Kaluga Region

Senators by region

Alexander Savin Alexander Savin
Deputy Chair of the Federation Council Committee on the Rules of Procedure and Parliamentary Governance
Anatoly Artamonov Anatoly Artamonov
Chair of the Federation Council Committee on the Budget and Financial Markets

Information

Regional flags and emblems

Kaluga Region Kaluga Region

Profile

Established 5 July 1944

Capital Kaluga

The Kaluga Region is part of the Central Federal District

Area 29,800 sq km

Population 1,019,700 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 93.08

Ukrainian – 1.78

Other – 5.14

 

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 24

City districts – 2

Rural towns – 26

Rural districts – 252

 

Geography and climate

The region is located in the central East European Plain. The terrain is mostly hilly, with some flat plains, dissected by river valleys, gullies, and ravines. In the west and northwest is the Smolensk Elevation (up to 279 m), in the east is the Central Russian Elevation. The region extends over 220 km from north to south and about 220 km from east to west.

The region borders on the Bryansk, Smolensk, Moscow, Tula, and Oryol regions and the city of Moscow.

There are 2,045 rivers, 17 water reservoirs, some of the largest are the Lyudinovskoye, Kirovskoye-Verkhneye, Brynskoye Yachenskoye, Milyatinskoye, and Slobodskoye, and 47 ponds. The major rivers are the Oka, Ugra, Zhizdra, and Bolva.

The climate is temperate continental. January temperatures average –4.1°C. July temperatures average 17.9°C. Average precipitation in January is 50 mm and 66 mm in July. The vegetation period is between 177 and 184 days

The Kaluga Region is home to the Kaluzhskiye Zaseki Reserve, Ugra National Park, the Tarusa Nature Reserve and the Kaluzhskiy Bor Nature Reserve.

Government

The legislative branch in the Kaluga Region is represented by the Kaluga Region Legislative Assembly, which is the permanent, supreme and only body of legislative authority in the region.

The Legislative Assembly consists of 40 deputies, of which 20 are elected in single-member constituencies, and the remaining 20 in the single electoral district in proportion to the number of votes cast for lists of candidates nominated by electoral associations. The current Legislative Assembly was elected in September 2020, its term ends in September 2025.

The executive branch in the Kaluga Region is the Government headed by the Governor of the Region, and other regional executive authorities.

The Governor of the Kaluga Region is the region’s highest-ranking official and head of the Kaluga Region Government, elected for five years by Russian citizens who permanently reside in the region. The incumbent Governor’s term ends in September 2025.

The Government of the Kaluga Region is the permanent supreme executive authority in the region. The Government is a collective body over the system of state authorities in the region.

Economy and natural resources

Industrial output (manufacturing, wholesale and retail trade, construction, agriculture, transport and communications) accounts for about 40 percent of the region’s GDP. Over 25 percent of the economically active population is employed in industrial sectors.

The lack of local raw materials led to the development of machine-building and the metals sector. Machine-building enterprises form the core of the region’s industrial capacity. Other important sectors include food, construction materials, petrochemicals and pharmaceutical sectors. Agriculture accounts for 6 percent of GDP for the region, which is self-sufficient in potatoes, milk and vegetables. Local farms are focused on dairy and beef cattle breeding, grain and pulse crops, potatoes and vegetables grown indoors and outdoors.

The region is developing vital economic instruments like industrial parks and zones, regional development institutes and clusters, including 12 industrial parks, the Kaluga Special Industrial Economic Zone and the Sosensky Priority Social and Economic Development Area, with the necessary industrial development areas and infrastructure. Clusters offer conditions for the development of major producers, which are creating effective technological links with increasingly more small and medium-sized companies.

The main factors in the successful development of the region’s tourism sector are the short distance to Moscow and numerous historical, spiritual, educational and entertainment sites.

Culture and tourism

The region’s famous Orthodox shrines attract a great number of tourists. These include the Optina Pustyn (in Kozelsk), the Pafnutyev Borovsky Monastery (in Borovsk), the Tikhonova Pustyn (village of Leo Tolstoy, the Dzerzhinsky District), the Shamordino Monastery (village of Shamordino in the Kozelsk District), the Spas-on-Ugra (village of Spas, near Kaluga).

There are three theatres, a regional philharmonic hall, over 30 museums, some 450 cultural and recreation facilities, and 480 libraries in the region.

The city of Kaluga is home to the world's first and Russia’s largest Space Exploration History Museum.

Tarusa, a small town on the banks of the Oka, is known as the region’s cultural capital. Some of Russia’s most prominent artists, musicians, poets and writers have lived and worked here, including Marina Tsvetaeva, Nikolai Zabolotsky, Vasily Polenov, Vasily Vatagin, Svyatoslav Richter, and Konstantin Paustovsky. The scenic river tour from Tarusa to Polenovo along the Oka is one of the most popular summer attractions in the Kaluga Region.

Some of the most popular ecotourism venues are the Kaluzhskiye Zaseki Reserve, the art park near the village of Nikola-Lenivets, and Ugra National Park and Reserve. In addition to the rich flora and fauna, the park is also home to about 300 historical and cultural heritage sites that include archaeological sites, churches and monasteries, noble estates, ancient roads, and famous battle sites.

The region is home to one of the country's largest ethnographic park-museums, ETNOMIR, which is a tourism cluster and a cultural and educational center. Throughout the year, it hosts workshops, excursions, festivals and celebrations that showcase the beauty and diversity of the cultures of the peoples of Russia and the world.

