Khanty-Mansi Autonomous Area – Yugra

Senators by region

Alexander Noviukhov Alexander Noviukhov
Member of the Federation Council Committee on the Rules of Procedure and Parliamentary Governance
Eduard Isakov Eduard Isakov
Member of the Federation Council Committee on Economic Policy

Information

Regional flags and emblems

Khanty-Mansi Autonomous Area – Yugra Khanty-Mansi Autonomous Area – Yugra

PROFILE

Established 10 December 1930

Khanty-Mansi Autonomous Area – Yugra since 2003

Capital Khanty-Mansiysk

The Khanty-Mansi Autonomous Area – Yugra is part of the Urals Federal District

Area 534,800 sq km

Population 1,702,500 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 68.11

Tatar – 7.61

Ukrainian — 6.39

Bashkir — 2.48

Azerbaijani −1.82

Khanty – 1.33

Other –12.26

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 9

City districts –13

Rural towns –26

Rural districts –57

Geography and climate

The Khanty-Mansi Autonomous Area – Yugra is in Western Siberia. At its widest points, the territory is 900 km from north to south and 1,400 km from west to east.

The area borders on the Republic of Komi, the Krasnoyarsk Territory, the regions of Tomsk, Omsk, Tyumen and Sverdlovsk, and the Yamal-Nenets Autonomous Area. The entire area of Yugra is located in the Far North.

The main rivers are the Ob, Irtysh, Konda and Severnaya Sosva.

The autonomous area is located in the taiga. One third of it is covered by swamps. The terrain is diverse with plains, foothills as well as mountains. The highest point is Mount Narodnaya (1,895 m) in Sub-Polar Urals, and Mount Pedy (1,010 m) in the Northern Urals. Some 300,000 lakes making up an entire lake system are surrounded by forests and swamps.

The area has a moderate continental climate. Its distinctive feature is a rapid change of weather, especially in the periods from autumn to winter and from spring to summer. Winters are long, snowy and cold. The temperatures reach −30°C; summers are short and warm.

January temperatures average −22.6°C and July temperatures average 18.1°C. Precipitation averages 25 mm in January and 59 mm in July.

The Khanty-Mansi Autonomous Area – Yugra has two state reserves: Yugansky and Malaya Sosva, as well as four nature parks, three federal nature sanctuaries and five regional nature sanctuaries and more then ten monuments of nature.

 

Government

The legislative branch in the region is represented by the Duma of the Khanty-Mansi Autonomous Area – Yugra, which is the permanent supreme and only legislative body of authority in the region.

The Duma is made up of 38 deputies, elected for a five-year term. 19 deputies are elected at single-member constituencies and 19 at the single electoral districts in proportion to the number of votes cast for the lists of candidates appointed by electoral associations.

The current Duma was elected on September 2021. Its term will expire in September 2026.

The executive branch is represented by the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Area — Yugra, which is the region’s supreme permanent body of authority, and other bodies of executive authority.

The Governor of the Khanty-Mansi Autonomous Area — Yugra is the region’s highest-ranking official and head of the area’s Government. The Governor is elected by the Duma of the Khanty-Mansi Autonomous Area — Yugra for a period of five-years. The term of office of the current incumbent expires in September 2025.

 Economy and natural resources

The Khanty-Mansi Autonomous Area – Yugra is one of Russia’s strategic regions providing the country’s energy security, and is the largest oil-producing region of Russia and the world.

Yugra ranks first in terms of several economic indices: it ranks first among the Russian regions in terms of oil extraction and electricity generation; it ranks second in terms of industrial production, natural gas extraction, tax revenue to the federal budget; it ranks third in terms of investments in the fixed capital.

Companies in the region form a significant part of the Russian economy: about 7.5% of industrial production and over 10% of federal budget revenue.

The industrial production forms over 70% of regional GDP; including natural resources extraction (some 80%) and processing industries (over 12%).

