Документы

Постановление

О ходе реализации национального проекта «Экология»

Заслушав информацию Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации о ходе реализации национального проекта «Экология», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Реализация национального проекта «Экология» осуществляется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В 2021 году в рамках национального проекта «Экология» проводились мероприятия девяти федеральных проектов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности», «Чистый воздух», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов».

Осуществление национального проекта «Экология» способствует достижению одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474, – комфортная и безопасная среда для жизни.

В настоящее время проведена значительная работа по совершенствованию природоохранного законодательства. Приняты федеральные законы и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, направленные на создание эффективной системы обращения с отходами производства и потребления, ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, восстановление нарушенных естественных экологических систем.

Расширяется сеть особо охраняемых природных территорий, проводятся мероприятия по сохранению лесов и восстановлению водных объектов. Строятся и модернизируются очистные сооружения, выполняются мероприятия по ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов. В рамках эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – эксперимент по квотированию выбросов) в 12 городах проводятся мероприятия, предусматривающие снижение совокупного объема выбросов.

Вместе с тем для эффективной реализации национального проекта «Экология» требуется дальнейшее совершенствование правового регулирования, направленного в том числе на создание механизма оценки уровня негативного воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни, в целях определения объектов для последующей ликвидации в первоочередном порядке.

Наличие городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха свидетельствует о необходимости продолжения совершенствования законодательства Российской Федерации с учетом планируемого расширения территории проведения эксперимента по квотированию выбросов.

Особое значение на современном этапе приобретает формирование правовых основ для перехода на экономику замкнутого цикла, что требует создания соответствующей нормативно-правовой базы, в том числе в сфере обращения со вторичными ресурсами и расширенной ответственности производителей и импортеров товаров.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации о ходе реализации национального проекта «Экология».

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в первоочередном порядке следующие проекты федеральных законов:

№ 45652–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха“;

№ 1130300–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях);

№ 74417–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ в части регулирования обращения с вторичными ресурсами»;

проект федерального закона, направленного на вовлечение в хозяйственный оборот продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, в случае его внесения сенаторами Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке проектов федеральных законов, направленных на:

1) создание механизма оценки уровня негативного воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни в целях определения объектов для последующей ликвидации в первоочередном порядке;

2) совершенствование института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров, в том числе товаров в упаковке, в части повышения качества администрирования и уровня ответственности производителей;

3) создание комплексной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации в целях обеспечения получения полной, достоверной и актуальной информации о состоянии окружающей среды и ее изменении в условиях антропогенной нагрузки;

4) установление административной ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации по вопросам проведения эксперимента по квотированию выбросов;

5) оснащение системами автоматического контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ стационарных источников выбросов таких веществ, расположенных на квотируемых объектах;

6) регулирование охраны лесов от загрязнения отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, несанкционированно размещаемыми на землях лесного фонда.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) проработать вопрос о подготовке предложений о внесении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, направленных на усиление административной ответственности за несоблюдение требований к размещению отходов производства и потребления;

2) обеспечить начиная с 2023 года в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух» выделение бюджетных ассигнований бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку перевода жилых помещений на газовое или электрическое отопление, на реализацию иных мероприятий по снижению выбросов опасных загрязняющих веществ, а также Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – на создание (модернизацию) государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха в новых городах – участниках эксперимента по квотированию выбросов;

3) разработать и утвердить комплекс мер, направленных на ускоренную модернизацию предприятий агропромышленного комплекса в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду;

4) проработать вопросы:

о газификации субъектов Российской Федерации Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, где расположены города – участники эксперимента по квотированию выбросов, с учетом расширения территории проведения эксперимента в 2022 году, а также о формировании экономически привлекательных тарифов для населения при переводе на газовое или электрическое отопление;

о предоставлении субъектам хозяйственной деятельности права полной или частичной переуступки квот в рамках эксперимента по квотированию выбросов;

о включении в федеральный проект «Генеральная уборка» объектов накопленного вреда окружающей среде, расположенных вне границ населенных пунктов, а также несанкционированных свалок;

о передаче полномочий субъектам Российской Федерации по определению границ зон затопления, подтопления с выделением необходимых субсидий из федерального бюджета;

5) определить источник дополнительного финансирования реализации плана мероприятий (»дорожной карты») по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса реки Дон, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 года № 2012-р, в целях обеспечения своевременного выполнения запланированных работ начиная с 2023 года;

6) продлить сроки реализации национального проекта «Экология» до 2030 года;

7) разработать и утвердить федеральный проект по оздоровлению водных объектов Российской Федерации, определить источники финансирования и обеспечить его реализацию начиная с 2025 года;

8) рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий федерального проекта «Сохранение лесов» с учетом утвержденных в установленном порядке нормативов затрат на выполнение работ по лесовосстановлению и лесоразведению, естественного выбытия (списания) лесопожарной и лесохозяйственной техники, ежегодной индексации ее стоимости;

9) рассмотреть возможность выделения бюджетных ассигнований в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» на создание и модернизацию тепличных комплексов;

10) проработать механизмы стимулирования населения по вовлечению в оборот вторичных ресурсов, включая освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных от реализации такого вторичного сырья;

11) обеспечить принятие нормативного правового акта о федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов в 2022 году;

12) рассмотреть вопросы о внесении изменений:

в нормативные правовые акты в части совершенствования системы коммерческого учета твердых коммунальных отходов;

в Правила рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 143, в части сокращения числа федеральных органов исполнительной власти, рассматривающих заявку на получение комплексного экологического разрешения;

13) утвердить стратегию развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации на период до 2030 года;

