Сенатор принял участие в «круглом столе», который посвятили 80-летию начала Второй Мировой войны.
Полномочный представитель Совета Федерации по вопросам развития Дальнего Востока, Восточной Сибири и Арктики, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков принял участие в «круглом столе», посвященном 80-летию начала Второй мировой войны. Мероприятие состоялось в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».
Выступая перед журналистами, Анатолий Широков сказал: «Карл Маркс говорил: „История — мамаша суровая“. Она уроки преподносит вне зависимости от того хотят ли субъекты конкретной исторической деятельности, конкретной политической деятельности того или нет. Много написано, много рассказано, проведено большое количество мероприятий исторических, общественных о Второй Мировой войне, и внешне кажется, что они утратили актуальность, но на самом деле нет. Ведь 80 лет, которые прошли, они только подчеркивают актуальность тех событий для сегодняшнего дня.
В каком отношении хотел бы это акцентировать. Первое, Россия сегодня, как и Советский Союз 80 лет назад, активно говорит и активно готова содействовать в создании системы Европейской коллективной безопасности. Мы говорим о том, что нам необходимо сохранение всех режимов, всех договоров, которые делали этот мир безопасным. К сожалению, наши коллеги выходят из этих договоров, обрекая народы Европы прежде всего на то, чтобы в ходе военного конфликта фактически стать мишенью».
Сенатор напомнил, что Советский Союз в конце 30-х годов также настаивал на создании системы коллективной безопасности, но тогда Англия и Франция
отказались вступать вместе с нашей страной в такую систему, тем самым фактически
освободили руки Гитлеру для начала Второй мировой войны.
По словам Анатолия Широкова, сегодня, как и в 80 лет назад, многие европейские страны делают большое количество усилий, чтобы «изолировать» Россию от мирового сообщества, сделать ее роль на международной арене ничтожной. В этом смысле рост конфликтности в отношениях между ведущими европейскими игроками, включая Россию, — тот фактор, который не способствует военно-политической, стратегической и любой другой стабильности в Европе.
«На празднование юбилейной даты драматических событий в Польшу приглашены мировые лидеры за исключением главы Российской Федерации, не приглашен Президент Казахстана. Как видим фактически происходит следующее — отмечать эти события будут те, кто когда‑то на польской земле устроил такие вещи как Треблинка, Майданек, Освенцим. А те, кто освобождал эти знаменитые места, на этот праздник не приглашены.
Сегодня мы с огорчением констатируем, что, как и 80 лет назад, антироссийская позиция многих европейских государств не способствует нормальному, спокойному диалогу в Европе, не способствует созданию такой системы, при которой любой военный конфликт был бы невозможен.
Это принципиально важная вещь, когда мы начинаем думать об актуальности тех событий, хотя кажется, что они отделены от нас таким массивом времени, что уже и говорить о них не надо. Но они живут с нами, живут в нас, в нашей истории, в наших поколениях. И поэтому говорить об этом мы будем. И позицию свою защищать на всех международных площадках тоже не перестанем», — отметил сенатор.
Анатолий Широков рассказал, что много лет занимается историей развития Севера и несколько лет назад, разбираясь с архивами такой огромной организации как Дальстрой, сделал интересное наблюдение. В начале 1939 года Совет народных комиссаров подготовил и ввел в действие план строительства железной дороги от Тынды до Чукотки. Уже были спланированы ресурсы, финансы, началось движение железнодорожных строительных подразделений. Подразумевался выход железной дороги на Чукотку и меридиальные ответвления — на Камчатку и Магадан.
По своему значению этот проект был не меньше Транссиба. Он должен был завершиться к 1945 году. Но к середине 1940-го Центральный комитет партии, который внимательно следил за деятельностью Дальстроя, все эти работы остановил. Причина была простая – рост военных расходов.
«Это означало, что Советский Союз был вынужден реагировать на изменения во внешней политике, международной ситуации в Европе тем, что останавливал серьезные внутриэкономические проекты для того, чтобы быть готовым к возможному военному конфликту в Европе. Это лишнее доказательство того, что Советскому Союзу эта война не была нужна, и он не является ее зачинщиком.
Хотел бы поддержать коллег, которые говорят о современной позиции правительств западных государств и многих исторических сообществ, вытаскивающих разного рода тезисы, из которых следует, что Советский Союз начинал эту войну и шел вместе с Германией. В этом смысле прекрасный был тезис у Михаила Николаевича Покровского: «Что такое история? История — это политика, обращенная в прошлое». Если мы будем все время нашу историю запихивать в прокрустово ложе политики прошлого, то мы все вместе лишены будущего. Это и есть позиция современной Российской Федерации, касающаяся и 80-летия начала Второй Мировой войны и, безусловно, системы международной безопасности практически в любом регионе мира», — подчеркнул Анатолий Широков.