Сенатор провела заседание «круглого стола», посвященное обсуждению правоприменительной практики в сфере инклюзивного образования школьников.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель от исполнительного органа
государственной власти Республики Башкортостан Лилия Гумерова
Гумерова
Лилия Салаватовнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан
провела заседание «круглого стола» на тему «О правоприменительной практике законодательства в сфере инклюзивного образования
школьников».
Сенатор отметила, что создание условий для получения образования детьми и молодежью с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — важное направление государственной политики в сфере образования. «Это одно из основных условий успешной социализации, самореализации и обеспечения полноценного участия ребенка во всех сферах жизни общества. Не важно, в каких организационных формах ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает образование, – в инклюзивной или коррекционной школе, в государственной или негосударственной образовательной организации. Важно, чтобы ему было обеспечено максимальное развитие и комфортные условия обучения», — сказала Лилия Гумерова.
По словам парламентария, в 2016 – 2017 учебном году инклюзивно обучались 171 тыс. детей с ОВЗ и 154 тыс. детей-инвалидов. По сравнению с 2015 г., обучающихся с инвалидностью в инклюзивных классах стало на 9,3 тыс. больше. Это стало возможным благодаря работе по созданию универсальной безбарьерной среды и оснащению общеобразовательных организаций специальным оборудованием. По итогам 2016 г. количество инклюзивных школ составило 9 339, вместе с тем, сохраняется и развивается система специального образования. Сейчас в России насчитывается 1625 специальных школ.
Сенатор отметила, что за последние годы много сделано по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере, увеличилось количество воспитанников образовательных организаций из числа лиц с ОВЗ. «В то же время, сегодня необходимо говорить о формировании инклюзивной культуры. Поскольку одних законов и пособий недостаточно, нужно готовить общество — родителей, детей, педагогов — принимать особенных ребят такими, какие они есть, находить к каждому из них подход, уметь видеть их слабые стороны и выявлять таланты», — сказала парламентарий.
Лилия Гумерова подчеркнула, что тема развития инклюзивного образования находится на постоянном контроле Совета Федерации. В верхней палате действует Совет по делам инвалидов, рабочая группа по мониторингу правоприменительной практики законодательства в сфере инклюзивного образования.
«Сегодня очень важно разработать действенные механизмы по совершенствованию системы инклюзивного образования, и мы в постоянном режиме работаем
с экспертами в этой области и с регионами. Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко
Матвиенко
Валентина Ивановнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
было выдвинуто
предложение о реализации нового долгосрочного проекта – Десятилетия детства, и оно поддержано Президентом России Владимиром
Путиным. В рамках этого проекта есть большие перспективы активизации работы
по обеспечению качественного и доступного общего образования детей, молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов», — отметила сенатор.
В ходе заседания статс-секретарь — заместитель Министра образования и науки РФ Павел Зенькович ознакомил участников «круглого стола» с сегодняшней ситуацией в сфере инклюзивного образования. О правоприменительной практике законодательства в этой сфере рассказали директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец, проректор по инклюзивному образованию Московского государственного психолого-педагогического университета Светлана Алехина и директор Центра образования № 109 г. Москвы Евгений Ямбург.
Директор Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина проинформировала о финансовом обеспечении инклюзивного образования. По вопросам подготовки кадров в этой сфере выступила заведующая кафедрой Московского городского педагогического университета Ирина Яковлева.
С опытом и предложениями от регионов России выступили заместитель председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Зеленко, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, председатель Татарстанского отделения Всероссийского общества инвалидов Рифат Ганибаев, руководитель отделения детской психиатрии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В.М.Бехтерева, главный внештатный детский специалист-психиатр Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе Игорь Макаров.
По итогам работы «круглого стола» приняты рекомендации Правительству Российской Федерации, Министерству образования и науки РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ.