Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела заседание Научно-экспертного совета при Председателе СФ на тему «Проблемы миграции внутри и вокруг России».
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела заседание Научно-экспертного совета при Председателе СФ на тему «Проблемы миграции внутри и вокруг России».
Проблемы миграции являются в настоящее время одними из самых острых и злободневных в мире, считает глава СФ. Европейское общество с трудом выдерживает нагрузку, связанную с обустройством переселенцев, поддержанием порядка. Перекрываются границы, спешно строятся защитные стены, вводятся строгие правила приёма беженцев. Недавние варварские теракты в Париже, видимо, также приведут к ревизии прежней политики гостеприимства и толерантности в отношении мигрантов, отметила Валентина Матвиенко.
При этом, уверена она, принимаемые экстренные меры – в лучшем случае смягчение, но вовсе не решение проблем. «Стабилизировать ситуацию без прекращения вооружённых конфликтов в странах Ближнего Востока и Северной Африки, откуда идёт основной поток беженцев, невозможно». Мир и благополучие в этих регионах зависят от слаженных действий всего международного сообщества, от способности договариваться и неуклонно следовать достигнутым договоренностям, подчеркнула спикер СФ.
По словам Валентины Матвиенко, миграционный коллапс в Европе показал, что своевременно и адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию может только страна, создавшая действенную систему управления миграцией, страна, которая проводит обдуманную, взвешенную политику в этой области. «Россия многое делает для того, чтобы стать такой страной. Мы стремимся сочетать, с одной стороны, усиление миграционного контроля, борьбу с нарушителями законодательства, а с другой – поддержку легальных мигрантов, повышение их правовой и социальной защищённости», — заявила глава верхней палаты.
Спикер СФ отметила, что Совет Федерации ведёт постоянный мониторинг применения законодательства в сфере миграции, держит на контроле ситуацию в регионах и анализирует ее. Одним из примеров такой работы стало заседание Президиума Совета законодателей в октябре этого года, на котором обсуждались вопросы реализации внесённых в миграционное законодательство изменений, связанных с заменой системы квот на патенты.
Анализируя опыт России, Валентина Матвиенко констатировала, что только с момента государственного переворота и начала гражданской войны на Украине Россия приняла более миллиона беженцев, которым были предоставлены не только кров, но и возможность учиться, работать, определить в детские учреждения детей. «При этом мы не заявляли о миграционном кризисе, а просто оперативно вносили в законодательство необходимые поправки и принимали действенные меры».
Вместе с тем, Председатель СФ подчеркнула, что говорить о том, что с регулированием миграции в стране всё обстоит благополучно преждевременно. Она пояснила, что последствия украинского и сирийского конфликтов, возможность обострения обстановки в других регионах вблизи наших границ напоминают о важности постоянной заботы о совершенствовании законодательства. В связи с этим спикер напомнила, что Федеральный закон «О беженцах» был принят более 20 лет назад. «И хотя за прошедшее время в него неоднократно вносились поправки, назрела потребность в его качественной модернизации». Спикер выразила надежду, что в следующем году обновленный закон уже появится.
Она рекомендовала ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации», а также законодательно модернизировать институты вида на жительство в Российской Федерации и разрешения на временное проживание с использованием балльной системы отбора мигрантов. «Крайне важно четко и ясно решить, кому из мигрантов мы даём «зелёный свет», тем более, когда речь идёт о получении российского гражданства».
Валентина Матвиенко указала, что схема распределения рабочих ресурсов вызывает всё больше вопросов. Она предложила не заполнять из года в год свободные ниши низкоквалифицированными работниками из‑за рубежа, а модернизировать и автоматизировать рабочие места, сделать их более привлекательными для россиян. «Иначе за счёт мигрантов мы будем и дальше культивировать отсталые технологии».
Председатель СФ уверена в необходимости создания экономических условий, при которых будут востребованы специалисты высокой квалификации, научные работники, инженеры. Именно такие трудовые ресурсы мы и должны привлекать и из‑за рубежа, уточнила она. «Если мы хотим, чтобы россиянами становились только те иностранцы, кто уважает Россию, ее уклад и ценности, хочет трудиться на благо нашей страны, защищать её суверенитет, может быть, есть смысл получать от них подтверждение искренности этих намерений юридически». Например, как это принято в США, Канаде, ряде европейских государств в виде присяги на верность при приеме в гражданство.
Спикер СФ отметила важность создания необходимых условий для успешной интеграции мигрантов в наше общество, а также дополнительных мер по содействию их адаптации, предотвращению конфликтов с коренным населением.
Объектом особого внимания, считает Валентина Матвиенко, должны стать дети мигрантов. Как показывает зарубежный опыт, искусственные ограничения доступа к образованию, к «социальным лифтам» делают из них маргиналов, пополняющих ряды преступного мира.
Глава СФ выделила еще один серьезный вопрос, который напрямую связан с темой миграции – наше гуманитарное, культурное присутствие за рубежом. Его необходимо всемерно усиливать, особенно на пространстве Евразии, подчеркнула она. «Общая историческая память, наше богатейшее культурное наследие должны служить фундаментом для развития единого рынка товаров, услуг, рабочей силы. Перед нами стоит чрезвычайно актуальная и сложная задача – придать максимальную эффективность системе управления миграцией», — сказала Валентина Матвиенко.
Руководитель Федеральной миграционной службы (ФМС России) Константин Ромодановский сообщил, что в текущем году завершается первый этап реализации Концепции государственной миграционной политики в РФ, которая была принята в 2012 году. «За этот период был принят огромный массив документов, в том числе около семидесяти федеральных законов, направленных на противодействие незаконной миграции, введена уголовная ответственность за фиктивную постановку на миграционный учет, а выдворение граждан из России стало обязательным видом наказания при повторном нарушении». В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области — при первичном нарушении.
