Все новости

С. Мартынов: В Марий Эл бережно хранят исторические и культурные ценности народа мари

Сенатор посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева.


Представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа Республики Мари Эл Сергей Мартынов Мартынов
Сергей Александрович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Марий Эл
Мартынов Сергей Александрович
в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева.

Сенатор осмотрел выставку «Обряды жизненного цикла: традиционная культура народа мари 19–20 веков». Ее авторы подошли к делу креативно, представив захватывающий рассказ о жизни марийской женщины, начиная с ее рождения и до зрелых лет. Зритель как будто проживает вместе с героиней ее судьбу.

Об экспозиции сенатору подробно рассказала Надежда Ведерникова, старший научный сотрудник отдела фондов музея. Организаторы соединили единой нитью повествования целый ряд выставочных сюжетов: рождение девочки, ее детство, юность, взросление, выбор суженого, свадьба, и вот она уже сама мама, домашние хлопоты, моления… Это как путешествие во времени!

Каждый эпизод музейными работниками воссоздан скрупулезно, с любовью, во всех деталях. Одно дело – читать об истории мари и совсем другое – видеть, как она оживает перед твоим взором. Люди представлены в виде сделанных в человеческий рост манекенов. Предметы быта – ткацкий станок и веретено, сани и снаряжения для рыбной ловли – воссозданы исторически точно.

Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева
Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева
Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева
Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева
Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева
Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева
Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева
Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева

Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева

1 из 8

Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева

2 из 8

Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева

3 из 8

Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева

4 из 8

Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева

5 из 8

Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева

6 из 8

Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева

7 из 8

Сергей Мартынов в рамках рабочей поездки в регион посетил Национальный музей Марий Эл им. Т.Евсеева

8 из 8

Каждый эпизод реконструкции показывает нам жизнь марийской женщины пошагово – в семье, в обществе, во время работы, праздников. И зритель на примере ее жизни может проследить динамику развития обычаев и традиций всего марийского народа. Сергей Мартынов отметил это стремление бережно хранить культуру и традиции народа, присущую музейным коллективам Марий Эл.

Первая ступень – рождение ребенка, у марийцев издревле по традиции это происходило в бане. Это самое теплое место, важно и наличие здесь воды. Принимала роды повитуха, которая давала малышу «временное» имя. И лишь через 2–3 дня ребеночку давали имя постоянное, это мог сделать верховный жрец, карт.

Подобное внимание к процедуре неслучайно. Имя считалось мощнейшим оберегом от всего плохого, что могло грозить в жизни. Были разные способы наречения ребенка, но любимый был такой. Карт брал ребенка на руки, а так как он для него человек чужой, то, естественно, малыш начинал плакать. И пока он плакал, карт перечислял имена – при звучании какого имени ребенок успокаивался, так его и называли.

В нашем случае – в семье появилась маленькая Айвика. В следующем эпизоде она в возрасте 5–6 лет уже помогает взрослым, в руках у нее ткацкий челнок. Младший брат играет традиционными игрушками, тогда это были деревянная тележка, глиняные свистульки. Дети очень рано начинали помогать по хозяйству, мальчишек учили мужской работе, например, плетению лаптей.

Достигшую детородного возраста девушку замуж сразу не отдавали, присматривались. Причем смотрели родители, молодых людей при выборе жениха или невесты не спрашивали. Прежде всего, оценивали, выгодная партия или нет. Женская половина семьи начинала собирать приданое за несколько лет до свадьбы.

В другом сюжете показана рыбная ловля. Надо понимать, что для народа мари природа – это настоящий храм, причем во всех смыслах. Как в образном, так и в буквальном: именно рощи для марийцев становились местом для молений. Природа дает жизнь, поэтому люди стремились жить в гармонии с ней. В ходе охоты, в том числе «тихой» излишков не брали – только то, что нужно.

Марийский народ – единственный народ в европейской части России, да, наверное, и во всей Европе, кто смог пронести свою естественную природную веру фактически без изменений. Цивилизация, конечно, внесла свои коррективы, но ее основа осталась той, что была заложена много веков назад нашими предками.

Как подчеркнул Сергей Мартынов, очень важно, что сегодня марийские священные рощи, так же как православные храмы и мусульманские мечети в Марий Эл, защищены законом, а главное – памятью и верой человеческой.

Смотрите также