Обзоры обращений граждан

Информация о характере обращений граждан, поступивших в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в октябре 2006 года

В октябре 2006 года в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поступило 1503 обращения граждан. На личный прием обратилось 229 посетителей.

Согласно графику приема граждан членами комитетов и комиссий Совета Федерации, утвержденного Председателем Совета Федерации С.М.Мироновым личный прием граждан был проведен заместителем Председателя Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации Ю.Я.Ковалевым и членом Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству К.В.Сурковым.

В Совет Федерации поступило значительное количество писем и телеграмм от территориальных профсоюзных организаций, от трудовых коллективов учреждений здравоохранения, общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений с требованиями при принятии бюджета на 2007 год предусмотреть проведение индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы на 20–30%.

Авторы писем обвиняют депутатов фракции «Единая Россия» Государственной Думы, в «публичном одобрении проекта бюджета еще до внесения его в Государственную Думу, тем самым предварительно дав добро на ухудшение положения бюджетников по сравнению с работниками других отраслей. Нам остается надеяться, что Совет Федерации отклонит Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2007 год“, если в нем не будет заложена индексация заработной платы бюджетникам не менее чем на 30%, начиная с 1 января 2007 года» – говорится в обращениях, поступивших от трудовых коллективов детских дошкольных учреждений г.Брянска.

Нельзя не отметить, что участники октябрьских акций протеста работников отраслей бюджетной сферы прошлых лет выдвигали аналогичные требования. Так, в октябре 2004 года работники образования и здравоохранения настаивали на проведении индексации заработной платы на 50%. А участники митингов и собраний работников отраслей бюджетной сферы в 2005 году, под лозунгом: «Требуем достойной оплаты нашего труда!», требовали повышения заработной платы в 1,5–2 раза.

Таким образом, корреспонденция последних лет подтверждает, что одна из ключевых проблем российского образования, здравоохранения и других непроизводственных сфер – это низкая заработная плата, и что принимаемые со стороны государства меры недостаточны и малоэффективны.

Анализ поступивших обращений показал, что население страны внимательно следит за изменениями в российском законодательстве и стремится оказывать влияние на законотворческий процесс. В основном, указанные письма имеют социальную направленность, а также затрагивают сферы жилищного и коммунального хозяйства.

Например, участники долевого строительства Московской финансовой корпорации «Социальная инициатива» из Ульяновской области считают, что только из‑за «отсутствия эффективных законов, защищающих простого соинвестора», проблема государственного регулирования рынка жилья остается одной из наиболее острых.

По мнению авторов письма для наведения порядка в указанной сфере необходимо закрепить ответственность руководства субъектов федерации за выполнение в полном объеме законодательства Российской Федерации об инвестиционной деятельности. При том, что в целом россияне дали положительную оценку Федеральному закону №111-ФЗ от 18.07.2006 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“. Однако, обманутые участники инвестиционных договоров называют указанный закон половинчатым. Они настаивают на внесение дополнительной статьи следующего содержания: „При растрате инвестиционных денег граждан (соинвесторов, частных кредиторов, участников долевого строительства) застройщиком вследствие его незаконных действий, приведших к банкротству или невозможности вернуть долги, то возврат инвестиционных денег гражданам в двойном размере осуществляется за счет бюджета субъекта федерации, допустившего противозаконные действия застройщика своей бесконтрольностью“.

Зачастую, отсутствие или несвоевременная разработка и утверждение нормативных актов, регулирующих механизм реализации законов, приводят к нарушениям прав и законных интересов граждан и вынуждает их обращаться в суд. Так, согласно Федеральному закону №111-ФЗ от 24.07.2002 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» предусматривается осуществление выплаты накопительной части трудовой пенсии умершего застрахованного лица его правопреемникам. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц, а также порядок расчета сумм, сроки и периодичность осуществления выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации. До настоящего времени указанный нормативный акт не утвержден, т. е. введенный законодателем институт правопреемства на средства пенсионных накоплений практической реализации не имеет и фактически применяется посредством судебных решений.

Такое положение порождает проблемы у обеих сторон правоотношений: как у правопреемников умерших застрахованных лиц, так и у Пенсионного фонда Российской Федерации, у которого возникает обязанность выплаты средств пенсионных накоплений. «Принимая закон, законодатель обязал Правительство Российской Федерации „приделать к нему ноги“, но срок для этого не установил. Видимо, поэтому необходимое постановление не принято, в результате чего закон повсеместно остается „спящей красавицей“, а издевательству над россиянами и конца не видно. Пенсионный фонд отвечает: раз нет механизма, нет вам и денег. Государство в очередной раз зажилило чужие деньги. Самый крупномасштабный мошенник в России – государство. Грабило население неоднократно. И сейчас продолжает» – пишет Фабрикант Б.Е. из Свердловской области.

