Документы

Постановление

О приоритетах Правительства Российской Федерации в социальной сфере на среднесрочную перспективу

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец о приоритетах Правительства Российской Федерации в социальной сфере на среднесрочную перспективу, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Основные приоритеты государства на среднесрочную перспективу по развитию социальной сферы определены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Во исполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации утверждены и реализуются государственные программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», «Содействие занятости населения», «Доступная среда» на 2011–2020 годы, «Развитие здравоохранения», «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Аналогичные программы разработаны в субъектах Российской Федерации. Реализуются также Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015–2020 годы). Принимаемые государством меры обеспечили позитивные изменения в социальной сфере.

Вместе с тем актуальными остаются следующие задачи: выполнение государством социальных обязательств (обеспечение роста качества жизни населения, увеличение размера заработной платы, пособий, пенсий); закрепление положительных тенденций в демографии (повышение рождаемости и средней продолжительности жизни, снижение уровня смертности); обеспечение безопасного отдыха и оздоровления детей; создание в субъектах Российской Федерации условий для реализации услуг ранней помощи детям, включая детей-инвалидов; оказание эффективной поддержки семей с детьми.

Предстоит разработать и реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование организации медицинской помощи, повышение ее качества и доступности, профилактику социально значимых заболеваний и инвалидизации, предотвращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.

В 2014–2015 годах зафиксировано ухудшение основных показателей уровня жизни населения. Численность граждан с доходами ниже прожиточного минимума в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 3,1 миллиона человек. Уровень дифференциации доходов в денежной форме остается высоким (в 2015 году – 15,5 раза). В период до 2020 года предстоит осуществить меры, направленные на улучшение благосостояния населения, в том числе на повышение минимального размера оплаты труда, увеличение заработной платы работников бюджетной сферы.

Тенденция увеличения численности неработающих граждан пенсионного возраста с одновременным снижением численности лиц трудоспособного возраста приводит к существенному росту демографической нагрузки на трудоспособное население, увеличению нагрузки на социальный сектор экономики, прежде всего в сфере здравоохранения и пенсионного обеспечения. Это требует принятия мер, направленных на развитие рынка труда и трудовых отношений, повышение «гибкости» рабочих мест и профессиональной мобильности работников.

Нуждаются в дальнейшем совершенствовании механизмы социальной защиты безработных граждан, в том числе путем увеличения размера пособия по безработице с ограничением периода его выплаты.

На 1 января 2016 года в Российской Федерации насчитывалось около 15 миллионов экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не имеющих отчислений в государственные внебюджетные фонды, что оказывает негативное влияние на социально-экономическое развитие страны. Занятость населения должна быть полностью легализована путем внедрения новых экономических механизмов.

Значимую роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации играют миграционные процессы. В целях снижения диспропорции в распределении рабочей силы необходимо дальнейшее совершенствование механизмов организованного распределения работников с учетом перспектив развития экономики субъектов Российской Федерации. Должны быть разработаны альтернативные механизмы привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, в том числе в порядке организованного набора. Это позволит обеспечивать потребность работодателей в привлечении иностранной рабочей силы, не нарушая прав российских граждан на трудоустройство.

В условиях низких темпов роста фонда оплаты труда, при отсутствии возможности повышения тарифов на обязательное пенсионное страхование и увеличения объема передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета прослеживается негативная динамика размеров пенсий. Соотношение среднегодового размера страховой пенсии по старости и величины прожиточного минимума пенсионера (далее – ПМП) составило в 2012 году 1,89 ПМП, в 2015 году – 1,61 ПМП, в 2016 году ожидается 1,5 ПМП. Приоритетами в сфере пенсионного обеспечения граждан являются обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки на работодателей, обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения, повышение среднего размера страховых пенсий по старости до величины 2–2,2 ПМП и гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения, соответствующего 2,5–3 ПМП, до 2030 года.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец о приоритетах Правительства Российской Федерации в социальной сфере на среднесрочную перспективу.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) рассмотреть в первоочередном порядке проекты следующих федеральных законов:

№ 1135513–6 «О внесении изменений в статью 121 Федерального закона „О государственной социальной помощи“ (в части уточнения перечня выплат, включаемых в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат к пенсии, а также срока пересмотра социальных доплат по каждому основанию);

№ 1072874–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о расширении направлений использования информационной базы индивидуального (персонифицированного) учета);

№ 1177914–6 «О единовременной выплате пенсионерам»;

№ 1182038–6 «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2017 год»;

№ 943020–6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах»;

№ 1134735–6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О занятости населения в Российской Федерации“ в части определения порядка формирования и применения справочника профессий»;

№ 913645–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации“ и Федеральный закон „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов“;

№ 871036–6 «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха работников и членов их семей на территории Российской Федерации);

№ 830457–6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части предоставления льгот по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций лицам, оказавшим финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры);

№ 813736–6 «О внесении изменения в статью 171 Федерального закона „О защите конкуренции“ (об особенностях заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества организаций культуры);

№ 3324–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить ежегодную индексацию размера пенсий исходя из фактического роста потребительских цен за прошедший год, утвердить методики расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации и определения стоимости одного пенсионного коэффициента;

2) рассмотреть вопрос о разработке и внесении в Государственную Думу проектов федеральных законов в части:

приоритетности выплаты заработной платы перед другими обязательными платежами;

