Republic of Adygea

Senators by region

Murat Khapsirokov Murat Khapsirokov
Deputy Chair of the Federation Council Committee on the Rules of Procedure and Parliamentary Governance
Oleg Seleznyov Oleg Seleznyov
Member of the Federation Council Committee on Foreign Affairs

Information

Regional flags and emblems

Republic of Adygea Republic of Adygea

PROFILE

Established 27 July 1922 as the Adygea Autonomous Region

The Adygea Autonomous Region as part of the Krasnodar Territory since 1928

The Adygea SSR as part of the RSFSR since 1991

The Republic of Adygea (Adygea) since 1992

Capital Maikop

The Republic of Adygea is part of the Southern Federal District

Area 7,800 sq km

Population 454,800 (2019)

 

Ethnic groups

(2010 National Census, %)

Russian – 63.64

Adyghe – 25.16

Armenian – 3.66

Ukrainian – 1.38

Kurd – 1.06

Other – 5.10

The Republic of Adygea is a multiethnic republic which is home to more than 100 ethnic groups.

 

Administrative divisions (2019)

Municipal districts – 7

Municipalities – 2

Rural towns – 3

Rural districts – 48

 

Geography and climate

The Republic of Adygea is located in the northwestern Caucasus, on the left bank of the Kuban and Laba rivers. The northern part of the republic is situated on a plain, and the southern in the piedmont of the Greater Caucasus. The Republic of Adygea is an enclave within the Krasnodar Territory and shares no borders with other Russian regions.

The region has a moderately warm and humid climate, with January being the coldest month (temperatures average –1.5°C) and July the warmest (temperatures average 23°C). The climate is determined by the close proximity to the Black Sea, which never freezes, and the mountain range distribution, which affects the movement of the clouds.

The number of sunny days (up to 250 on the average) is an important climatic and recreational trait. The winter is short, with little snow.

The region has special protected natural areas of the Caucasus State Natural Biosphere Reserve’s Maikop branch, two botanical sanctuaries, the Mountain Adygea Nature Park and 15 regional natural landmarks. UNESCO has included Adygea’s mountainous regions in the World Natural Heritage List in the Western Caucasus category (about 14% of the republic’s area).

Government

The legislative branch is represented by the State Council-Khase of the Republic of Adygea, which is the permanent, supreme and only body of legislative authority in the region.

The State Council-Khase of the Republic of Adygea has 50 deputies elected for five years, with 25 of them running in single-member constituencies and the other 25 in a single electoral district, where winners are identified in proportion to the number of votes cast for lists of candidates nominated by electoral associations.

The current State Council-Khase of the Republic of Adygea was elected in September 2016. Its term expires in September 2021.

The executive branch is the system of executive agencies headed by the Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea.

Head of the Republic of Adygea is the region’s highest-ranking official and is elected for a term of five years. The term of the current incumbent expires in September 2022.

The Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea is the top permanent executive authority headed by the Head of the Republic. The Prime Minister of the Republic of Adygea organises the work of the Cabinet.

Economy and natural resources

Adygea is an industrial and agricultural republic with a mixed economy, represented by various forms of ownership.

Industry accounts for about 20% of the regional GDP.

Manufacturing (about 90%), power, gas and water production and distribution (over 5%) and raw material extraction (about 5%) comprise the major industries.

Manufacturing includes food (Kiyevo-Zhuraki, Giaginsky Milk Plant, Complex Agro, Mamruko, Giaginsky Butter Processing Complex and Adygea Feeds Factory), machine building (Maikop Geared Engine Factory (ZAREM) and Maikop Machine Building Plant), metal processing and textile, sewing, timber, pulp and paper production (Fisher-Parket-Marka, Maikop Woodwork Plant and Kartontara). Manufacturers use mostly local raw materials.

Power, gas and water are produced and distributed via the energy complex, which is represented by heating and thermal stations (Lukoil-Energo’s Maikop Hydroelectric Power Plant, Maikop Thermal Power Plant and Adygenergostroi). Over 80% of the republic’s territory is connected to the gas supply network.

Raw materials are extracted from the explored deposits of construction materials (gypsum and limestone), industrial mining materials (glauconite, barite and dolomite) and mineral waters (Yuzhgazenergy, Koshekhabl Non-Metallic Materials Factory and Adygeyanerud).

Agriculture accounts for over 15% of the regional GDP and specialises in cereals (spring and winter wheat and barley), legumes (pea, beans and grain maize), technical crops (sugar beet, sunflower and soya), gourds and vegetables. Livestock farming is also an important agricultural sector where dairy and meat production, sheep and horse breeding and poultry are the leading areas. Beekeeping is well-developed in the republic’s northern part.

Adygea’s unique natural and climatic conditions are conducive to the development of tourism, which is becoming one of the main industries of the region’s socioeconomic development.

In foreign trade, the Republic of Adygea actively cooperates with Abkhazia, Israel, China and Kazakhstan.