Октябрьская почта отражает еще одну многолетнюю просьбу граждан – в законодательном порядке закрепить предоставление статуса «Ветеран труда» лицам, имеющим стаж работы свыше необходимого для назначения пенсии, вне зависимости от наличия у них наград.

Также продолжают поступать предложения о необходимости внести изменения в законодательство в части усиления социальной защиты инвалидов, многодетных семей, лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда» и ряда других категорий граждан.

«Закон, согласно которого блокадникам будет выплачиваться вторая пенсия по инвалидности, нельзя считать безупречным, ибо он способствует расколу единого блокадного братства — на тех, кто награжден знаком „Жителю блокадного Ленинграда“ и кто награжден медалью „За оборону Ленинграда“. Просим внести поправки, которые бы справедливо распространили все льготы участников Великой Отечественной войны, включая вторую пенсию, на всех жителей блокадного Ленинграда. Наша позиция состоит в том, что блокада единая для всех, кто ее пережил» (из обращения Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда»).

Обиду и недовольство высказывают жители Санкт-Петербурга в отношении выплаты второй пенсии блокадникам Ленинграда только при наличии группы инвалидности. «Разговоры, что все делается для народа – лишь пустые слова, после того как нас разделили на имеющих и не имеющих инвалидность» – пишет Камнева А.Е.

Также петербуржцы сообщают о значительных сложностях при оформлении инвалидности. «К врачам попасть очень сложно. Чтобы записаться или сдать анализы, надо занять очередь часов в 6–7 утра. Поехала записаться на комиссию, так назначили в августе 2006 на апрель 2007 года. Ждать 8 месяцев. Дождусь ли? А дадут ли инвалидность? Смотрят как на симулянтку. А болячек много. Пережила холод, голод, детский дом, с 14 лет отработала на фабрике без 8 месяцев 50 лет. Обидно. Душа болит от несправедливости» – (из обращения Кондратьевой Р.Г.).

Сведения о количестве обращений граждан, поступивших из субъектов Российской Федерации за период с 01–10-2006г. по 31–10-2006г.

Федеральный округ/
Субъекты РФ

Количество обращений за указанный период

Центральный федеральный округ

785

Белгородская область

27

Брянская область

35

Владимирская область

37

Воронежская область

32

Ивановская область

4

Калужская область

8

Костромская область

11

Курская область

15

Липецкая область

28

Московская область

149

Орловская область

5

Рязанская область

6

Смоленская область

8

Тамбовская область

12

Тверская область

12

Тульская область

15

Ярославская область

28

Москва

355

Северо-Западный федеральный округ

133

Республика Карелия

8

Республика Коми

5

Архангельская область

10

Вологодская область

5

Калининградская область

6

Ленинградская область

13

Мурманская область

6

Новгородская область

5

Псковская область

6

Санкт-Петербург

69

Южный федеральный округ

197

Республика Адыгея

2

Республика Дагестан

15

Республика Ингушетия

12

Кабардино-Балкарская Республика

6

Республика Калмыкия

2

Карачаево-Черкесская Республика

6

Республика Северная Осетия — Алания

6

Чеченская Республика

4

Краснодарский край

35

Ставропольский край

21

Астраханская область

7

Волгоградская область

21

Ростовская область

60

Приволжский федеральный округ

155

Республика Башкортостан

19

Республика Марий Эл

5

Республика Мордовия

3

Республика Татарстан

12

Удмуртская Республика

4

Чувашская Республика — Чувашия

6

Кировская область

7

Нижегородская область

24

Оренбургская область

12

Пензенская область

9

Пермский край

14

Самарская область

17

Саратовская область

10

Ульяновская область

12

Уральский федеральный округ

65

Курганская область

5

Свердловская область

38

Тюменская область

6

Челябинская область

10

Ханты-Мансийский автономный округ

5

Ямало-Ненецкий автономный округ

1

Сибирский федеральный округ

105

Республика Бурятия

5

Республика Тыва

3

Республика Хакасия

3

Алтайский край

6

Красноярский край

50

Иркутская область

6

Кемеровская область

16

Новосибирская область

8

Омская область

3

Томская область

5

Дальневосточный федеральный округ

36

Республика Саха (Якутия)

4

Приморский край

12

Хабаровский край

5

Амурская область

4

Камчатская область

6

Сахалинская область

4

Еврейская автономная область

1

Страны зарубежья

22

Корреспонденты без точного указания региона

1