Документы

Постановление

О текущей ситуации в экономике и основных задачах социально-экономического развития Российской Федерации

Заслушав информацию Министра экономического развития Российской Федерации о текущей ситуации в экономике

и основных задачах социально-экономического развития Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В условиях продолжающейся структурной трансформации российской экономики, исходя из целевых показателей и задач, установленных Указом Президента Российской Федерации

от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу

до 2036 года», Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет выработку и реализацию государственной экономической политики в целях обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста, национальной безопасности и технологической независимости страны, повышения качества жизни населения.

Перспективы национальной экономики рассматриваются

с учетом внешних рисков сохранения антироссийской санкционной политики и фрагментации мировой торговли. Основные внутренние риски связаны с длительным периодом охлаждения экономики

в сочетании с жесткой денежно-кредитной и бюджетной политикой, а также с дефицитом рабочей силы и основного капитала.

Вследствие замедления экономической активности прогнозируется снижение темпов роста валового внутреннего продукта в 2025 году. В плановом периоде 2027 и 2028 годов ожидается их постепенное ускорение.

Основным драйвером роста выступит повышение внутреннего спроса на фоне реализации комплекса мер по структурной трансформации экономики и обеспечению технологического суверенитета с использованием инструментов денежно-кредитной, налоговой и бюджетной политики с опорой на бюджетное правило.

В целях увеличения потенциальных темпов экономического роста планируется создание предсказуемых условий для осуществления экономической деятельности, расширение программ льготного кредитования, усиление мер протекционистского характера, направленных на стимулирование импортозамещения и частной инициативы, поощряется инновационная активность и развитие новых технологий, проводится работа по повышению гибкости рынка труда за счет реализации программ переподготовки и повышения квалификации работников. Указанные меры, наряду с достижением макроэкономической стабильности и своевременным смягчением денежно-кредитной политики, обеспечат эффективную трансформацию экономики с последующим увеличением темпов ее роста.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра экономического развития Российской Федерации о текущей ситуации в экономике и основных задачах социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в период осенней сессии 2025 года следующие проекты федеральных законов:

№ 1173189–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части использования и хранения электронных документов);

№ 709876–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части правового регулирования заключения концессионных соглашений

и соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в отношении объектов здравоохранения);

№ 831475–8 «О внесении изменений в статьи 4 и 15 Федерального закона „О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации“ (в части уточнения отдельных положений);

№ 901935–8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления возможности освобождения от административной ответственности в случае заключения соглашения, предусмотренного законодательством о государственном контроле (надзоре);

№ 904086–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования системы государственного регулирования

в области разработки, утверждения и контроля за выполнением инвестиционных программ организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения);

№ 918087–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“

(в части совершенствования понятия «туристский продукт»

и определения особенностей его формирования);

№ 934622–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“

и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части создания Национальной системы туристских троп

в Российской Федерации и обеспечения ее правового регулирования);

№ 959258–8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления ответственности за неисполнение требований

при использовании посреднической цифровой платформы).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) предусмотреть при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов:

сохранение объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на уровне объема бюджетных ассигнований на 2026 год на осуществление взноса в уставный капитал акционерного общества «КАВКАЗ.РФ» в целях реализации мероприятий по созданию туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе в рамках федерального проекта «Повышение инвестиционной и туристической привлекательности Северо-Кавказского федерального округа» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 309;

финансовое обеспечение завершения строительства многофункционального культурного центра в городе-курорте Кисловодске в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа»;

2) проанализировать результаты проведения эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог

на профессиональный доход», по итогам анализа проработать вопросы о завершении эксперимента в 2026 году и разработке дополнительных мер по недопущению практики занижения налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц при найме работников;

3) продолжить работу по совершенствованию подходов

к освоению рынков стран Центральной и Южной Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, развитию кооперационных связей и научно-технологического взаимодействия, расширению использования инструментов региональных торговых соглашений

и международной экономической интеграции;

4) проработать вопрос о законодательном закреплении определения юридического лица, сведения о котором исключены

из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с превышением им предельных значений по доходу и (или) среднесписочной численности работников, установленных в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

5) рассмотреть вопрос о внесении в Федеральный закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» изменения в части обеспечения недискриминационного доступа к посреднической цифровой платформе всех ее партнеров и пользователей, в том числе

без установления преимуществ для аффилированных с владельцем посреднической цифровой платформы лиц, и единой цены на товары, работы, услуги для пользователей посреднической цифровой платформы вне зависимости от выбора оператором посреднической цифровой платформы предпочтительного для него электронного средства платежа;

6) предусмотреть непрерывное обеспечение бюджетными средствами субсидии на развитие туристской инфраструктуры;

7) рассмотреть вопрос о включении в границы особой экономической зоны туристско-рекреационного типа акватории водных объектов (части акватории водных объектов), а также земельных участков, отнесенных к категории земель лесного фонда;

8) рассмотреть возможность включения конного туристского маршрута и экстремального маршрута, при прохождении которого требуется использование транспортных средств повышенной проходимости, в перечень видов туристских маршрутов (части туристских маршрутов), требующих специального сопровождения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2024 года № 1365-р, определив также

критерии их отнесения к соответствующей категории сложности;

9) рассмотреть возможность разработки программы льготного ипотечного кредитования для граждан, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа.

4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) установить контроль за развитием всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Архыз» (Карачаево-Черкесская Республика) и за исполнением принятых инвестором обязательств, по итогам в срок до 1 декабря 2025 года доложить Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

2) продолжить работу по внедрению механизма льготного кредитования проектов в монопрофильных муниципальных образованиях с учетом уровня регистрируемой безработицы

с привлечением акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства»;

3) обеспечить мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, осуществляемых с применением механизма списания двух третей задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;

4) проработать вопрос о законодательном закреплении полномочий органов местного самоуправления в сфере креативных (творческих) индустрий.

5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» рассмотреть вопросы:

о снижении с 50 млн рублей до 25 млн рублей минимального размера кредита, предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства, основной вид экономической деятельности которых соответствует одному из приоритетных видов экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

об увеличении объема субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «Российский Банк поддержки малого

и среднего предпринимательства» на возмещение недополученных им доходов по кредитам, предоставленным высокотехнологичным, инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства и малым технологическим компаниям по льготной ставке, в целях расширения доступа к заемному финансированию.

6. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации внести в программу льготного инвестиционного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства изменения в части гармонизации сроков субсидирования и фондирования.

7. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и при участии Министерства экономического развития Российской Федерации проработать вопрос о включении в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности видов экономической деятельности, относящихся к высокотехнологичным и наукоемким отраслям экономики.

8. Рекомендовать Федеральной службе государственной статистики рассмотреть возможность расширения перечня

основных показателей социально-экономического положения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, формируемых Федеральной службой государственной статистики в рамках Федерального плана статистических работ, до состава показателей, предоставляемых другими субъектами Российской Федерации,

в целях проведения полноценного анализа социально-экономического положения указанных субъектов Российской Федерации.

9. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить разработку комплексного плана развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры соответствующего субъекта Российской Федерации на период до 2036 года с учетом комплексного плана развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры на период до 2036 года, необходимой для реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2025 года № 2365-р;

2) проработать вопрос о предоставлении льгот по налогу на прибыль организаций малым технологическим компаниям, а также инвестиционного налогового вычета организациям при осуществлении ими венчурных и (или) прямых инвестиций в малые технологические компании посредством участия в договорах инвестиционного товарищества.

10. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2026 года

о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

11. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2026 года

о реализации настоящего постановления.

12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

Москва

8 октября 2025 года

№ 433-СФ