Калужская область

Сенаторы региона

Артамонов Анатолий Дмитриевич Артамонов
Анатолий Дмитриевич
Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
Савин Александр Александрович Савин
Александр Александрович
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности

Власть в регионе

Новосельцев
Геннадий Станиславович
Председатель Законодательного Собрания Калужской области
Шапша
Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области

События Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Калужская область Калужская область

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – 5 июля 1944 года

Административный центр – г. Калуга

Калужская область находится в пределах Центрального федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 29,8

Население (тыс. чел.) – 1019,7 (2022 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %):

русские – 93,08

украинцы – 1,78

другие национальности – 5,14

Административно-территориальное устройство (2022 г.):

муниципальные районы – 24

городские округа – 2

городские поселения – 26

сельские поселения – 252

Географическое положение и природно-климатические условия

Область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. Рельеф области – холмисто-увалистая, местами плоская равнина, расчлененная долинами рек, балками и лощинами. На западе и северо-западе – Смоленская возвышенность (высота до 279 м), на востоке – Среднерусская возвышенность.

Граничит с Брянской, Смоленской, Московской, Тульской, Орловской областями и Москвой.

В области 2045 рек, 17 водохранилищ (наиболее крупные – Людиновское, Кировское-Верхнее, Брынское Яченское, Милятинское, Слободское), 47 прудов общего назначения. Главные реки: Ока, Угра, Жиздра, Болва.

Климат умеренно континентальный. Средняя температура января – минус 4,1°C, июля – плюс 17,9°C. Среднее количество осадков в январе – 50 мм, в июле – 66 мм. Вегетационный период – 177–184 дня.

В Калужской области особо охраняемыми природными территориями являются: государственный природный заповедник «Калужские засеки», национальный парк «Угра», природный заказник «Таруса», памятник природы «Калужский Бор».

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Калужской области осуществляется Законодательным Собранием Калужской области, которое является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

Законодательное Собрание Калужской области состоит из 40 депутатов, из которых 20 избираются по одномандатным избирательным округам, 20 – по единому областному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Действующий состав Законодательного Собрания избран в сентябре 2020 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2025 года.

Исполнительную власть в Калужской области осуществляют возглавляемое Губернатором Калужской области Правительство и иные исполнительные органы государственной власти области.

Губернатор Калужской области является высшим должностным лицом области, руководителем Правительства Калужской области. Избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, сроком на пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора области – сентябрь 2025 года.

Правительство Калужской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство Калужской области является коллегиальным органом, возглавляющим систему органов государственной власти области.

Экономика и природные ресурсы

В структуре экономики Калужской области промышленный сектор производит порядка 40% валового регионального продукта (обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь), здесь работает более четверти населения, занятого в сфере экономической деятельности.

При отсутствии собственной сырьевой базы значительное развитие в регионе получили машиностроение и металлообработка. Предприятия машиностроительного комплекса составляют основу промышленного потенциала региона. Вместе с тем важное место в промышленности области занимают предприятия пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, производства нефтепродуктов, производства лекарственных средств. В сельском хозяйстве создается около 6% валового регионального продукта. Агропромышленный комплекс полностью обеспечивает население области картофелем, молоком и овощами. Основным направлением животноводства является молочно-мясное скотоводство, растениеводства – зерновые и зернобобовые культуры, картофель и овощи открытого и защищенного грунта.

В Калужской области внедрены такие инструменты, как индустриальные парки и промышленные зоны, региональные институты развития. При использовании кластерного подхода на территории Калужской области создано 12 индустриальных парков, особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Калуга» и территория опережающего социально-экономического развития «Сосенский», для чего созданы площадки промышленной застройки, необходимая инфраструктура. В формате кластеров развиваются крупные производители, которые вовлекают в работу всё больше средних и малых компаний, формируя с ними эффективные технологические цепочки.

Предопределяющими факторами успешного развития туристического кластера Калужской области является близость Москвы и наличие на территории области большого количества историко-духовных и развлекательно-познавательных объектов.

Культура и туризм

Калужская область привлекает большое количество туристов своими знаменитыми православными святынями. Это – Оптина пустынь (г. Козельск), Пафнутьев Боровский монастырь (г. Боровск), Тихонова пустынь (с. Льва Толстого, Дзержинский район), монастырь в Шамордино (с. Шамордино, Козельский район), Спас-на-Угре (с. Спас, под г. Калугой).

На территории области находятся 3 театра, областная филармония, более 30 музеев, около 450 учреждений культурно-досугового типа и 480 библиотек.

В городе Калуге, «колыбели космонавтики», находится первый в мире и крупнейший в России Музей истории космонавтики с планетарием.

Культурной столицей региона считается маленький городок на берегу Оки – Таруса. Это место связано с жизнью и деятельностью многих писателей, поэтов, художников, музыкантов: Мариной Цветаевой, Николаем Заболоцким, Василием Поленовым, Василием Ватагиным, Святославом Рихтером, Константином Паустовским. Живописный маршрут из Тарусы в Поленово по реке Оке является одним из самых популярных летних туров в Калужской области.

Популярными объектами экотуризма являются заповедник «Калужские засеки», арт-парк, расположенный в окрестностях деревни Никола-Ленивец, особо охраняемая зона – национальный парк «Угра»: помимо богатого мира флоры и фауны, здесь находится около 300 объектов историко-культурного наследия региона – археологические памятники, храмы и монастыри, дворянские усадьбы, старинные дороги, места известных сражений.

На территории области работает один из крупных этнографических парков-музеев страны ЭТНОМИР, который представляет собой туристический кластер и культурно-образовательный центр. В течение года в нем проходят мастер-классы, экскурсии, фестивали и праздники, где демонстрируется красота и многообразие культур народов России и всего мира.