Culture and tourism

The Republic of Adygea is a large cultural and tourism centre in the Northern Caucasus. Adygea has many natural, cultural and historical sights.

Adygea’s culture is diverse: it unites the centuries-old history of tribes and peoples who inhabited the region in the past and who live here today. There are over 400 cultural landmarks, with nine being of federal significance. The region has eight state and 23 public museums, with the National Museum of the Republic of Adygea being the most important one. The exhibits include unique archaeological, ethnographic and natural collections from various historic periods. The St Michael’s Athos Monastery is a renowned spiritual centre for Orthodox Christians.

The favourable combination of remarkable landscapes, favourable climate, mineral springs and exotic natural zones creates unique conditions for active recreation and the treatment of ailments. Adygea has a modern resort base and good conditions for developing tourism. The republic has a good mix of tourism to offer – sportive, educational, health and extreme.

Most sights in the republic are created by nature: caves, canyons, plateaus, forests, rivers and lakes. The Lago-Naki Plateau, which is located at an altitude of 1,600 m and which has many caves, such as Bolshaya Azishskaya and Dakhovskaya caves, is most popular among tourists.

The famous Khadzhokh Dolmen is situated in the mountain village of Guzeripl in the Caucasus Natural Reserve. Several hundred dolmens are located in groups in the Bogatyrskaya and Deguakskaya Polyana dolmen complexes.

Other notable landmarks include Mount Fiziabgo, Guam Gorge, the enormous rock called Kazachy Kamen (Kossack Rock), waterfalls of the Rufabgo Stream, karst caves of Kamennoye More (Stone Sea), the Fisht-Oshten mountain range and Bolshoi Tkhach Natural Park.

Республика Адыгея

Одним из приоритетных направлений развития экономики является сельское хозяйство. Основными направлениями земледелия являются выращивание зерновых и масличных культур, садоводство, овощеводство.

Сенаторы региона

Селезнев Олег Викторович Селезнев
Олег Викторович
Член Комитета Совета Федерации по международным делам
Хапсироков Мурат Крым-Гериевич Хапсироков
Мурат Крым-Гериевич
Член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности

Власть в регионе

Кумпилов
Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея
Нарожный
Владимир Иванович
Председатель Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея

Cообщения о работе региона

Информация

Флаг и герб региона

Республика Адыгея Республика Адыгея

Дата образования – 27 июля 1922 года (Адыгейская автономная область), с 1928 года – Адыгейская автономная область в составе Краснодарского края, с 1991 года – Адыгейская ССР в составе РСФСР, с 1992 года – Республика Адыгея (Адыгея)

Административный центр – г. Майкоп

Республика Адыгея находится в пределах Южного федерального округа

Площадь территории (тыс. кв. км.) – 7,8

Население (тыс. чел.) – 453,4 (2018 г.)

Национальный состав населения

(по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.), %:

русские – 63,64

адыгейцы — 25,16

армяне – 3,66

украинцы — 1,38

курды – 1,06

другие национальности – 5,10

Республика Адыгея – многонациональная республика, на территории которой проживают представители более 100 национальностей.

Административно-территориальное устройство (2018 г.):

муниципальные районы – 7

городские округа – 2

городские поселения – 3

сельские поселения – 48

Географическое положение и природно-климатические условия

Республика Адыгея расположена в северо-западной части Кавказа, на левобережье рек Кубани и Лабы. Северная часть территории республики расположена на равнине, южная – в предгорьях и горах Большого Кавказа. Территория Адыгеи находится внутри территории Краснодарского края и не имеет границ с другими субъектами Российской Федерации.

Климат умеренно теплый и влажный. Самый холодный месяц – январь (средняя температура до — 7°С), самый теплый – июль (средняя температура до + 28°С). Климат определяется особенностью географического положения – близость к незамерзающему Черному морю.

Важной климатической и рекреационной характеристикой региона является количество солнечных дней, их в целом по республике насчитывается до 250 в году. Зима малоснежная, непродолжительная.

На территории региона расположены: особо охраняемые природные территории Майкопского отделения Кавказского государственного природного биосферного заповедника, 2 ботанических заказника, природный парк «Горная Адыгея», 15 памятников природы регионального значения. Горная часть Адыгеи включена ЮНЕСКО в список Всемирного природного наследия в номинации «Западный Кавказ» (около 14% от общей площади территории республики).

Система органов государственной власти

Законодательная власть в Республике Адыгея осуществляется Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея, который является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти республики.

Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея состоит из 50 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 25 депутатов Государственного Совета – Хасэ республики избираются по одномандатным избирательным округам, 25 – по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Действующий состав Государственного Совета – Хасэ республики избран в сентябре 2016 года. Срок окончания полномочий – сентябрь 2021 года.

Исполнительная власть в Республике Адыгея осуществляется через систему органов исполнительной власти во главе с Кабинетом Министров Республики Адыгея.

