Обзоры обращений граждан

Информационный обзор обращений граждан, поступивших в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в III квартале 2020 года

В III квартале 2020 года в Совет Федерации поступило около 8,5 тысяч обращений граждан, из них через Виртуальную приемную на официальном сайте Совета Федерации в сети Интернет – более 6 тысяч. Дано свыше 1,5 тысяч устных ответов гражданам и представителям различных организаций, обратившимся на телефонную справочную службу Совета Федерации.

Более 300 обращений, поступивших в Совет Федерации в III квартале, содержали отклики на законопроекты о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации, направленные на укрепление института семьи. Большинство авторов высказывались в поддержку усиления законодательных мер, направленных на «защиту традиционных ценностей и укрепления понятия семьи как основы общества и государства в целом», «физического, духовного и нравственного воспитания и развития детей». В части обращений было представлено мнение о нарушении прав граждан, придерживающихся нетрадиционных взглядов в сфере межличностных и семейных отношений. Обращения поступили из Ставропольского края, Архангельской, Воронежской, Томской, Челябинской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Поступали обращения с откликами граждан о законопроекте 986679–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни). По мнению авторов обращений, отнесение к компетенции суда решений об изъятии ребенка из семьи в течение 24 часов с момента поступления заявления при непосредственной угрозе его жизни и здоровью не позволит другим родственникам ребенка с учетом его интересов забрать ребенка к себе. Весьма сложным для неподготовленного человека представляется обжалование такого «экспресс-решения», следовательно, велика вероятность вынужденного устройства ребенка в другую семью.

Предложения по совершенствованию вопросов правового регулирования в отношении величины прожиточного минимума и состава потребительской корзины содержались в обращении, поступившем из Республики Саха (Якутия). По мнению автора, в правилах «исчисления величины прожиточного минимума используются размытые понятия для оценки стоимости непродовольственных товаров и услуг, без опоры на фактические показатели, а также не включен ряд обязательных платежей и сборов», например, стоимость коммунальных услуг, земельного налога и других.

Замечания буддийских общин с просьбой принять их во внимание при рассмотрении законопроекта № 992354–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О свободе совести и о религиозных объединениях“ в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений» содержались более чем в 20 обращениях, поступивших из Республики Калмыкии, Республики Тывы, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В них указывалось на необходимость исключения из законопроекта положений об обязательной аттестации и «дополнительном профессиональном образовании» в Российской Федерации для священнослужителей, получивших духовное образование в зарубежных образовательных организациях. «Ряд существующих религий и религиозных деноминаций, не имеет в России своих учебных заведений, но такие учебные заведения имеются именно за пределами России». Так, например, «лучшие буддийские высшие учебные заведения находятся в Индии, Монголии, Непале, Китае и других странах. В этой связи нельзя допустить ущемление прав верующих буддистов через нарушение традиционных связей с общепризнанными мировыми религиозными центрами буддийского образования».

Более 100 обращений жителей Волгоградской области содержали требование отклонить законопроект № 1012130–7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона „Об исчислении времени“ (об отнесении Волгоградской области к второй часовой зоне). По их мнению „принятие законодательной инициативы приведет к ухудшению среды обитания и условий жизнедеятельности жителей Волгоградской области, нарушению их базовых конституционных прав на жизнь, охрану здоровья, отдых, благоприятную среду обитания, недополучению необходимого для здоровья солнечного света, повышению заболеваемости и смертности населения“. Граждане высказывали недоверие результатам опроса, проведенного органами местного самоуправления по выявлению мнения населения о часовой зоне на территории Волгоградской области и представленного как мотивированное обоснование принятия и одобрения законопроекта.

Проблемы лесного хозяйства малолесных регионов были озвучены в обращении экологической некоммерческой организации из Оренбургской области. Речь шла о необходимости учета особенностей использования и сохранения лесов в малолесных регионах, где весь лесной массив отнесен к категории защитных лесов, на рубку которых законодательно установлены ограничения и запреты. Однако, по мнению авторов, рубка леса необходима для его обновления и восстановления. В этой связи требуется принятие оптимальных законодательных и нормативных решений для определения режимов хозяйственной деятельности и лесоустройства в зоне защитных лесов и на особо защитных лесных участках. Авторы обращения привели некоторые примеры успешного практического опыта лесоразведения в Оренбургской области в 70–80-е годы.

В обращении из Калужской области ставился вопрос о необходимости совершенствования земельного законодательства в части определения видов разрешенного использования земельных участков. Речь шла о правах арендаторов земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов и используемых для ведения садоводства и огородничества. По мнению автора обращения, при рассмотрении положений об особенностях правового режима отдельных категорий земель необходимо, в том числе, учесть интересы арендаторов таких земельных участков.

Предложения представителей малого и среднего бизнеса по вопросам совершенствования законодательства, регулирующего сферу предпринимательской деятельности, налогообложения, социального обеспечения и другие, традиционно составляют значительное количество обращений, поступающих в Совет Федерации.

Например, в обращении представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» содержались предложения об увеличении цифровых показателей критериев оценки предпринимательской деятельности для применения упрощенной системы налогообложения. По мнению авторов, меры, предлагаемые бизнес-объединениями, «позволят поддержать динамично развивающиеся компании, которые обеспечивают рост экономики, поддерживают занятость и создают новые рабочие места».

В коллективном обращении участников рынка возвратного лизинга было указано на некоторые противоречия, усматриваемые авторами в законопроекте № 586986–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности». Выражая заинтересованность в законодательной защите физических лиц от различных злоупотреблений недобросовестных компаний, авторы усматривали в положениях законопроекта, а именно в запрете возвратной лизинговой деятельности с участием граждан, ограничение «равной возможности для физических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций делать свободный и взвешенный выбор лизинговой компании, имея полный объем информации и правил». По мнению авторов «недостаточно взвешенные ограничительные меры скажутся на росте финансовых услуг в сфере лизинга, приведут к банкротству существенного количества компаний отрасли, потере рабочих мест и уровня отчисляемых налогов».

Информация, содержащаяся в обращениях граждан, касающаяся предложений по законотворческой деятельности Совета Федерации, доведена до сведения руководства Совета Федерации, сенаторов Российской Федерации и профильных комитетов Совета Федерации для учета в работе.

По федеральным округам количество обращений граждан, поступивших в III квартале 2020 года, распределилось следующим образом: из Центрального федерального округа поступило 35% обращений, Северо-Западного федерального округа – 15%, Приволжского и Южного федеральных округов – по 13%, Сибирского федерального округа – 9%, Северо-Кавказского федерального округа – 5%, Уральского федерального округа – 4%, Дальневосточного федерального округа – 2%. Обращения граждан, поступившие из зарубежных стран, составили 1%, обращения без указания региона – 3%.