Обзоры обращений граждан

Информационный обзор обращений граждан, поступивших в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в I квартале 2017 года

В I квартале 2017 года в Совет Федерации поступило 6909 обращений граждан, из них в письменной форме – 6447, на личном приеме в Приемной Совета Федерации было принято 433 гражданина. Через Виртуальную приемную на официальном сайте Совета Федерации в сети Интернет поступило 2709 обращений в электронном виде. Дано более 1500 устных ответов гражданам и представителям различных организаций, обратившимся в телефонную справочную службу Совета Федерации.

В Совет Федерации поступило более 100 индивидуальных и коллективных обращений граждан с требованиями отклонить законопроект № 1048557–6 «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (о создании государственной системы «Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам)». По мнению авторов, создание такой системы учета и наполнение ее персональными данными без добровольного согласия граждан вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», а также с положениями Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № 646). Граждане считают, что законопроект повлечет за собой целый ряд проблем при получении образования для семей, чья принципиальная позиция состоит в отказе от применения технологии электронной идентификации граждан, в которой они усматривают нарушение конституционного права на свободу иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В случае отсутствия альтернативных решений единой системе учета контингента обучающихся указанная категория граждан будет вынуждена сделать выбор в пользу системы семейного обучения. Информация о поступивших обращениях доведена до сведения Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре для учета в законотворческой работе.

Аналогичные доводы необходимости отклонения законопроекта № 1072874–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о расширении направлений использования информационной базы индивидуального (персонифицированного) учета)» высказали авторы около 60 обращений, поступивших в Совет Федерации. Большинство обращений содержали отклики по двум вышеуказанным законопроектам одновременно.

В период работы над законопроектом № 26265–7 «О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части установления уголовной ответственности за побои)» (Федеральный закон от 7 февраля 2017 года № 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации») поступали обращения граждан и общественности, в которых негативно оценивалось решение о переводе побоев в отношении близких лиц, совершенных впервые, в разряд административных правонарушений. Например, в обращении Свердловской региональной общественной организации «Союз приемных родителей» говорилось о необходимости усиления наказания за совершение насилия в семье. По мнению авторов, наказание за подобные преступления должно быть серьезным и неотвратимым, недопускающим вседозволенность и безнаказанность за жестокость в отношениях с близкими людьми. В подтверждение своих доводов авторы обращений приводили примеры, когда сами сталкивались с фактами насилия в семье. Они указывали на несоразмерность тяжести последствий для пострадавших по отношению к незначительности наказания для лиц, совершивших противоправное деяние. Более 50 обращений по указанной тематике было передано в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Около 100 обращений содержали требования снять с рассмотрения законопроект № 1051801–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка присвоения и регистрации имени», который авторы обращений расценивали как «очередной шаг по внедрению ювенальных (антисемейных) технологий в Российской Федерации». Обращения переданы в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Небезразлично отнеслись граждане к рассмотрению законопроекта № 120505–7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О статусе столицы Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации – городе федерального значения Москве». Авторы писем отмечают, что столь серьезный процесс, как реновация жилищного фонда, затронет интересы значительного числа жителей столицы. И уже сейчас у многих жильцов пятиэтажных домов, попадающих в план реновации, возникает множество вопросов, связанных, по мнению заявителей, с поспешностью принимаемых решений и возможными негативными последствиями вынужденного переселения жителей в новые кварталы. Например, авторы обращений указывали на неравнозначность рыночной стоимости жилья в случае вынужденного переезда в менее привлекательные районы, делали акцент на исчезновении привычных уютных небольших дворов и уничтожении зеленых насаждений, незапланированные затраты на переезд и обустройство и т. д. Особое опасение у граждан вызывает проблема качества будущего жилья. Стремление к минимизации сроков строительства может привести к несоблюдению строительных технологий, нарушению качества и количества применяемых строительных материалов, а следовательно, взамен обжитого и благоустроенного жилья жители могут получить квартиры, требующие дополнительных финансовых затрат. В этой связи авторы писем просили законодателей и представителей исполнительной власти подойти к вопросу реновации жилого фонда ответственно, «без громких заявлений и поспешных популистских решений», учитывая интересы и не нарушая права жителей при переселении. Обращения переданы в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера для учета в дальнейшей работе над законопроектом.

Более чем в 20 обращениях граждан, поступивших в Совет Федерации, обсуждалась проблема соразмерности сроков уголовной ответственности по статьям 228 и 2281 Уголовного кодекса Российской Федерации за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов при совершении преступлений впервые, при совершении неоконченных преступлений, в случаях, когда не выявлены пострадавшие, а также для лиц, имеющих несовершеннолетних детей и престарелых родителей. Большинство авторов обращений являлись близкими родственниками лиц, отбывающих наказание по вышеуказанным статьям, и, как правило, аргументировали свои предложения слишком большими сроками наказания для молодых людей, которые, в силу возраста не могли осознать тяжесть содеянного и оценить степень ответственности за совершаемые поступки. По мнению авторов, необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию по указанным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации и внести законодательные изменения для смягчения сроков наказания, предусмотрев возможность условно-досрочного освобождения, а также провести амнистию для осужденных за преступления при наличии вышеперечисленных условий и обстоятельств. Для учета в законотворческой работе обращения были переданы в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Более 150 обращений граждан из различных регионов страны поступили в Совет Федерации в качестве негативных откликов на проведенные 7 марта 2017 года в Международном центре Рерихов и Музее имени Н.К. Рериха следственные действия и обыски столичными правоохранительными органами. В обращениях содержались требования о принятии мер со стороны государства с целью защиты и сохранения культурного наследия Рерихов. Обращения для рассмотрения по компетенции были направлены в Министерство культуры Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, информация о поступивших обращениях доведена до Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Поступали негативные отклики на решение Госкорпорации «Росатом» о создании и размещении пункта захоронения радиоактивных отходов 1 и 2 класса в Красноярском крае. В обращениях содержались ссылки на информацию, изложенную в статье Ф.Марьясова «О формировании стратегической уязвимости, представляющей угрозу национальной безопасности Российской Федерации (Аналитическая записка)», опубликованную 15.12.2016 в «Сегодняшней газете», а также различные ссылки на источники в Интернете. По мнению авторов, «чиновники Росатома упорно пытаются прикрывать свои действия стремлением обеспечить экологическую безопасность, государственные и общественные интересы», в то же время, не принимая во внимание позицию независимых экспертов о возможных негативных геополитических последствиях в связи с попыткой создать могильник радиоактивных отходов 1 и 2 класса в центре континентальной части страны. Требования граждан о проведении проверки действий Госкорпорации «Росатом» были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Распределение количества обращений по регионам выглядит следующим образом: из Центрального федерального округа поступило 48%, Приволжского федерального округа – 11%, Южного федерального округа – 10%, Северо-Западного федерального округа – 8%, Сибирского федерального округа – 6%, Уральского федерального округа – 5%, Северо-Кавказского федерального округа – 4%, Дальневосточного федерального округа – 2%; из зарубежных стран – 3%; не указали регион – 3%.

Направляется в порядке информации.

 

 

 

 

Начальник Управления

организационного обеспечения Н.П. Костюлин

 

 

Исполнитель:

Чуткерашвили Юлия Евгеньевна

8(495)629–65–59