Заслушав информацию Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации о мерах по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Основы), утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, определена стратегическая цель государственной политики в области экологического развития – решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В целях реализации Основ необходимо осуществить комплекс мероприятий, главными из которых являются:
совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;
формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности государственных органов;
создание экономических механизмов, способствующих обеспечению экологической безопасности;
повышение уровня экологической культуры, развитие системы экологического образования и воспитания.
В настоящее время реализуется утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года № 2423-р план действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, включающий 102 мероприятия.
По информации Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в рамках реализации Основ проведена значительная работа по совершенствованию природоохранного законодательства: принято более 60 федеральных законов и 180 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, направленных в том числе на установление правовых основ технологической модернизации экономики, создание эффективной системы обращения с отходами, ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, восстановление нарушенных естественных экологических систем. Эффективно функционируют единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, государственная наблюдательная сеть за состоянием и загрязнением окружающей среды, проводятся мероприятия по сохранению природной среды, в том числе объектов животного и растительного мира, существенно расширена сеть особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Вместе с тем требуется создание нормативно-правовой базы для развития институтов экологического аудита, экологического страхования и стратегической экологической оценки, а также совершенствование нормативно-правовой базы в части организации и использования особо охраняемых природных территорий, экологической экспертизы.
Нуждаются в совершенствовании и гармонизации с международными договорами Российской Федерации правовые основы организации оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Необходима гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях выработки единых подходов к классификации отходов.
Наличие городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха определяет необходимость выработки мер, направленных на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
Серьезной экологической проблемой является высокий уровень сброса загрязненных сточных вод, вызванный отсутствием или изношенностью очистных сооружений у организаций водопроводно-канализационного хозяйства, отсутствием локальных очистных сооружений у промышленных предприятий.
С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации о мерах по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в первоочередном порядке следующие проекты федеральных законов:
№ 113578–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований»;
№ 1039273–6 «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (об освобождении от обложения НДФЛ доходов физических лиц, полученных от реализации бытовой макулатуры);
№ 690757–6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации» (об уточнении составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления).
3. Предложить Правительству Российской Федерации:
1) рассмотреть следующие вопросы:
о разработке проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и иные федеральные законы в части конкретизации прав и обязанностей органов местного самоуправления в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами;
о создании нормативно-правовой базы для развития институтов экологического аудита и стратегической экологической оценки;
2) рассмотреть вопросы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части:
закрепления обязанности собственников отходов и операторов по обращению с отходами заключать договоры с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
установления порядка разработки, утверждения, согласования и корректировки территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
защиты территории Российской Федерации и акваторий ее водных объектов от разливов нефти и нефтепродуктов;
установления права исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на выполнение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для территорий городов с высоким уровнем загрязнения атмосферы и использования результатов таких расчетов для квотирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
участия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
организации оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
3) обеспечить издание нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии со сроками вступления его в силу, установленными статьей 12 указанного федерального закона;
4) уточнить критерии отнесения водных объектов и их участков к водным объектам рыбохозяйственного назначения.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:
1) о создании системы экологических фондов в целях финансирования мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и обеспечению экологической безопасности;
2) о доработке и внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности пользователей недр по созданию ликвидационных фондов;
3) о разработке государственной программы Российской Федерации об оборудовании населенных пунктов Российской Федерации с численностью населения более 10 тысяч человек (для особо охраняемых природных территорий – более 2 тысяч человек) очистными сооружениями, соответствующими критериям перспективных технологий, указанным в разделе 7 информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям ИТС 10–2015 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2015 года № 1580;
4) о внесении изменений в соответствующие государственные программы Российской Федерации в целях решения задач, связанных с модернизацией и развитием государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха на территории Российской Федерации;
5) о порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее взаимодействия с государственной наблюдательной сетью за состоянием и загрязнением окружающей среды;
6) о создании межведомственной комиссии по координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами;
7) о создании межведомственной рабочей группы по выработке мер, направленных на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (с использованием сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха);
8) о разработке и внедрении в субъектах Российской Федерации типовых проектов производственно-технических комплексов различной мощности, осуществляющих обращение с отходами;
9) об усилении дистанционного контроля транспортирования и размещения отходов с использованием технологий спутниковой навигации;
10) о разработке мер, направленных на снижение производства и использования средств бытовой химии и удобрений, содержащих фосфор;
11) о целесообразности выдачи лицензий на разведку и добычу песка и песчано-гравийной смеси из русел рек, в том числе при дноуглубительных работах, в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере использования водных объектов и недропользования;
12) о разработке комплекса мер (в том числе сводного примерного плана-графика) поэтапного внедрения субъектами Российской Федерации требований Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в отношении твердых коммунальных отходов.
5. Генеральной прокуратуре Российской Федерации обратить особое внимание на исполнение на объектах размещения отходов законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопросы:
1) о разработке комплекса мер (в том числе примерных планов-графиков) поэтапного внедрения субъектами Российской Федерации новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренной Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и направить указанные планы-графики в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
2) о финансовом обеспечении выполнения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для территорий городов с высоким уровнем загрязнения атмосферы (в случае принятия решения о выполнении таких расчетов на территории субъекта Российской Федерации) и проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о проделанной работе до 1 июля 2017 года.
7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
8. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2018 года.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
24 мая 2017 года
№ 134-СФ