14) принять меры, направленные на ускорение создания государственной системы мониторинга состояния многолетней мерзлоты;

15) продолжить работу по совершенствованию межведомственной координации и повышению эффективности участия российской делегации в сессиях Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата;

16) обеспечить предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации на безвозмездной основе информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды в целях подготовки региональных планов адаптации к изменениям климата;

17) принять меры по повышению эффективности расходов федерального бюджета на реализацию национального проекта «Экология»;

18) рассмотреть вопрос о предоставлении начиная с 2023 года из федерального бюджета субсидий на софинансирование расходов по созданию объектов инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами в рамках выполнения индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития;

19) обеспечить подготовку и принятие нормативного правового акта о предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке юридическим лицам для выполнения мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух»;

20) подготовить предложения по улучшению водоснабжения и оптимизации лесовосстановления в Республике Калмыкия;

21) рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о ценообразовании в электроэнергетике в части установления пониженных тарифов для отопления жилых домов населения, проживающего в крупных промышленных центрах, включенных в федеральный проект «Чистый воздух».

5. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность оказания мер государственной поддержки субъектам Российской Федерации по закупке контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов;

2) включить в федеральный проект «Генеральная уборка» мероприятия по ликвидации в приоритетном порядке:

накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в шламонакопителях на площадке бывшего открытого акционерного общества «Уфахимпром» (город Уфа) в результате его деятельности;

несанкционированной свалки, расположенной в 800 м юго-западнее села Енотаевка Енотаевского района Астраханской области, и обеспечить финансирование указанного мероприятия начиная с 2023 года;

3) подготовить и представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложения по совершенствованию порядка проведения экспертизы программы для электронных вычислительных машин, используемой для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), в том числе в части обязательности проведения экспертизы вносимых изменений в такую программу;

4) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, в части введения понятия «мусороперегрузочная станция»;

5) проработать вопрос о повышении оплаты труда научных сотрудников, осуществляющих деятельность на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

6) рассмотреть вопросы:

о выделении бюджетных ассигнований на реализацию комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городе Братске в рамках федерального проекта «Чистый воздух»;

о включении в разрабатываемый федеральный проект по оздоровлению водных объектов мероприятий по оздоровлению и сохранению реки Северной Двины;

о включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде дренажной системы для отвода грунтовых вод, загрязненных нефтепродуктами – «зеленым маслом», в районе бывшего Ярославского сажевого завода;

7) подготовить в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух» предложения по снижению выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека;

8) подготовить на основании результатов проведенных научно-исследовательских работ предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области обращения с отходами производства и потребления с учетом особенностей Арктической зоны Российской Федерации.

6. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть вопрос о приоритетной газификации субъектов Российской Федерации с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

7. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности включения мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) очистных сооружений городов Владимир, Муром, Гороховец, Вязники Владимирской области в федеральный проект «Оздоровление Волги».

8. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации проработать вопрос о возложении на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории, обязанности по установке дополнительных стационарных пунктов наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха в местах, согласованных с контрольно-надзорными органами.

9. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Правительством Челябинской области проработать вопрос о рекультивации городской свалки (город Магнитогорск).

10. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» проработать вопрос о возможности получения поставщиками коммунальных услуг официальных сведений о количестве зарегистрированных и проживающих в жилых помещениях граждан (в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства).

11. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере природопользования ускорить передачу единой федеральной государственной информационной системы учета отходов от использования товаров в ведение публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор».

12. Рекомендовать Федеральной антимонопольной службе обеспечить утверждение тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности до 31 марта 2022 года.

13. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить выполнение в полном объеме принятых обязательств в рамках заключенных соглашений с федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный экологический оператор» по осуществлению мероприятий, связанных с организацией безопасного обращения с отходами I и II классов опасности в субъектах Российской Федерации;

2) принять участие в информационном сопровождении введения новой системы обращения с отходами I и II классов опасности, включая информирование всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе деятельности которых на территории субъекта Российской Федерации образуются отходы I и II классов опасности, а также осуществляющих деятельность по обращению с этими отходами, о необходимости регистрации в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.

14. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации плана мероприятий (»дорожной карты») по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса реки Дон, обеспечить инвентаризацию водных объектов, техническую оценку руслоперегораживающих сооружений, гидротехнических сооружений, а также разработку проектной документации мероприятий по восстановлению водности, проточности водохозяйственных систем.

15. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить соблюдение сроков выполнения мероприятий, осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов в рамках федерального проекта «Чистая страна»;

2) обеспечить в установленные сроки подготовку к пожароопасному сезону с учетом выделенных дополнительных бюджетных ассигнований на мероприятия по охране лесов от пожаров;

3) не допускать при планировании организации работ по охране лесов от пожаров снижения в 2022 году объема финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели;

4) проанализировать обеспеченность субъектов Российской Федерации лесопожарными формированиями для реализации комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров и привести в соответствие с установленными нормативами.

16. Рекомендовать автономной некоммерческой организации «Национальные приоритеты» совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации продолжить работу по коммуникационному и информационному сопровождению национального проекта «Экология» в целях повышения осведомленности граждан о возможностях и результатах национального проекта.

17. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в сентябре 2022 года о реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

18. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:

1) ускорить доработку проекта федерального закона, направленного на вовлечение в хозяйственный оборот продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, для внесения сенаторами Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

2) организовать проведение открытого диалога с генеральным директором публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» в период весенней сессии 2022 года;

3) проинформировать палату о реализации настоящего постановления в октябре 2022 года.

19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

20. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
2 марта 2022 года
№ 49-СФ