определения годового объема бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения, на основании сверки данных персонифицированного учета с учетом информации, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (в части лиц, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию);

3) ускорить доработку и внесение в Государственную Думу проектов следующих федеральных законов:

«О донорстве органов человека и их трансплантации»;

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения»;

«О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ (в части разработки и применения клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи);

«О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг» (в части введения обязательной классификации гостиничных услуг);

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-переводчиков (в части введения обязательной аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах);

4) осуществить модернизацию программ развития профессионального образования субъектов Российской Федерации и инфраструктуры профессиональных образовательных организаций;

5) проработать совместно с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений вопрос о почасовой минимальной оплате труда;

6) разработать и утвердить следующие государственные программы Российской Федерации:

«Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в стационарных организациях социального обслуживания» на 2017–2025 годы;

«Строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации» на 2017–2020 годы;

«Безопасный труд» на 2018–2025 годы;

«Развитие пенсионной системы» на 2018–2035 годы;

7) рассмотреть вопрос о разработке Национальной стратегии действий в интересах женщин до 2022 года;

8) принять меры, направленные на совершенствование организации отдыха и оздоровления детей, проживающих на территориях Арктической зоны Российской Федерации;

9) предусмотреть мероприятия по сохранению и развитию детских санаториев различных форм собственности при разработке стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации;

10) рассмотреть вопрос об установлении периодичности предоставления путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

11) разработать порядок распределения между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации средств федерального бюджета, выделяемых на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение;

12) предусмотреть необходимый объем софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;

13) развивать систему государственной поддержки отечественных производителей технических средств реабилитации инвалидов;

14) проработать вопрос о наделении Фонда социального страхования Российской Федерации правом определения нормативов расходов на оказание подведомственными ему федеральными бюджетными учреждениями (центрами реабилитации) государственных услуг в рамках государственного задания;

15) продолжить совместную работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:

совершенствование организации оказания первичной медико-санитарной помощи;

диспансеризация населения и осуществление профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий;

пропаганда здорового образа жизни;

вакцинация граждан в соответствии с национальным календарем профилактических прививок;

повышение квалификации медицинских работников (акушеров-гинекологов, неонатологов и анестезиологов-реаниматологов) в обучающих симуляционных центрах;

создание условий для свободного межрегионального перемещения трудовых ресурсов, в том числе разработка мер по созданию рынков арендного жилья на основе эффективных форм взаимодействия государственных и частных участников;

совершенствование механизмов информирования населения, в том числе с использованием сети Интернет, о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;

формирование понимания необходимости внимательного отношения к ветеранам и гражданам пожилого возраста в рамках работы по патриотическому воспитанию граждан.

4. Рекомендовать субъектам Российской Федерации:

1) разработать государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на улучшение социально-экономического положения семей с детьми, обеспечив при их реализации согласованную работу соответствующих органов исполнительной власти, некоммерческих организаций;

2) развивать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование родителей (иных законных представителей ребенка) в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

3) создавать условия для успешного совмещения родительства и трудовой деятельности;

4) разработать либо актуализировать совместно с работодателями региональные программы развития образования с учетом прогноза потребности в кадрах, в том числе в рамках инвестиционных проектов на среднесрочный (до пяти лет) период, а также с учетом социально-экономических особенностей территории в целом;

5) обеспечить доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;

6) предусмотреть возможность предоставления за счет бюджетов субъектов Российской Федерации субсидий на оплату жилого помещения по договорам коммерческого и некоммерческого найма малоимущим гражданам с детьми, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

7) обеспечить многодетные семьи земельными участками с подведенной инфраструктурой либо оказывать таким семьям иные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

8) повышать доступность социальных услуг для семей с детьми, в том числе путем стимулирования развития и поддержки некоммерческих организаций;

9) развивать услуги по сопровождению инвалидов молодого возраста, а также семей, имеющих детей-инвалидов, при получении образования, решении вопросов занятости, самостоятельного проживания;

10) разработать комплекс мер по содействию занятости и повышению конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан из числа молодежи, в том числе инвалидов, ищущих работу впервые, а также граждан с высокой семейной нагрузкой;

11) оказывать некоммерческим организациям, предоставляющим социальные услуги семьям с детьми, инвалидам, пожилым людям, финансовую, информационную, консультационную и методическую поддержку, содействие в подготовке и повышении квалификации их сотрудников;

12) развивать систему сопровождения замещающих семей, выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

13) реализовать комплекс мер, направленных на стимулирование трудовой занятости граждан старшего поколения, повышение их квалификации, использование их профессионального опыта в целях наставничества, создание дополнительных возможностей для неполной занятости;

14) обеспечить повышение доступности и качества социальных услуг для граждан старшего поколения в сфере социального обслуживания;

15) обеспечить реализацию мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности для достижения значений показателей доступности к 2020 году в соответствии с утвержденными планами мероприятий (»дорожными картами»);

16) привлекать представителей общественных объединений инвалидов к корректировке планов мероприятий (»дорожных карт») по повышению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и услуг в сферах деятельности, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности», а также к мониторингу (контролю) эксплуатации и содержания объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, и объектов, обеспечивающих создание и сохранение безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;

17) расширять сеть кризисных центров в системе социального обслуживания и социальных гостиниц.

5. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2017 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

6. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2017 года.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
12 октября 2016 года
№ 455-СФ