В Совете Федерации состоялось заседание Комитета СФ по науке, образованию и культуре, в рамках которого с информацией о реализации государственной политики в сфере образования выступил Министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
В Совете Федерации состоялось заседание Комитета СФ по науке, образованию и культуре, в рамках которого с информацией о реализации государственной политики в сфере образования выступил Министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
В мероприятии, которое провела председатель Комитета СФ Зинаида Драгункина, приняли участие заместитель Председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов, Полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации Андрей Яцкин, председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров, члены Комитета СФ по социальной политике, Комитета СФ по экономической политике и Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, а также первый заместитель Министра образования и науки Наталья Третьяк, заместитель Министра образования и науки Александр Климов и другие.
В своем выступлении Дмитрий Ливанов затронул актуальные вопросы развития образовательной сферы. Он, в частности, заявил, что к концу 2016 года планируется закрыть большинство неэффективных вузов. «Если во времена СССР на территории России было около 500 вузов, то теперь их примерно 2,5 тысячи. Некоторые из этих вузов не в состоянии обеспечить качественное образование и, по сути, занимаются обманом студентов: выдают им дипломы, но при этом не дают никаких знаний. В этой системе необходимо навести порядок».
По словам Дмитрия Ливанова, сокращение количества вузов не приведет к повышению конкурса в оставшиеся: из‑за демографической ситуации число выпускников в школах снижается, соответственно уменьшается и количество студентов: в ближайшем будущем их количество сократится с 5,5 миллиона человек до 4,5 миллиона человек.
Министр указал, что особое внимание ведомство уделяет повышению качества подготовки инженерных кадров. «Эту проблему необходимо решать, работая в трех направлениях. Во‑первых, нужно лучше организовывать профориентационную работу в школах, во‑вторых, создавать больше кружков и секций технической направленности. В‑третьих, налаживать контакты с промышленными предприятиями, тем самым помогая выпускникам технических вузов строить карьерную траекторию».
Глава Минобрнауки сообщил, что ведомство начнет разрабатывать концепцию географического образования в школах. «Концепция математического образования уже утверждена. Разработана концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Готов проект концепции школьного филологического образования». По его словам, внедрение этих документов в жизнь будет способствовать созданию единого образовательного пространства на территории России. Как отметил Министр, методики преподавания в школах постоянно совершенствуются. В частности, с сентября этого года школьники смогут использовать не только бумажные, но и электронные учебники.
Дмитрий Ливанов проинформировал, что Министерство ведет работу и по увеличению количества школьных мест: в течение ближайших 10 лет их количество должно быть увеличено на 6 миллионов. «Будут строиться не только новые здания, но и реконструироваться аварийные».
Он сообщил также, что к системе распределения выпускников вузов, действовавшей в СССР, возврата не будет. «По мере того, как будет развиваться экономика, создаваться новые производства, новые карьерные перспективы для выпускников вузов, они будут оставаться работать в нашей стране».
Дмитрий Ливанов напомнил, что Конституция России гарантирует получение высшего образования на конкурсной основе за счет государства и не предусматривает дополнительных обременений.
Министр также подробно ответил на вопросы сенаторов. Были затронуты темы нормативно-правового регулирования семейного самообразования, государственной поддержки наукоградов и вузов, подготовки кадров для высшей школы, патриотического воспитания молодежи, развития системы образования в Крыму и Севастополе, сноса ветхих и аварийных школ, повышения престижности педагогической профессии и т. д.
В ходе обсуждения выступили заместитель Председателя СФ Ильяс Умаханов, председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина, первые заместители председателя Комитета СФ Лилия Гумерова и Виктор Косоуров, заместители председателя Комитета СФ Александр Волков и Сергей Рыбаков, члены Комитета СФ Лидия Антонова, Андрей Соболев, Светлана Солнцева, Ираида Тихонова, Арнольд Тулохонов, Сергей Щеблыгин председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров, первый заместитель Комитета СФ по социальной политике Людмила Козлова, члены Комитета СФ по социальной политике Мерген Ооржак, Анна Отке и Елена Попова, член Комитета СФ по экономической политике Михаил Щетинин, член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Валерий Жилин и другие.
Подводя итоги обсуждения, Зинаида Драгункина напомнила, что согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» осенью Федеральному Собранию будет представлен отчет Правительства РФ о государственной образовательной политике. «Осенью мы продолжим наш диалог в рамках «правительственного часа». В оставшееся время есть возможность для того, чтобы еще раз выверить позиции в регионах, а также углублять совместную с Министерством образования и науки работу».