Kurgan Region

Senators by region

Sergey Muratov Sergey Muratov
Member of the Federation Council Committee on Defense and Security
Yelena Perminova Yelena Perminova
First Deputy Chair of the Federation Council Committee on the Budget and Financial Markets

Information

Regional flags and emblems

Kurgan Region Kurgan Region

Profile

Established 6 February 1943

Capital Kurgan

The Kurgan Region is part of the Ural Federal District

Area 71,500 sq km

Population 804,800 (2022)

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 92.47

Tatar – 1.91

Bashkir – 1.38

Kazakh – 1.34

Other – 2.90

Administrative divisions (2022)

Municipal districts – 22

Municipalities – 2

City districts – 2

Rural towns – 11

Rural districts – 322

Geography and climate

The Kurgan Region is located were Urals and Siberia meet: at the southwestern part of the West Siberian Plain, in the Tobol and Iset river basins. The terrain is flat with many depressions and plateaus.

At its widest points, the region is 430 km from west to east 290 km from north to south.

The region borders the Chelyabinsk, Sverdlovsk and Tyumen regions, as well as Kazakhstan.

It has 106 rivers and over 2,000 lakes, including several resorts (Gorkoye and Medvezhye lakes). The Tobol and Iset are the main rivers.

The region has a continental climate. It is bordered by the Ural Mountains in the west, but completely open from the north and weakly protected from the south, so that both cold Arctic air and dry hot air from Kazakhstani steppes move into the region freely, which provides for unstable weather conditions. The climate is also affected by continental air from the middle latitudes from Eastern Siberia.

The average temperature in January is –18°C and +20,6°C in July. The average precipitation level is 3 mm in January and 67 mm in July.

The region is home to 21 state nature sanctuaries and 102 natural monuments.

Government

The legislative branch is the Kurgan Region Duma, which is the permanent, supreme and only body of legislative authority in the region.

The Kurgan Region Duma has 34 deputies elected for five years, with 17 of them running in single-number constituencies and the other 17 in the single electoral district, where the winners are identified in proportion to the number of votes cast for lists of candidates by electoral associations.

The current Kurgan Region Duma was elected on September 2020. The term expires in September 2025.

The executive branch is the Government of the Kurgan Region headed by the Governor and other executive bodies.

The Governor of the Kurgan Region is the region’s highest-ranking official and head of the regional Government, elected for five years by Russian citizens who permanently reside in the region. The term of the incumbent Governor expires in September 2024.

The Government of the Kurgan Region is a collegiate and permanent supreme body of executive authority in the region.

Economy and natural resources

Industry is the base of the Kurgan Region’s economy at almost 30% of the gross regional product. Manufacturing (over 80%) and electricity (13%) have the largest share in the industrial production sector.

Machine building and metal processing companies produce almost half of the region’s industrial products. There are also pharmaceutical, food processing, construction materials and other companies in the region.

Kurganmashzavod, Kurganstalmost, KAVZ, Shadrinsk Automotive Components Factory, Kurgankhimmash, Kurganpribor, Dalur and AK Sintez are the region’s largest companies. Kurgan Region companies’ products are sent to all Russian regions and dozens of countries across the world.

There are iron ore, wolfram and molybdenum deposits as well as raw materials for the construction industry, mineral waters and therapeutic muds. The Kurgan Region is also a source of uranium.

The agro-industrial sector is important for the region (about 10% of the gross regional product). The Kurgan Region fully meets its own demand for food and exports agricultural products to many Russian regions and abroad.

Farms occupy over 60% of the region’s area. They grow cereals, legumes, potatoes and vegetables. Livestock breeding specializes in cattle, pigs, sheep and poultry.

The railway, highways, aviation and pipelines are well-developed in the region. The electrified Trans-Siberian Railway runs through the region. Transport services account for more then 9% of the gross regional product.

The Kurgan Region has economic ties with over 50 counties. Exports account for over 70% of foreign trade. The region exports machines, equipment, transport equipment, metals and metal products as well as chemical products and foodstuffs.

Culture and tourism

The Kurgan Region has 1,350 cultural and art organizations.

The region has rich theatrical traditions. Shadrinsk Drama Theatre, which is over a century old, has proven to be one of the best Urals and Siberian theatres, and the Kurgan Drama Theatre has participated in many international and Russian theatre festivals.

