Авторы документа – сенаторы РФ Л. Гумерова, Л. Скаковская и Е. Писарева.
В Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О независимой оценке квалификации».
Авторы документа – председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия
Гумерова
Гумерова
Лилия Салаватовнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан
, заместители председателя Комитета СФ Людмила Скаковская
Скаковская
Людмила Николаевнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Тверской области
и Елена
Писарева
Писарева
Елена Владимировнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Новгородской области
.
Как отметила Лилия Гумерова, профильный Комитет СФ уделяет особое внимание вопросам среднего профессионального образования (СПО). Она напомнила, что тема была озвучена Президентом России в Послании Федеральному Собранию, поставлена задача подготовки к 2028 году не менее 1 миллиона квалифицированных рабочих кадров.
«С 2022 года реализуется проект «Профессионалитет», создано 350 образовательно-производственных кластеров на базе образовательных организаций в 79 субъектах по 24 отраслям с участием 1600 предприятий и организаций. Проходит эксперимент по усилению практической составляющей обучения с использованием современных технологий. При этом образовательные организации по согласованию с работодателями могут самостоятельно определять сроки обучения для оперативного реагирования на вызовы рынка труда. В настоящее время по таким программам обучается около 350 тысяч студентов в 68 субъектах Федерации», — рассказала сенатор.
«Наш законопроект предлагает законодательно закрепить указанную модель подготовки востребованных кадров под запрос конкретного работодателя. Он сможет комплексно участвовать в процессе подготовке кадров – в управлении образовательной организацией, в разработке образовательных программ, практической подготовке и оценке качества выпуска для последующего трудоустройства», — пояснила парламентарий.
По словам Лилии Гумеровой, законопроектом предлагается закрепить демонстрационный экзамен в качестве основной формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО.
«Демонстрационный экзамен проводится в условиях и на оборудовании, максимально приближенном к конкретному производству. Это позволяет работодателям оценить прикладные навыки, возможности выпускников организаций СПО для последующего трудоустройства», — подчеркнула глава Комитета СФ.
Говоря о механизмах проведения демонстрационного экзамена, сенатор отметила, что, опираясь на опыт реализации проекта «Профессионалитет», предлагается установить централизованное методическое, организационно-техническое обеспечение, а также организацию разработки контрольно-измерительных материалов (КИМ) и их экспертизы, обеспечение КИМ государственных экзаменационных комиссий и предоставить указанные полномочия Министерству просвещения РФ.
«Полномочия по обеспечению проведения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена предлагаем передать из ведения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в ведение органов исполнительной власти субъектов, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Также предлагается признать демонстрационный экзамен в системе независимой оценки квалификации. Свидетельства о квалификации по его итогам будут включены в электронный реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации», — пояснила Лилия Гумерова.