Глава ФМС России отметил, что помимо эффективных законодательных мер большую роль в борьбе с нарушителями играют современные информационные технологии. «Информационная система позволяет выявлять лиц, незаконно находящихся на территории нашей страны, и впоследствии закрывать им въезд на территорию Россию». Эта мера носит как профилактический характер, так и стимулирует легализацию вновь прибывших граждан, — пояснил он. «Бесконтактное выдворение нелегалов значительно экономит государственные деньги, которые направляются на содержащие нарушителей в спецучреждениях».
Константин Ромодановский уверен, что решить острые проблемы в сфере миграционной политики можно благодаря прозрачности действий и законов при тесном взаимодействии всех заинтересованных структур таких как Министерство иностранных дел РФ, Министерство внутренних дел РФ, ФМС и других.
Руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Леокадия Дробижева обратила внимание на сложности процесса адаптации мигрантов на новом месте. Эксперт считает, что общество должно оказывать им поддержку. «У мигрантов происходит изменение ценностей, жизненных ориентаций, приоритетов. Этот процесс сложный, он длится 5–7 лет с момента переезда. Постепенно люди начинают включаться в жизнь общества, и общество не может требовать от них, чтобы это происходило мгновенно. Важно, чтобы и сами мигранты были настроены участвовать в жизни страны, города, где они теперь проживают».
«Должны идти интеграционные процессы, и общество здесь может помогать мигрантам привыкать к новым жизненным условиям. Не должно быть дискриминации. Важно, чтобы были обеспечены равные права для мигрантов, чтобы они могли получать образование, развиваться», — отметила Леокадия Дробижева. По ее словам, важную роль в процессе адаптации мигрантов играют также средства массовой информации.
Статс-секретарь, заместитель главы Министра внутренних дел Российской Федерации Игорь Зубов отметил, что миграционные процессы могут использоваться для ведения «гибридных войн», в том числе на российских границах. «В этом смысле происходящее в Европе должно стать и уже является объектом внимания компетентных российских организаций с позиции возможности применения подобного на границах России с нашими восточными соседями». По словам замглавы МВД РФ, есть информация о попытках запрещенной в России террористической организации ИГИЛ нарастить свои силы в Афганистане на границе с Таджикистаном. «При этом в самом Афганистане уже выдано более миллиона заграничных паспортов».
Игорь Зубов сообщил, что на территории России выявлено около 90 националистических и экстремистских группировок общей численностью более 600 человек. «Поскольку боевики северокавказского подполья уже объявили о поддержке ИГИЛ, а по имеющейся информации на стороне ИГИЛ в боевых действиях принимают участие около 2 тысяч российских граждан, которые рано или поздно имеют намерения вернуться в Россию, правоохранительные органы уделят особое внимание принятию мер по нейтрализации этой угрозы».
Замминистра добавил, что налажено конструктивное взаимодействие с зарубежными партнерами, в том числе с компетентными органами Сирии, а также созданы и пополняются конкретные базы данных на лиц, которые выехали для участия в боевых действиях в эту страну. По его данным, в этом году МВД пресекло более 100 конфликтов, которые могли повысить уровень межэтнической напряженности.
Комментируя выступление представителя МВД, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в связи с этим заявила, что Россия должна ужесточить меры по борьбе с нелегальной миграцией в связи с террористической угрозой в мире. «Еще раз хотела бы обратить внимание на то, что сегодня уже очевидно, что под видом беженцев, мигрантов в Европу, в Россию могут проникать террористы запрещенной в России организации ИГИЛ. Поэтому борьба с нелегальной миграцией и с бизнесом, который организует эту нелегальную миграцию, выходит на первый план»
Она попросила заместителя Министра внутренних дел РФ Игоря Зубова взять эту ситуацию на контроль совместно с Федеральной миграционной службой. «Необходимо установить, кто занимается организацией этого нелегального бизнеса и поставляет нелегальных мигрантов в Россию».
«Со своей стороны, законодатели готовы оперативно принять необходимые нормативно-правовые акты, чтобы облегчить работу МВД и других ведомств в этом направлении. Нужны более эффективные и жесткие меры борьбы с нелегальным миграционным бизнесом и нелегальными мигрантами», — заключила спикер СФ.
Директор департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Анатолий Викторов затронул тему миграционного кризиса на территории Европейского союза. По его словам, эти процессы могут создать сложности для России «В отдаленной перспективе определенной проблемой для нас может стать неспособность стран ЕС договориться друг с другом по решению миграционного кризиса. Не исключены попытки переложить бремя кризиса, в том числе финансовое, на международное сообщество, в том числе Россию. Разумеется, с коллегами по линии МИД будем этому противодействовать».
По словам представителя МИД РФ, если европейский кризис не будет решен, возможно накапливание мигрантов на периферии ЕС, что может привести к обострению ситуации в южной и центральной частях Европы.
Вместе с тем, отметил Анатолий Викторов, проблема незаконной миграции из стран Ближнего Востока для нашей страны проблемой не является, хотя и не обходит Россию стороной. «Как известно, в 2014 году и текущем году поток беженцев на западном участке российской границы, где они пытаются перебраться в ЕС, возрос».
В заседании приняли участие первый заместитель Председателя Совета Федерации Николай Федоров, члены СФ, представители Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федеральной миграционной службы, субъектов Федерации, научного и экспертного сообществ.