Глава Республики Адыгея является высшим должностным лицом республики, срок полномочий – пять лет. Срок окончания полномочий действующего Главы Республики – сентябрь 2022 года.

Кабинет Министров Республики Адыгея является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти республики. Глав Республики Адыгея руководит деятельностью Кабинета Министров республики. Текущую деятельность Кабинета Министров Республики Адыгея осуществляет Премьер-министр Республики Адыгея.

Экономика и природные ресурсы

Адыгея – индустриально-аграрная республика с экономикой смешанного типа, представленной разнообразными формами собственности.

Доля промышленности в структуре валового регионального продукта (ВРП) республики составляет около 20%.

В отраслевой структуре промышленного производства республики наибольшую долю занимают обрабатывающие производства (около 90%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (более 5%), добыча полезных ископаемых (около 5%).

Обрабатывающие производства представлены пищевой промышленностью (НАО «Киево-Жураки АПК», ОАО Молочный завод «Гиагинский», ООО Фирма «Комплекс-Агро», ООО «Мамруко», ООО «Гиагинский маслоперерабатывающий комплекс», ООО «Адыгейский комбикормовый завод»), машиностроением (ОАО «Майкопский редукторный завод» (ЗАРЕМ), ОАО «Майкопский машиностроительный завод») металлообработкой, а также текстильным, швейным, деревообрабатывающим и целлюлозно-бумажным производствами (ООО Фишер-Паркет-Марка», ОАО ДОК «Майкопский», ЗАО «Картонтара»). Предприятия отрасли используют, в основном, местные сырьевые ресурсы.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в республике осуществляется на базе энергетического комплекса, представленного тепловыми электростанциями и теплоэлектроцентралями (Майкопская ГЭС ОАО «Лукойл-Экоэнерго», ООО «Майкопская ТЭЦ», ООО «Адыгэнергострой»). Средний уровень газификации региона составляет более 80%.

Добыча полезных ископаемых осуществляется на базе разведанных месторождений строительных материалов (гипс, известняк, индустриального, горнотехнического сырья (глаукониты, барит, доломит) и минеральных вод (ООО «Южгазэнерджи», ЗАО «Кошехабльский комбинат нерудных материалов», ОАО «Адыгеянеруд»).

Доля агропромышленного комплекса в структуре валового регионального продукта области — более 15%. Сельскохозяйственное производство республики специализируется на культивировании зерновых (яровая и озимая пшеница, ячмень) зернобобовых (горох, фасоль, кукуруза на зерно), технических (сахарная свекла, подсолнечник, соя), бахчевых культур и овощей. Важной отраслью сельского хозяйства является животноводство, где ведущее место занимают разведение крупного рогатого скота мясо-молочного направления, овцеводство, племенное коневодство, промышленное птицеводство. В северных районах республики развито пчеловодство.

Уникальные природно-климатические условия Адыгеи способствуют развитию туристической отрасли, которая становится одной из основных в социально-экономическом развитии региона.

Во внешнеэкономической сфере Республика Адыгея осуществляет активное сотрудничество с Республикой Абхазия, Израилем, КНР, Республикой Казахстан.

Культура и туризм

Республика Адыгея – один из крупных культурных и туристических центров Северного Кавказа. Адыгея богата природными, культурными и историческими достопримечательностями.

Культура Адыгеи многогранна и вобрала в себя многовековую историю племен и народов, населявших регион в прошлом и живущих здесь в настоящее время. На территории региона расположено более 400 памятников культуры (9 имеют федеральное значение). В республике действуют 8 государственных и 23 общественных музея, ведущее место среди которых принадлежит Национальному музею Республики Адыгея. Экспозиции музея располагают уникальными археологическими, этнографическими и природными коллекциями разных исторических эпох.

Благоприятное сочетание неповторимых ландшафтов, климата, минеральных источников, экзотических природных зон – все это создает уникальные условия для активного отдыха и лечения. В Адыгее создана современная санаторно-курортная база, имеются хорошие условия для развития туризма. Территория Адыгеи относится к зоне смешанного туризма (спортивного, познавательного, оздоровительного, экстремального).

Большинство достопримечательностей Адыгеи – творение природы, пещеры, ущелья, плато, леса, реки и озёра. Наибольшую известность и популярность у туристов имеет природная достопримечательность Адыгеи плато Лаго-Наки, расположенное на высоте около 1600 метров и изобилующее множеством пещер (Большая Азишская, Даховская).

В горном поселке Гузерипль на территории Кавказского заповедника расположен один из самых известных дольменов – Хаджохский. Несколько сотен дольменов, которые расположены группами находятся в дольменных комплексах Богатырской и Дегуакской полянах.

Количество достопримечательностей Адыгеи не поддается исчислению, это и гора Физиабго, и Гуамское ущелье, и огромный валун Казачий камень, водопады ручья Руфабго, и пещеры карстового поля — Каменное море, и Фишт-Оштеновский горный массив, и природный парк Большой Тхач, а также Свято-Михайло-Афонский монастырь.