The Trans-Ural musical culture is mostly connected with the regional philharmonic hall and Shostakovich Music College.

The Kurgan Region hosts national and international events such as the Russian Watercolour Exhibition, the Friend Accordion National Contest, the Shostakovich International Music Festival and the Dreaming About Flight International Puppet Theatre Festival.

The region has many museums and carefully maintains its historical landmarks. Many Decembrists went into exile here. They have been commemorated in the house museums that belonged to Wilhelm Kuchelbecker, member of the Mikhail Naryskin Northern Society and the Finland Regiment’s Guard, Lieutenant Andrei Rozen.

The Kurgan Region has significant potential for tourism development. Cultural, educational, orthodox, health, environmental, hunting, fishing and agricultural tourism are developing in the region.

The Kurgan Region has many orthodox landmarks. Tourist routes include the Church of the Transfiguration of the Saviour, the first stone building in the Trans-Urals built in the 18th century. The first spiritual center in the area, the Assumption Monastery, played an important role in the region’s development.

The Kurgan Region has excellent nature for health resorts and rehabilitation. There are over 3,000 lakes, with a quarter having therapeutic properties. Several lakes match the best Russian and international health resorts in their mineralogical conditions. Pine Grove and Medvezhye Lake resorts are considered the best mud and balneal resorts.

The Kurgan Region is proud of the Ilizarov Russian Scientific Centre for Restorative Traumatology and Orthopedics, which is a large world-class medical center.

Курганская область

Сенаторы региона

Муратов Сергей Николаевич Муратов
Сергей Николаевич
Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Перминова Елена Алексеевна Перминова
Елена Алексеевна
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

Власть в регионе

Фролов
Дмитрий Владимирович
Председатель Курганской областной Думы
Шумков
Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области

События Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Курганская область Курганская область

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата образования – 6 февраля 1943 года

Административный центр – г. Курган

Курганская область находится в пределах Уральского федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 71,5

Население (тыс. чел.) – 804,8 (2022 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., %):

русские – 92,47

татары – 1,91

башкиры – 1,38

казахи – 1,34

другие национальности – 2,90

Административно-территориальное устройство (2022 г.):

муниципальные районы – 22

муниципальные округа – 2

городские округа – 2

городские поселения – 11

сельские поселения – 322

Географическое положение и природно-климатические условия

Курганская область расположена на стыке Урала и Сибири, в юго-западной части Западно-Сибирской равнины, в бассейне рек Тобола и Исети. Поверхность территории плоская, с многочисленными впадинами и пологими гривами.

Протяженность территории с запада на восток составляет 430 км, с севера на юг – 290 км.

Область граничит с Челябинской, Свердловской, Тюменской областями. Государственная граница с Казахстаном.

В области 106 рек, более 2000 озер, в том числе имеющих курортное значение (Горькое, Медвежье). Главные реки – Тобол, Исеть.

Климат континентальный. С запада область отгорожена Уральским хребтом, совершенно открыта с северной стороны и очень мало защищена с юга. Поэтому на территорию области легко проникают как арктические холодные массы, так и теплые сухие – из степей Казахстана, что ведет к неустойчивым метеорологическим условиям. Большое влияние на климат оказывают также континентальные воздушные массы умеренных широт, приходящие из Восточной Сибири.

Средняя температура января – минус 18,0°C, июля – плюс 20,6°C. Среднее количество осадков в январе – 3 мм, в июле – 67 мм.

На территории области расположены 21 государственный природный заказник и 102 памятника природы.

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Курганской области осуществляется Курганской областной Думой, которая является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

Курганская областная Дума состоит из 34 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 17 депутатов областной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, 17 – на основе избирательной системы пропорционального представительства по единому избирательному округу.

Действующий созыв Курганской областной думы избран в сентябре 2020 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2025 года.

Исполнительную власть в Курганской области осуществляют возглавляемое Губернатором Курганской области Правительство и иные органы исполнительной власти области.

Губернатор Курганской области является высшим должностным лицом области и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти области – Правительство Курганской области. Избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, сроком на пять лет. Срок окончания полномочий действующего губернатора – сентябрь 2024 года.

Правительство Курганской области является коллегиальным, постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Курганской области.

