Для успешной интеграции ребенка с особыми потребностями в образовательную и социальную среду необходима эффективная система его сопровождения и поддержки с раннего детства.
Для законодателей и органов исполнительной власти серьезным вызовом является то, что две трети наших граждан считают: инвалиды не обладают теми же возможностями для образования и трудоустройства, как обычные люди, заявила в своем выступлении на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации заместитель Председателя СФ Галина Карелова
Карелова
Галина Николаевнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Воронежской области
. По мнению сенатора, во многом это обусловлено недостаточностью усилий по созданию условий для максимальной реализации инвалидами своих возможностей.
Как создать эти условия в сфере общего и профессионального образования, решение каких проблем должно быть поставлено на первый план, обсудили участники заседания Совета — заместитель Министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев, ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок, первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Людмила Косткина
Косткина
Людмила Андреевнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга
, первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова,
Гумерова
Лилия Салаватовнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан
сенаторы, депутаты Государственной Думы, представители региональных органов исполнительной власти, ученые и эксперты.
Галина Карелова напомнила, что к 2020 году в каждой четвертой школе и профессиональном учебном заведении в соответствии с государственной программой «Доступная среда», должны быть созданы условия для обучения инвалидов. Полноценная непротиворечивая нормативная база, четкое межведомственное взаимодействие, достаточные объемы финансирования на переоборудование и оснащение зданий и учебных аудиторий – лишь часть требований, которые необходимо выполнить. Кроме этого, отметила сенатор, для успешной интеграции ребенка с особыми потребностями в образовательную среду, и в конечном счете — в общество, необходима эффективная система его сопровождения и поддержки с раннего детства. «Это значит, что должна быть обеспечена преемственность между образовательными ступенями, больше внимания уделено подготовке специалистов, работающих с инвалидами и обучающих их, необходимо оптимально сочетать системы инклюзивного и коррекционного образования», — считает вице-спикер СФ.
В ходе обсуждения участники Совета указали на большие проблемы в системе подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе слабую психологическую подготовку педагогов, отсутствие специальных курсов и спецпредметов по работе с особой категорией детей в учебных программах ВУЗов по направлению «Педагогическое образование», недостаток специальных учебников, литературы, технических средств, помогающих детям-инвалидам получать полноценное образование и ряд других.
Для решения эти проблем необходимы значительные усилия, в том числе привлечение дополнительных финансовых средств, уверены участники заседания Совета.
«Инвестиции в образование детей-инвалидов окупятся сторицей. Это — путь к повышению качества их жизни, укреплению здоровья, развитию и реализации их способностей и талантов на благо общества и государства», — подчеркнула Галина Карелова.
По итогам заседания Совета по делам инвалидов были приняты рекомендации, в том числе в адрес Государственной Думы, Правительства России, Министерства образования и науки РФ, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Среди них — ускорение рассмотрения законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», направленных на создание равных условий доступа к бюджетному финансированию государственных, муниципальных и частных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, что должно способствовать увеличению услуг в данной сфере и вовлечению в нее большего числа детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В числе рекомендаций — разработка в 2016 году профессионального стандарта тьюторского сопровождения, протоколов межведомственного профессионального сопровождения от момента постановки ребенку диагноза до завершения профессионального образования для каждой группы заболеваний, требующих специального и/или инклюзивного образования.
Отдельный блок рекомендаций адресован Министерству образования и науки РФ, который включает в том числе создание новой специальности «преподаватель русского жестового языка», увеличение обучающихся по этой специальности, разработку адаптивных основных профессиональных образовательных программ, выделение дополнительных мест в ВУЗах для подготовки сурдо- и тифлопедагогов, включение в программы обучения педагогов курсов по специальной психологии и коррекционной педагогике. Особый акцент в рекомендациях сделан на сохранении и развитии существующей сети специальных (коррекционных) образовательных организаций, в том числе дошкольных комбинированного типа и компенсирующей направленности, для детей-инвалидов, которые из‑за особенностей психофизического развития не могут обучаться по инклюзивной форме.