The region has about 100 oil and gas companies, oil and gas processing companies and a gas condensate stabilisation plant.

In addition to the traditional oil production, oil and gas processing and petrochemical industries are developing as well. The timber processing sector plays an important role in the regional economy.

The Khanty-Mansi Autonomous Area – Yugra ranks first among the Russian regions in terms of electricity generation. The production and distribution of electricity, gas and water is based on the energy sector of the region. The largest power stations are the Surgutskaya-1, Surgutskaya-2, Nizhnevartovskaya and Nyaganskaya regional hydropower plants.

Agriculture makes up about 0.3% of regional GDP and is based on livestock farming. The traditional activities of the small indigenous peoples of the North, such as reindeer breeding, hunting and fishing, as well as the harvesting of wild plants and mushrooms are developing as well.

The development of innovations takes a special place in the Yugra economy. In order to support innovative companies in the region, the High Technology Park and the non-profit organisations the Foundation to Support Yugra Businesses, the Foundation for the Development of the Khanty-Mansi Autonomous Area-Yugra, and the Foundation for Microfinancing of the Khanty-Mansi Autonomous Area-Yugra have been established. The region has some 130 innovative companies; most of them are residents of the Technology Park.

The Khanty-Mansi Autonomous Area-Yugra is an exports-oriented region. Exports take 95% of its trade, while imports account for less than 5%. The region exports mineral fuel, oil and oil products, bitumen oils, mineral waxes, timber as well as charcoal. Crude oil accounts for 99% of exports. Yugra purchases aircraft, boilers, mechanical equipment and spare parts for it, ferrous metal articles, electric machinery and equipment.

Culture and tourism

The Khanty-Mansi Autonomous Area-Yugra has unique natural, cultural together with historical resources. The region has historical and cultural landmarks, archaeological sites, museums, theatres as well as modern infrastructure for cultural, educational and active recreation. International competitions, festivals and forums held in the region make Yugra an amazing place.

The Khanty-Mansi Autonomous Area-Yugra has 35 museums and their branches, including 6 state museums: the State Museum of Fine Arts, the Raishev Gallery and Workshop, the House Museum of People’s Artist of the USSR Vladimir Igoshev, the Museum of Geology, Oil and Gas, the Museum of Nature and Anthropology, the Torum Maa Open-Air Ethnographic Museum.

Yugra’s cultural life has an entire system of brands which give it a regional identity.

Every year, Khanty-Mansiysk hosts international cinema art events. The Spirit of Fire film festival brings together young filmmakers.

Nation-wide events, such as the Yugra Field Museum Biennale forum and the Congress of Fathers Frost and Snow Maidens, evoke great interest.

The Khanty-Mansi Autonomous Area-Yugra is also known for the large number of regional cultural events: the Raven’s Day folk festival of small indigenous peoples of the North; the Magical Keys competition of young pianists; the White Space festival; the Love Russian-Style festival of Russian films; the Yugra Constellation competition of youth brass bands; the Films Burnt by the War film festival; the Theatre Spring festival of amateur theatres; the Yugra Museum Olympus competition; the I am a Child, I am a Creator festival of children’s animation art.

The developed tourist and recreation resources and infrastructure allow for developing various kinds of tourism in the region, including cultural, educational, active, environmental and ethnographic tourism. The tourist routes include landmarks of the region and cities, museums and nature parks. About 300 tourist routes and guided tours are offered.

Eco-trails and environmental and ethnographic expeditions give tourists an opportunity to learn about the nature of the region and its cultural as well as its historical heritage.

Popular are active and extreme sports such as alpine skiing, snowboarding and kiting. There are 7 alpine ski resorts: two in Khanty-Mansiysk, Nizhnevartovsk, Surgut, Raduzhny and Nyagan and Pyt-Yakha.

