В Совете Федерации обсудили вопросы обеспечения поставок продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов.
Заместитель председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов
Беспаликов
Алексей Акимовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Новосибирской области
провел
парламентские слушания на тему «Вопросы обеспечения поставок продукции
(товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов».
Александр Акимов отметил, что вопросы нормативно-правового регулирования осуществления северного завоза, совершенствования контрактной системы и финансирования операторов северного завоза необходимо решать комплексно. Сенатор напомнил, что территории, о которых идет речь, включают в себя 25 субъектов Федерации.
Северный завоз является важной составляющей жизнеобеспечения и развития северных территорий
Александр Акимов подробно изложил проблемы и сложности северного завоза. Северный завоз является важной составляющей жизнеобеспечения и развития северных территорий и поэтому требует государственной поддержки и особого правового регулирования, подчеркнул парламентарий.
Сенатор указал,
что необходимость специального регулирования поставок продукции в районы
Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза
грузов обусловлена отсутствием в этих районах собственной производственной базы
большинства промышленных товаров, а также многих сельскохозяйственных товаров,
необходимых для жизнеобеспечения населения и функционирования экономики,
удаленностью и низким уровнем развития транспортной инфраструктуры, сложными
природно-климатическими условиями.
Участники парламентских слушаний отмечали, что с принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» все обязанности по финансированию и проведению северного завоза перешли к органам местного самоуправления. Это привело к ухудшению жизнеобеспечения отдельных труднодоступных северных территорий, а также к значительному удорожанию завозимых туда товаров.
В этой связи в 2007 г. в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения, позволяющие консолидировать на уровне субъекта Российской Федерации закупку товаров и услуг в целях осуществления северного завоза.
Кроме того, в 2014 г. в Бюджетный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, позволившие субъектам Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, предоставлять юридическим лицам бюджетные кредиты за счет средств региональных бюджетов для целей закупки и доставки топлива. В 2016 году это положение было дополнено возможностью предоставлять такие кредиты для закупки и доставки муки и других товаров по перечню, утверждаемому Правительства Российской Федерации.
Пока не удалось создать новой эффективной системы осуществления северного завоза
Вместе с тем, считают эксперты, практика показывает, что в настоящее время пока не удалось создать новой эффективной системы осуществления северного завоза. Существующая сегодня межведомственная разобщенность, а также отсутствие в законодательстве четкого определения понятия «северный завоз» и его механизмов, которые отвечали бы современным условиям, не позволяют сформировать единый алгоритм для осуществления поставки грузов в удаленные районы Крайнего Севера.
По мнению выступающих, ситуацию осложняет отсутствие единого органа исполнительной власти, отвечающего за осуществление северного завоза. В этих условиях в проведение северного завоза вовлекается огромное количество участников, имеющих различные экономические интересы, что приводит к удорожанию поставок продукции в северные районы и увеличивает риски их срыва.
Участники парламентских слушаний считают, что для совершенствования системы обеспечения поставок в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов требуется принятие ряда мер и рекомендовали Правительству РФ рассмотреть следующие вопросы: разработать проект федерального закона о досрочном завозе товаров в эти районы, определить понятия северного завоза, критерии отнесения территорий к районам с ограниченными сроками завоза грузов, критерии отнесения продукции (товаров) к категории обязательных для северного завоза, обязанности и ответственность федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления за осуществление северного завоза, виды и формы государственной поддержки северного завоза, а также механизмы использования материальных запасов Федерального агентства по государственным резервам для осуществления северного завоза.
Министерству транспорта РФ рекомендовано принять необходимые меры по обеспечению своевременного и полного выполнения мероприятий, предусмотренных федеральном проекте «Внутренние водные пути», направленных на сокращение протяженности участков, ограничивающих пропускную способность внутренних водных путей, расположенных в районах Крайнего Севера, а также мероприятий, направленных на обновление обслуживающего флота.
Министерству экономического развития РФ предлагается рассмотреть вопрос о разработке проекта изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части установления возможности осуществления государственными унитарными предприятиями закупок товаров, работ, услуг для обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, органам местного самоуправления рекомендовано проводить на соответствующих территориях регулярный мониторинг потребности в товарах первой необходимости, наличия запасов продуктов питания и топлива.
В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, руководитель Федерального агентства по государственным резервам Дмитрий Гогин, директор Департамента регионального развития Министерства экономического развития РФ Игорь Егоров, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Юрий Костин, представители других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также компаний, осуществляющих северный завоз.