Сенатор провела круглый стол по вопросам снижения бюрократической нагрузки в системе образования.
Председатель
Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова
Гумерова
Лилия Салаватовнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан
провела круглый стол на тему «Снижение
бюрократической нагрузки в системе образования».
Сенатор отметила, что решение поставленных руководством страны задач по обеспечению технологического суверенитета напрямую связано с получением школьниками и студентами качественного образования, соответствующего самым высоким стандартам. «Одновременно с обучением, педагог на всех уровнях образования выполняет важную миссию по воспитанию достойного гражданина нашей страны, любящего свою Родину, готового защищать ее суверенитет и созидать во имя ее развития. Педагог должен отдавать все силы воспитанию и обучению детей, не отвлекаясь на заполнение бюрократической отчетности», — считает она.
Лилия Гумерова рассказала, что в ходе мероприятий Комитета СФ, встреч в регионах учителя часто поднимают тему нехватки времени для выполнения своих прямых обязанностей из‑за многочисленной отчетности.
Глава Комитета СФ напомнила о подготовке и принятии в 2022 году Федерального закона, направленного на снятие излишней бюрократической нагрузки с учителей. «Согласно закону, учителя с 1 сентября 2022 года должны заполнять только отчеты, указанные в утвержденном Министерством просвещения России перечне, содержащем пять позиций. Электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде, дополнительный перечень можно утвердить на уровне региона только по согласованию с Минпросвещения», — пояснила сенатор.
По словам Лилии Гумеровой, в результате реализации закона ситуация улучшилась. «Председателем Правительства России Михаилом Мишустиным была поставлена задача — продолжить работу по снижению бюрократической отчетности на всех уровнях образования. Было принято решение о проведении в 2023 году в шести пилотных регионах эксперимента по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов», — отметила парламентарий.
Сенатор также указала на поручение Президента России по итогам состоявшегося 27 декабря 2023 года заседания Государственного Совета РФ по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника — подвести итоги реализации пилотного проекта по снижению документационной нагрузки на педагогов и при необходимости представить предложения о внесении соответствующих изменений в законодательство РФ в срок до 1 октября 2024 года.
О нынешней ситуации с бюрократической нагрузкой в системе образования сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Анзор Музаев. По его словам, ведомство активно занимается вопросами ее снижения. Он отметил необходимость снижения объёма базовой документации, которую ведут педагоги, количества мониторингов в системе образования, оптимизации информационных систем, определения перечня обязательных документов для ведения преподавателями.
Говоря об эксперименте по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов, Анзор Музаев рассказал о деятельности созданной при координации Рособрнадзора межведомственной рабочей группы. По его мнению, для улучшения ситуации необходимо принимать нормативные акты, вносить изменения в законодательство.
Советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Наталья Алтыникова сообщила, что участниками пилотного проекта стали 24 образовательные организации разного уровня образования из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Пензенской, Нижегородской и Новосибирской областей.
В обсуждении приняли участие заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Васильева, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, заместитель губернатора Севастополя, заместитель председателя Комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Образование» Игорь Михеев, представители регионов, образовательных организаций Санкт-Петербурга, Новосибирска, участвующих в пилотном проекте по снижению бюрократической нагрузки в системе образования.
Предложения участников заседания будут учтены в дальнейшей работе Комитета по данному направлению.