Документы

Постановление

О реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта для достижения национальных целей развития Российской Федерации

Заслушав информацию Министра спорта Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта для достижения национальных целей развития Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Развитие физической культуры и спорта — одно из ключевых направлений социальной политики Российской Федерации, эффективный инструмент, способствующий сохранению здоровья и улучшению качества жизни граждан.

Приоритетом государственной политики в сфере физической культуры и спорта является выполнение целевых показателей определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года «сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи», среди которых в том числе создание условий для привлечения граждан к систематическим занятиям спортом, повышение к 2030 году уровня удовлетворенности граждан условиями для занятий физической культурой и спортом.

Достижение указанной национальной цели и реализация государственной политики в сфере физической культуры и спорта обеспечиваются выполнением Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 3081-р (далее – Стратегия), а также документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях.

По итогам 2024 года доля граждан, систематически занимающихся спортом, составила 60,3 процента, обеспеченность населения спортивными сооружениями – 62,8 процента, государственную поддержку получили 763 спортивные школы.

Вместе с тем не достигнут запланированный уровень удовлетворенности граждан условиями для занятий физической культурой и спортом. Доля вовлеченных в массовый спорт граждан, проживающих на сельских территориях, в общей численности сельского населения Российской Федерации составляет 43,2 процента, что ниже среднего уровня по стране. Основными причинами сложившегося положения являются нехватка объектов спортивной инфраструктуры, низкий уровень их доступности для граждан, а также дефицит квалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта.

Актуальной остается задача организации импортозамещения в области материально-технического обеспечения системы физической культуры и спорта, включая спортивную экипировку, оборудование и инвентарь.

Остро стоят вопросы развития физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра спорта Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта для достижения национальных целей развития Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в 2025 году следующие проекты федеральных законов:

№ 847655–8 «О Российском спортивном фонде, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона „О международных соревнованиях „Всемирные игры дружбы“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (в части установления порядка создания и правового положения Российского спортивного фонда);

№ 897269–8 «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона „О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в части уточнения полномочий по применению нормы расходов средств на проведение физкультурных и спортивных мероприятий).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить разработку проекта концепции развития адаптивного спорта и адаптивной физической культуры на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года;

2) рассмотреть вопрос о создании за счет средств федерального бюджета сети медико-восстановительных центров;

3) продолжить реализацию мероприятий по переводу в цифровой формат процессов формирования и ведения перечня физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, формируемого Министерством спорта Российской Федерации на соответствующий налоговый период, а также рассмотреть вопрос об отмене требования ежегодной подачи такими организациями и индивидуальными предпринимателями документов для включения в указанный перечень.

4. Рекомендовать Министерству спорта Российской Федерации:

1) представить предложения по совершенствованию системы управления в области физической культуры и спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе в части согласования Министерством спорта Российской Федерации назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

2) обеспечить начиная с 2026 года реализацию программы «Земский тренер» в субъектах Российской Федерации;

3) рассмотреть вопрос о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № 1661, в части:

совершенствования методики расчетов показателей развития физической культуры и спорта;

включения показателей, отражающих количество детей, занимающихся физической культурой и спортом;

корректировки Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием с учетом необходимости выравнивания уровня обеспеченности граждан спортивными сооружениями;

корректировки Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по созданию (реконструкции) объектов спортивной инфраструктуры массового спорта на основании соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или концессионных соглашений для определения бюджетной эффективности проектов, реализуемых в рамках соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве на территориях Российской Федерации согласно перечню геостратегических территорий Российской Федерации (приложение № 2 к Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года), в значении не менее 5 внебюджетных рублей на каждый рубль из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» в части продления до 2030 года действия его положений, применяемых до 1 января 2026 года;

5) оказывать органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области методическую поддержку в реализации Стратегии, а также обеспечить контроль за достижением указанными субъектами Российской Федерации целевых показателей Стратегии;

6) проработать при формировании проекта федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов вопрос о выделении бюджетных ассигнований на строительство спортивного комплекса с легкоатлетическим манежем и училищем олимпийского резерва в Республике Башкортостан;

7) разработать методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по следующим вопросам:

эксплуатация объектов спортивной инфраструктуры, объектов, созданных за счет средств федерального бюджета, в том числе условия предоставления спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг;

реализация типовых проектных решений по созданию быстровозводимых и малобюджетных объектов спорта;

создание безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на объектах спортивной инфраструктуры;

8) совершенствовать работу по разъяснению порядка получения гражданами социального налогового вычета на физкультурно-оздоровительные услуги и порядка включения физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей в перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, формируемый Министерством спорта Российской Федерации на соответствующий налоговый период;

9) осуществлять мониторинг реализуемых в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом детей, прежде всего из малообеспеченных и многодетных семей, на безвозмездной основе;

10) продолжить работу по совершенствованию:

системы ведомственных наград Министерства спорта Российской Федерации в части упорядочения процедуры представления документов для награждения ведомственными наградами, а также повышения требований к кандидатам на награждение ведомственными наградами;

системы почетных спортивных званий в части упорядочения процедуры представления документов для присвоения почетных спортивных званий, а также повышения требований, предъявляемых к спортсменам, тренерам и спортивным судьям для присвоения им почетных спортивных званий;

11) провести анализ используемых в футбольном клубе «Краснодар» подходов к управлению футбольным клубом и методов подготовки футболистов, рассмотреть вопрос о внедрении успешного опыта футбольного клуба «Краснодар» в практику других футбольных клубов.

5. Рекомендовать Министерству спорта Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проработать вопрос о формировании комфортной городской среды в части создания на придворовых территориях многоквартирных домов многофункциональных спортивных площадок.

6. Рекомендовать Министерству спорта Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации при участии Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Федерального медико-биологического агентства сформировать консолидированный заказ на выпуск специализированного оборудования, в том числе спортивного, для оснащения организаций, оказывающих услуги по физической реабилитации и абилитации инвалидов.

7. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации и Министерству спорта Российской Федерации обеспечить подготовку специалистов и научных кадров в области физической культуры и спорта с учетом текущей и перспективной потребностей.

8. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

1) разработать комплекс мер по увеличению локализации производства спортивного оборудования и инвентаря на территории Российской Федерации, повышению производственно-технического потенциала и техническому перевооружению предприятий, выпускающих продукцию спортивного назначения;

2) подготовить предложения по совершенствованию системы закупок отечественного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения физкультурно-спортивных организаций.

9. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить выявление не соответствующих установленным требованиям объектов спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) принять дополнительные меры по привлечению граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом, обеспечению доступности объектов детско-юношеского, массового и адаптивного спорта;

3) реализовать дополнительные меры по развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в целях привлечения к занятиям физической культурой и спортом участников специальной военной операции;

4) обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на сокращение дефицита кадров в сфере физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации;

5) расширить комплекс мер, направленных на пропаганду здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом.

10. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с Министерством просвещения Российской Федерации обеспечить возможность использования спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций для занятий семейным спортом.

11. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с образовательными организациями высшего образования, осуществляющими подготовку специалистов в области физической культуры и спорта, в целях удовлетворения среднесрочной потребности в тренерско-преподавательских кадрах расширить практику трудоустройства лиц, обучающихся по программам высшего образования по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.

12. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2026 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

13. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать палату в период весенней сессии 2026 года о реализации настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

15. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
18 июня 2025 года
№ 219-СФ