Экономика и природные ресурсы

Основой экономики Курганской области является промышленность, которая создает около 30% валового регионального продукта. Наибольшую долю в структуре промышленного производства составляют обрабатывающие производства – более 80%, производство электроэнергии – около 13%.

Почти половину всей промышленной продукции региона выпускают предприятия машиностроения и металлообработки. В области работают также предприятия фармацевтической, легкой, пищевой промышленности, производства стройматериалов и другие.

В число крупнейших предприятий области входят ПАО «Курганмашзавод», АО «Курганстальмост», ООО «КАВЗ», АО «Шадринский автоагрегатный завод», ООО «Курганхиммаш», АО «НПО „Курганприбор“, АО „Далур“, ПАО „Синтез“. Продукцию, выпускаемую предприятиями Курганской области, можно встретить в десятках стран мира и во всех регионах России.

На территории области выявлены месторождения железных руд, вольфрама, молибдена, сырья для строительной индустрии, минеральных вод и лечебных грязей. Курганская область является одним из уранодобывающих регионов России.

Важнейшим сектором экономики области является агропромышленный комплекс (более 10% валового регионального продукта). Курганская область полностью обеспечивает потребности населения в основных продуктах питания и экспортирует продукцию сельского хозяйства во многие регионы России и другие государства.

Площадь сельскохозяйственных угодий занимает более 60% от общей площади территории области. Выращиваются зерновые и зернобобовые культуры, картофель, овощи. Животноводство области специализируется на разведении крупного рогатого скота, свиноводстве, овцеводстве и птицеводстве.

В области развиты железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Территорию региона пересекает электрифицированная транссибирская железнодорожная магистраль. В структуре валового регионального продукта Курганской области услуги транспорта занимают более 9%.

Курганская область имеет внешнеэкономические связи более чем с 50 странами мира. Доля экспорта во внешнеторговом обороте области составляет более 70%. Экспортируются машины, оборудование, транспортные средства, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, продовольственные товары и др.

Культура и туризм

В Курганской области насчитывается более 1350 учреждений культуры и искусства.

В регионе богатые традиции театрального искусства. Одним из лучших театров Урала и Сибири зарекомендовал себя Шадринский драматический театр, имеющий более чем вековую историю. Курганский театр драмы – участник многих международных и российских театральных фестивалей.

Развитие музыкальной культуры Зауралья во многом связано с деятельностью областной филармонии и музыкального колледжа имени Д.Д. Шостаковича.

В Курганской области проводятся мероприятия всероссийского и международного уровня: Всероссийская выставка акварели, Всероссийский конкурс исполнителей «Друг баян», Международный музыкальный фестиваль имени Д.Д. Шостаковича, Международный фестиваль театров кукол «Мечта о полёте» и другие.

В регионе действует более 20 музеев, тщательно оберегаются памятники истории. Именно сюда были отправлены в ссылку многие декабристы. Память о них хранят дома-музеи В.К. Кюхельбекера, члена Северного общества декабристов М.М. Нарышкина и поручика лейб-гвардии Финляндского полка, декабриста А.Е. Розена.

По уровню развития туристской индустрии Курганская область относится к субъектам Российской Федерации, обладающим значительным потенциалом для перспективного развития. В области развиваются следующие виды туризма: культурно-познавательный, православный, лечебно-оздоровительный, экологический, охотничий и рыболовный, сельский.

В области сохранилось много памятников православной культуры. Туристические маршруты включают в себя посещение Спасо-Преображенского монастыря, ставшего в 18 веке первой каменной постройкой на территории Зауралья. Большое значение в развитии региона сыграл первый духовный центр этих территорий – Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь.

Курганская область располагает прекрасными природными условиями для организации санаторно-курортного лечения и восстановительного отдыха. На ее территории насчитывается более 3000 озёр, четверть из них имеют лечебные свойства. Некоторые по своим минералогическим свойствам не уступают лучшим природным здравницам России и мира. Действуют курорты «Сосновая роща» и «Озеро Медвежье», считающиеся лучшими грязевыми и бальнеологическими курортами.

Гордостью Курганской области является Российский научный центр «Восстановительной травматологии и ортопедии» имени академика Г.А. Илизарова. Это крупнейший медицинский центр мирового уровня.