Сибирская магистрали. 

Красноярский край традиционно является одним из крупнейших экспортно-ориентированных регионов страны. В основу экспорта входят цветные металлы (алюминий, никель, медь), лес и лесоматериалы. Основные потребители этой продукции — Япония, Италия, Египет, Турция. Экспортируются также чёрные металлы, нефть и нефтепродукты, уголь, удобрения азотные и калийные, синтетический каучук, механическое и электрическое оборудование. 

Культура и туризм

Культура и искусство представлены 9 государственными и 5 муниципальными театрами (в том числе оперы и балета, драмы, музыкальной комедии, юного зрителя), картинными галереями, 70 музеями, академическим оркестром, прославленным ансамблем народного танца Сибири имени М.И. Годенко.

В Красноярске, Ачинске, Канске, Минусинске работают драматические театры, Дворцы культуры с разнообразными формами досуга, кинотеатры, библиотеки, музыкальные и художественные школы, разные учебные заведения: гимназии и лицеи, государственные, муниципальные и частные. Культура приенисейских городов славится архитектурным своеобразием, соборами и церквями.

В честь великого художника-красноярца В. И. Сурикова в Красноярске открыто Сибирско-Дальневосточное отделение Академии художеств России. Старейший город Восточной Сибири Енисейск славится своими объединениями художников и отнесен к городам-памятникам архитектуры.

Главной особенностью социально-культурного пространства края является его национальное, этнокультурное многообразие, в котором наряду с коренными жителями Сибири, соседствуют выходцы практически из всех республик бывшего Советского Союза. Поэтому в крае целенаправленно и планомерно ведется работа по развитию всех традиционных жанров народного творчества, по созданию оптимальных условий его существования.

Уже традиционными для Красноярского края стали русская масленица, праздник рыбаков и оленеводов народов Севера «Хэйро», татаро-башкирский «Сабантуй», чувашский «Акатуй», хакасский «Чыл Пазы», якутский «Ысыах», бурятский «Сагаалган», тувинский «Шагаа», таджикский «Сайри Лола», молдавский «Марцишор», финский «Юханнус», армянский «Вардавар», праздник «Навруз» народов Средней Азии и Азербайджана, Дни славянской культуры и письменности, праздник народов Балтии «Янов день – Лиго», карело-финский «Калевала», немецкий праздник весны, китайские «Юаньсяоцзе» и «Чуньцзе», украинские «Шевченковские дни», спортивный праздник «Интер», фестиваль казачьей песни «Енисейский меридиан» и другие.

Край обладает огромными рекреационными ресурсами, что позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе сафари на оленьих и собачьих упряжках, экотуризм, конный туризм, беговые и лыжные походы, санаторно-курортное лечение. На территории края успешно функционируют известные на всю страну санаторно-курортные комплексы: «Сосновый бор» на озере Тагарское, «Шушенский» на берегу горной реки Оя, «Озеро Учум», «Красноярское Загорье» в предгорьях Западных Саян.

Большим спросом пользуются охота и рыбалка, культурно-познавательный и паломнический виды туризма, деловой и событийный туризм (международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири», Красноярская международная музейная биеннале, Всероссийский фестиваль народной культуры «Сибирская масленица», праздник «Енисейская уха», Енисейская августовская ярмарка, выставки, форумы и др.). Развивается горнолыжный туризм.