Все новости

Сенаторы предлагают ввести в Гражданский кодекс новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание»

В Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», подготовленный группой сенаторов, в том числе Председателем Совета Федерации В. Матвиенко.


Проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» внесен в Государственную Думу. Документ подготовлен членами Совета Федерации Валентиной Матвиенко, Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
Ильясом Умахановым, Умаханов
Ильяс Магомед-Саламович
представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан
Умаханов Ильяс Магомед-Саламович
Зинаидой Драгункиной, Драгункина
Зинаида Федоровна
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы
Драгункина Зинаида Федоровна
Лилией Гумеровой, Гумерова
Лилия Салаватовна
представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан
Гумерова Лилия Салаватовна
Сергеем Фабричным, Фабричный
Сергей Юрьевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Новгородской области
Фабричный Сергей Юрьевич
депутатом Государственной Думы Павлом Крашенинниковым.

Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в сфере правовой охраны наименований мест происхождения товаров и введение в Гражданский кодекс нового самостоятельного объекта интеллектуальных прав – «географическое указание».

По мнению сенаторов — авторов законопроекта, вопросы популяризации и продвижения региональных брендов чрезвычайно важны для Совета Федерации как палаты регионов. У всех субъектов РФ есть культурные, географические, экономические особенности и отличия, которые могут стать конкурентными преимуществами.

Смотрите также

При этом регионы России обладают высоким потенциалом в части наличия товаров, уникальность которых обусловлена географическим положением и передающимися из поколения в поколение традициями, таких как «Краснодарский чай», «Башкирский мед», «Хохлома», «Дулевский фарфор», «Тульский пряник» и др.

Продвижение положительного имиджа каждого субъекта или города, развитие территориальных брендов может стать важным источником пополнения региональных бюджетов, считают разработчики законопроекта.

Именно поэтому значительный резонанс имело состоявшееся в декабре 2017 г. заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности на тему «Региональные бренды как важнейший инструмент социально-экономического развития субъектов Российской Федерации». По итогам заседания Председатель СФ поручила всем сенаторам организовать в представляемых субъектах работу по выявлению традиционных товаров («региональных брендов») и их последующей регистрации.

Как свидетельствует отечественная и мировая практика, один из действенных правовых механизмов продвижения территориальных брендов – использование такого средства индивидуализации как наименование места происхождения товара (НМПТ). В России уже сформирована современная законодательная база в этой области. Наличие зарегистрированного НМПТ гарантирует потребителю особые, зачастую неповторимые свойства товара.

Вместе с тем, по мнению сенаторов, подготовивших законопроект, наряду с НМПТ, в правовом отношении должны быть защищены и географические указания. На сегодняшний день существует запрос на введение в правовое поле самостоятельного объекта интеллектуальных прав – географического указания. Прежде всего, это обусловлено удобством государственной регистрации такого объекта.

В соответствии с международными стандартами, к товарам с географическим указанием применяются более мягкие требования. В частности, отличием географического указания от НМПТ является то, что при производстве продукта, охраняемого НМПТ, все этапы производства должны осуществляться в конкретном регионе, а для использования объекта охраны «географическое указание» не все этапы производства должны производиться в одном регионе (например, для вина – 15 проц. винограда может поступить из другого региона).

Введение в правовой оборот понятия «географическое указание» как объекта интеллектуальных прав может быть осуществлено путем корректировки Гражданского кодекса, полагают авторы законопроекта.

Такие изменения соответствуют мировым тенденциям, подчеркивают разработчики документа. В мае 2015 г. был принят Женевский акт Лиссабонского соглашения, который дает возможность осуществлять международную регистрацию не только НМПТ, но и географических указаний. С этой целью подготовлен указанный законопроект.