In the summer, tourists are offered a chance to do rafting on Siberian mountain rivers.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Сенаторы региона

Важенин Юрий Иванович Важенин
Юрий Иванович
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике
Исаков Эдуард Владимирович Исаков
Эдуард Владимирович
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике

Власть в регионе

Комарова
Наталья Владимировна
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Хохряков
Борис Сергеевич
Председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

События Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – 10 декабря 1930 года,

с 2003 года — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Административный центр – г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра находится в пределах Уральского федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 534,8

Население (тыс. чел.) – 1688,4 (2021 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.), %:

русские – 68,11

татары – 7,61

украинцы – 6,39

башкиры – 2,48

азербайджанцы – 1,82

ханты – 1,33

другие национальности — 12,26

Административно-территориальное устройство (2021 г.):

муниципальные районы – 9

городские округа – 13

городские поселения – 26

сельские поселения – 57

Географическое положение и природно-климатические условия

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра расположен в Западной Сибири. Протяженность территории с юга на север составляет 900 км, с запада на восток – 1400 км.

Граничит с Республикой Коми, Красноярским краем, Томской, Омской, Тюменской, Свердловской областями, Ямало-Ненецким автономным округом. Вся территория Югры относится к районам Крайнего Севера.

Главные реки: Обь, Иртыш, Конда, Северная Сосьва.

Территория автономного округа находится в зоне тайги. Треть территории занимают болота. Рельеф региона разнообразен: имеются равнины, предгорья и горы. Высшие точки – гора Народная (1895 м) на Приполярном Урале и гора Педы (1010 м) на Северном Урале. Треть территории округа занимают болота. В окружении болот и лесов расположено около 300 тысяч озёр, которые образуют целые системы.

Климат умеренный континентальный. Отличается быстрой сменой погодных условий, особенно в переходные периоды – от осени к зиме и от весны к лету. Зимы продолжительные, снежные и холодные. Морозы могут установиться на несколько недель при температуре воздуха ниже минус 30 градусов. Лето короткое и теплое.

Средняя температура января – минус 22,6°C, июля – плюс 18,1°C. Среднее количество осадков в январе –25 мм, в июле – 59 мм.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре расположены два государственных заповедника: «Юганский» и «Малая Сосьва», четыре природных парка, три заказника федерального значения и пять – окружного, более десяти памятников природы.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в регионе осуществляется Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которая является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти региона.

Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры состоит из 38 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 19 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 19 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры избран 18 сентября 2016 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2021 года.

Исполнительную власть в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре осуществляют возглавляемое Губернатором Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югра и иные исполнительные органы государственной власти автономного округа.

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является высшим должностным лицом региона, срок его полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора – сентябрь 2025 года.

Экономика и природные ресурсы

Ханты-Мансийский автономный округа – Югра – один из стратегических регионов России, обеспечивающий энергетическую безопасность страны и являющийся крупнейшим нефтедобывающим районом государства и мира. Югра лидирует по целому ряду основных экономических показателей – первое место среди регионов Российской Федерации по добыче нефти, производству электроэнергии; второе место – по объему промышленного производства, по добыче природного газа, по поступлению налогов в бюджетную систему страны; третье место – по объему инвестиций в основной капитал.

Предприятия автономного округа своей деятельностью формируют существенную часть российской экономики: около 7,5% промышленного производства и более 10% доходов федерального бюджета.

В структуре валового регионального продукта региона доля промышленного производства составляет более 70%, в том числе добыча полезных ископаемых составляет около 80%, обрабатывающие производства – более 12%.

На территории автономного округа осуществляют свою деятельность 104 нефтегазодобывающих компании, 6 нефтеперерабатывающих предприятий, 8 газоперерабатывающих предприятий, завод стабилизации газового конденсата.

