Документы

Постановление

Инновационные инструменты администрирования налоговых доходов бюджетов субъектов Российской

Федерации и бюджетов муниципальных образований

Заслушав информацию руководителя Федеральной налоговой службы по вопросу «Инновационные инструменты администрирования налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов планируется продолжить реализацию комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единую информационную систему с последующим анализом этих данных на основе современных технологий обработки больших массивов информации. Созданием такой информационной системы занимается Федеральная налоговая служба (далее – ФНС России), которая последовательно внедряет в практику налогового администрирования современные цифровые технологии.

Применение цифровых инструментов налогового администрирования позволяет снижать административную нагрузку на бизнес, а также сохранять в неблагоприятных внешних экономических и политических условиях устойчивые темпы роста поступлений налоговых и иных администрируемых ФНС России доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. По данным ФНС России, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2018 году поступило 9 401,7 млрд рублей, что на 1220,3 млрд рублей, или на 14,9 процента, больше, чем в 2017 году (в 2017 году темп прироста указанных доходов по сравнению с 2016 годом составил 8,3 процента). В немалой степени такой результат достигнут за счет внедрения инновационных технологий в сфере налогового контроля.

В частности, высокую эффективность показала работа автоматизированной системы контроля налога на добавленную стоимость (далее – НДС), которая отслеживает формирование НДС по сделкам в масштабе всей страны, что составляет около 15 млрд операций в год. Данная система позволяет не только контролировать налоговые вычеты по НДС, но и косвенно способствует увеличению поступлений доходов от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Помимо этого, повышению уровня поступлений налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований способствует осуществляемый ФНС России контроль за фискальными операциями в сфере розничной торговли с помощью современной контрольно-кассовой техники, которая передает налоговым органам данные о расчетах в режиме реального времени. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники позволяет более эффективно контролировать наличный денежный оборот в сфере малого и среднего предпринимательства.

Эффективным аналитическим инструментом для органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны стать новые электронные сервисы «Прозрачный бизнес» и «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки», которые размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Они позволяют получать в полном объеме информацию об исполнении налогоплательщиками субъекта Российской Федерации своих налоговых обязательств, в том числе организациями, получающими налоговые льготы, субсидии и государственные заказы.

Информационная система «Анализ имущественных налогов», к которой подключены более 18 тыс. органов местного самоуправления, позволяет анализировать структуру налогообложения, прогнозировать объем налоговых поступлений, осуществлять мониторинг налоговой задолженности.

С 1 января 2019 года в четырех субъектах Российской Федерации (в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан) в рамках эксперимента начал применяться специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Этот специальный налоговый режим имеет привлекательный порядок уплаты налога через мобильное приложение, не требует представления налоговой отчетности и предусматривает низкую налоговую ставку. Это позволит легализовать деятельность самозанятых граждан, которые считают административную нагрузку в рамках действующих режимов налогообложения чрезмерной, и станет еще одним источником пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации. В настоящее время в мобильном приложении для самозанятых граждан зарегистрировались более 40 тыс. человек, а предварительная сумма рассчитанного к уплате налога составляет более 52 млн рублей.

Вместе с тем органы государственной власти субъектов Российской Федерации отмечают отдельные недостатки в работе электронных сервисов ФНС России, а также необходимость совершенствования форм статистической налоговой отчетности как качественной основы для прогнозирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Требуется также принятие мер, направленных на создание актуальной системы учета зарегистрированных имущественных прав граждан и организаций, используемой для учета объектов налогообложения имущественных налогов.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной налоговой службы по вопросу «Инновационные инструменты администрирования налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований».

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

ускорить согласование и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе» в целях обеспечения разграничения имущества, относящегося к движимому и недвижимому;

установить срок предоставления ФНС России в финансовые органы субъектов Российской Федерации за год, предшествующий отчетному году, информации (а также уточненных данных за иные отчетные периоды), необходимой для проведения оценки эффективности налоговых расходов субъектов Российской Федерации, до 1 июня текущего года;

рассмотреть возможность подведения до 1 августа 2019 года предварительных итогов мониторинга реализации эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в целях принятия решения о распространении этого эксперимента на другие субъекты Российской Федерации;

разработать предложения по совершенствованию процедуры внесения в Единый государственный реестр недвижимости первоначальных сведений об объектах недвижимости в части определения оптимального объема таких сведений, необходимого для идентификации объекта учета и признания его объектом налогообложения, а также предложения, предусматривающие возможность проведения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств;

проанализировать до 31 декабря 2019 года учтенные объемы производства и потребления минеральной воды в целях определения объемов производства и потребления фальсифицированной минеральной воды и по итогам указанной работы рассмотреть предложения о целесообразности введения системы маркировки минеральной воды.

3. Рекомендовать ФНС России:

продолжить работу по внедрению инновационных инструментов администрирования налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований;

продолжить практику активного взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации при подготовке расчетов поступлений в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации на основании Методики прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 18 июля 2018 года № ММВ-7–1/457@;

обеспечить благоприятные условия для своевременного завершения перехода налогоплательщиков на новый порядок применения контрольно-кассовой техники;

провести вместе с заинтересованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации работу по уточнению и детализации форм статистической налоговой отчетности, в том числе формы № 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»;

подготовить по итогам проведенной Правительством Российской Федерации работы по определению объемов производства и потребления фальсифицированной минеральной воды предложения о целесообразности введения системы маркировки минеральной воды в целях расширения легального рынка производства и оборота минеральной воды и увеличения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

завершить до 31 декабря 2019 года создание автоматизированных средств для осуществления верификации баз данных налоговых органов и органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

направить в соответствующие управления ФНС России по субъектам Российской Федерации предложения по совершенствованию форм статистической налоговой отчетности, а также форматов представления иной информации, направляемой налоговыми органами в финансовые органы субъектов Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о проведении очередной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости в целях актуализации налоговой базы в случае проведения последней государственной кадастровой оценки пять и более лет назад.

5. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитету Совета Федерации по экономической политике, Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с привлечением профессионального экспертного сообщества подготовить предложения о выявлении дополнительных источников налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2020 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проинформировать палату о ходе реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2020 года.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

Москва

13 марта 2019 года

№ 65-СФ