Мероприятие состоялось в городе Гродно (Республика Беларусь).
В Гродно (Республика Беларусь) состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления.
Парламентарии стран СНГ обсудили вопросы электорального суверенитета и защиты прав граждан в цифровой среде при осуществлении органами местного самоуправления (управления) своих функций. Заседание прошло под председательством ее главы, председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Валентина Семеняко.
От Совета Федерации в мероприятии приняли участие председатель Комитета СФ по федеративному
устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко
Шевченко
Андрей Анатольевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области
(глава делегации), заместитель
председателя Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности
Александр Савин,
Савин
Александр Александровичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Калужской области
член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин.
Цепкин
Олег Владимировичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области
В работе Комиссии участвовали представители парламентов Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, представители Секретариата Совета МПА СНГ, эксперты
Андрей Шевченко выступил в ходе обсуждения рекомендаций по использованию различных форм диалога между гражданами и органами местного самоуправления для решения вопросов развития территории. Глава Комитета СФ рассказал о таких эффективных инструментах взаимодействия, как инициативные проекты (одна из форм так называемого «народного бюджета») и территориальное общественное самоуправление, а также об особенностях российского законодательства в данной сфере. Среди приоритетных направлений в использовании этих инструментов сенатор назвал вопросы благоустройства территории, патриотического воспитания молодежи и поддержки ветеранов, профилактики правонарушений. «В российском законодательстве нормы об инициативных проектах максимально гибкие. Они позволяют регионам самостоятельно урегулировать конкретные требования к инициативным проектам, процедуры их выдвижения. Думаю, такой российский опыт будет интересен коллегам из стран СНГ», — сказал Андрей Шевченко.
Еще одним действенным инструментом самоорганизации граждан в Российской Федерации сенатор назвал территориальное общественное самоуправление (ТОС). Эта форма самоорганизации жителей по месту жительства. Она призвана удовлетворять самые насущные потребности граждан в реализации собственных инициатив. Ключевыми направлениями деятельности ТОС являются благоустройство, социальная работа, профилактика правонарушений и другие.
«Дальнейшая работа по этим направлениям и согласованные шаги наших государств позволят вывести на новый уровень диалог власти и населения», — подчеркнул Андрей Шевченко.
Членам комиссии представили проект Рекомендаций по обеспечению и защите электорального суверенитета государства, направленный на сближение законодательства государств СНГ в избирательной сфере, а также на содействие сотрудничеству и обмену лучшими практиками региона в области защиты избирательных прав граждан.
Выступая по данному вопросу, Александр Савин обратил внимание на то, что документ относится к тем проектам, решение о разработке которых комиссия приняла, руководствуясь стратегическими документами СНГ.
«В современном обществе информационные и цифровые технологии кардинально преобразовывают публичные и общественные институты. Этот общий тренд затрагивает и все уровни публичной власти в государствах – участниках СНГ, включая и муниципальный. В связи с чем, все более актуальной становится задача обеспечения прав граждан в процессе взаимодействия с органами публичной власти при применении цифровых технологий. Вопросы функционирования электронного и цифрового правительства в общегосударственном масштабе уже не раз становились предметом модельных актов СНГ, они находятся в фокусе внимания и национальных законодателей. Что же касается перехода органов местного самоуправления (управления) в цифровой формат, то правовому обеспечению этого процесса на пространстве Содружества пока уделяется недостаточное внимание. Представленные рекомендации призваны восполнить данный пробел», — отметил сенатор.
Члены комиссии также ознакомились с проектом Рекомендаций по наблюдению за электронным голосованием. Документ разработан для систематизации правовых и методических основ наблюдения в соответствии с национальным законодательством. Электронное голосование требует специальных методик, компетенций и квалификации наблюдателей, технических, организационных и иных условий наблюдения.
Как отметил Олег Цепкин, этот документ продолжает развитие модельной законодательной базы в сфере избирательного права. Он призван содействовать сотрудничеству в сфере укрепления и дальнейшего развития демократических процессов.
По его словам, Рекомендации направлены на систематизацию правовых и методических основ наблюдения за электронным голосованием, как специализированной части процесса развития технологий волеизъявления избирателей на выборах и референдумах, в соответствии с национальным законодательством, что требует специальных методик, компетенций и квалификации наблюдателей, технических, организационных и иных условий наблюдения.
Как пояснил Олег Цепкин, текущее правовое регулирование общественных отношений в сфере электронного голосования и наблюдения за электронным голосованием и правоприменительная практика государств – участников СНГ в данной сфере в настоящее время обусловлены решением каждого государства принципиального вопроса о применении электронного голосования на выборах и референдумах. «Наблюдается быстро растущий интерес избирателей к такой форме, отличающейся удобством голосования для избирателей, экономией их времени, отсутствием необходимости корректировать планы для участия в голосовании».
Олег Цепкин считает, что этот документ призван восполнить пробелы уже созданной правовой и методологической базы международного наблюдения за выборами и референдумами и детализировать вопросы наблюдения за электронным голосованием. Принятие Рекомендаций будет способствовать совершенствованию методики деятельности наблюдателей от СНГ, участвующих в наблюдении за электронным голосованием, подчеркнул он.
В ходе заседания Комиссии участники обсудили законопроекты, принятые МПА СНГ по инициативе комиссии. Эти модельные документы были успешно имплементированы в законодательства стран Содружества с учетом национальных особенностей. По результатам дискуссии было решено продолжить обмен мнениями по разрабатываемым в парламентах проектам законов на следующих заседаниях.
В рамках программы парламентарии стран Содружества встретились с председателем Гродненского областного исполкома Владимиром Караником. Глава области отметил, что развитию общего экономического пространства в регионе СНГ мешают юридические барьеры, поэтому деятельность Межпарламентской Ассамблеи по гармонизации правовых систем и сближению законодательства стран Содружества, имеет такое важное значение. Владимир Караник выразил уверенность, что подобные встречи будут способствовать активизации сотрудничества во всех сферах: культуре, образовании, здравоохранении и, безусловно, экономике.
Сенаторы приняли участие в работе круглого стола на тему «Роль органов местного управления и самоуправления в сохранении и развитии русского языка», который прошел в Слонимском районе.
Законодатели также посетили Мирский замок, ставший одним из культурных символов Беларуси.