Наряду с традиционной нефтедобычей получают развитие нефтегазопераработка и нефтегазохимия. Важную позицию в экономике автономного округа занимает лесопромышленный комплекс.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по выработке электрической энергии. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды осуществляется на базе энергетического комплекса региона. Основную долю выработки электроэнергии на территории автономного округа обеспечивают крупнейшие электростанции общегосударственного масштаба: Сургутская ГРЭС-1, Сургутская ГРЭС-2, Нижневартовская ГРЭС и Няганская ГРЭС.

В сельском хозяйстве создается около 0,3% валового регионального продукта. Основу сельского хозяйства составляет животноводство. Развиваются традиционные формы хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера – оленеводство, охотничий и рыболовный промысел, сбор дикоросов.

Особое место в экономике Югры занимает развитие инноваций. Для поддержки субъектов инновационной деятельности в регионе созданы: автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Технопарк высоких технологий», а также некоммерческие организации: «Фонд поддержки предпринимательства Югры», «Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», «Фонд Югорская региональная микрокредитная компания». В регионе работает порядка 130 инновационных компаний, большая часть которых – резиденты Технопарка.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра – экспортно-ориентированный регион. В общем объеме внешнеторгового оборота на долю экспорта приходится более 95%, на долю импорта менее 5%. На экспорт идут: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные, древесина, древесный уголь. Около 99% экспорта – сырая нефть. В Югру ввозят летательные аппараты, котлы, оборудование и механические устройства, их части, изделия из черных металлов, электрические машины и оборудование.

Культура и туризм

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра обладает уникальными природными и культурно-историческими ресурсами. На территории автономного округа находятся памятники истории и культуры, археологические комплексы, музеи, театры, а также современная инфраструктура для любителей культурно-познавательного, рекреационного и активного отдыха. Международные событийные мероприятия автономного округа – спортивные соревнования, фестивали и форумы открывают Югру как удивительный уголок Земли.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре действуют нг 482 учреждения культуры. Из них – 35 музеев и их филиалов, в том числе 6 государственных: Государственный художественный музей, Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева, Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева, Музей геологии, нефти и газа, Музей Природы и Человека, Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа».

В культурной жизни Югры сложилась целостная система брендов, которые позволяют говорить о региональной идентичности.

Ежегодно город Ханты-Мансийск становится площадкой международного киноискусства. В Югру съезжаются гости и участники фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня». 

Большой интерес вызывают мероприятия всероссийского уровня: форум музейного искусства «Югорская полевая музейная биеннале», съезд Дедов Морозов и Снегурочек.

Кроме того, Ханты-Мансийский автономный округ известен большим количеством культурных мероприятий регионального масштаба: фольклорный праздник коренных малочисленных народов Севера «Вороний день», конкурс юных пианистов «Волшебные клавиши», фестиваль «Белое пространство», фестиваль отечественных фильмов «Любить по‑русски», конкурс юных исполнителей на духовых и ударных инструментах «Созвездие Югры», кинофестиваль «Киноленты, обожжённые войной», фестиваль самодеятельных театральных коллективов «Театральная весна», конкурс «Музейный Олимп Югры», фестиваль детского анимационного творчества «Я – ребенок, Я – творец».

Наличие туристско-рекреационных ресурсов и инфраструктуры позволяют развивать на территории округа различные виды туризма, в том числе: культурно-познавательный, активный, экологический, этнографический. В туристских маршрутах задействованы достопримечательности городов и районов, возможности музеев и природных парков Югры. Жителям и гостям округа предлагаются 300 экскурсионных маршрутов и туров.

Специальные маршруты по экологическим тропам, организация эколого-этнографических экспедиций дают возможность туристам познакомиться с экосистемой региона и его историко-культурным наследием.

В округе большую популярность приобретают активные и экстремальные виды туризма: горные лыжи, сноуборд, кайтинг. Действуют 7 комплексов: два в Ханты-Мансийске, в Нижневартовске, Сургуте, Радужном, Нягани и Пыть-Яхе.

В летнее время путешественникам представляется возможность осуществлять сплавы по горным сибирским рекам.