Прообразом Совета Федерации были земские соборы, которые созывались царями с середины XVI века по 70-е годы XVII века.
Земские Соборы избирали на царство государей, рассматривали вопросы войны и мира, принимали в состав государства новые территории, рассматривали вопросы взыскания налогов
Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории.
Первая попытка создания двухпалатного парламента, аналогичного тем, которые существовали в Западной Европе, приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I выдающийся государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский разработал контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из Государственной Думы и возглавляемого императором Государственного Совета.
В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи
Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном Совете. Однако Государственная Дума тогда так и не была создана.
Закон об учреждении в Российской империи Государственной Думы был подписан в 1905 году императором Николаем II. Последующим манифестом 1906 года император установил, что «со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы». Так идея создания общероссийского законосовещательного и представительного органа воплотилась в жизнь.
Днем становления современного парламентаризма в России принято считать 27 апреля 1906 года
В 2012 году эта дата была закреплена как памятная дата России – День российского парламентаризма. Инициатива принятия соответствующего закона исходила от Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина.
Первому русскому парламенту был отмерен недолгий век – чуть больше десяти лет. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы народных депутатов.
Конституция СССР 1936 года сохранила принцип равноправной двухпалатности: Верховный Совет СССР состоял из Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция была воспроизведена в Конституции СССР 1977 года и просуществовала вплоть до распада СССР в 1991 году.
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила статус Федерального Собрания — двухпалатного парламента России, определила вопросы ведения и полномочия Совета Федерации. Изначально было установлено, что в его состав входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: от представительного и исполнительного органа государственной власти.
Формирование Совета Федерации первого созыва осуществлялось в соответствии с Положением о федеральных органах власти на переходный период, введенном в действие Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года и Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 октября 1993 года.
Первый состав Совета Федерации избирался на два года гражданами Российской Федерации путем прямого голосования
Выборы в Совет Федерации первого созыва прошли 12 декабря 1993 года. Депутаты Совета Федерации совмещали работу в нём с исполнением обязанностей в соответствующем субъекте РФ.
Федеральный закон от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ установил порядок формирования Совета Федерации, согласно которому в Совет Федерации входили глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации по должности.
Новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» изменил порядок формирования Совета Федерации: в состав Совета Федерации вошли представители, избранные законодательными органами государственной власти субъектов России, и представители, назначенные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации. Члены Совета Федерации стали осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
С 1 января 2013 года согласно Федеральному закону от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может стать гражданин, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В некоторых случаях норма о сроке постоянного проживания не применяется. При этом был установлен новый порядок формирования Совета Федерации, в соответствии с которым наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществлялось соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе волеизъявления избирателей данного субъекта.
С 2014 года согласно изменениям, внесенным в статью 95 Конституции Российской Федерации, членами Совета Федерации могут стать также представители Российской Федерации, назначаемые Президентом России. С 2020 года их число составляет не более 30, из которых не более 7 могут быть назначены пожизненно.
В 2020 году, после внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, члены Совета Федерации стали официально называться сенаторами Российской Федерации. Согласно новому закону, сенатором может быть гражданин России, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Также в соответствии с измененной Конституцией пожизненным сенатором может стать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности или досрочно в случае отставки.
Полномочия Совета Федерации, согласно Конституции в редакции от 2020 года:
Участвует в формировании государственных органов:
- назначает выборы Президента Российской Федерации;
- отрешает Президента от должности;
- назначает на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателей Конституционного и Верховного Судов, их заместителей и судей названных судов; прекращает по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий указанных лиц, а также председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
- проводит консультации по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;
- назначает на должность и освобождает от неё Председателя Счётной палаты и половину состава её аудиторов по представлению Президента Российской Федерации;
- проводит консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами её территории;
- обращение с запросами в Конституционный Суд РФ;
- лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
- заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.
Совет Федерации и сенаторы РФ обладают правом законодательной инициативы
Являясь законодательным органом государственной власти, Совет Федерации:
- обладает правом законодательной инициативы, правом внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции;
- рассматривает одобренные Государственной Думой проекты законов о поправках к главам 3–8 Конституции;
- рассматривает одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы и принятые Государственной Думой федеральные законы;
- вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы России, войны и мира. Совет Федерации вправе одобрить или отклонить рассматриваемый федеральный закон.
Формы деятельности Совета Федерации
Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят в открытом режиме в рамках двух сессий в год: весенней и осенней.
Совет Федерации является постоянно действующим органом
Во время сессии Совета Федерации проводятся также парламентские слушания, «круглые столы», семинары, конференции. По итогам парламентских слушаний принимаются рекомендации и иные документы.
В настоящее время в Совете Федерации работают 10 комитетов.
Каждый комитет отвечает за определённую законодательную тематику:
- конституционное законодательство и государственное строительство;
- федеративное устройство, региональная политика, местное самоуправление и дела Севера;
- оборона и безопасность;
- международные дела;
- бюджет и финансовые рынки;
- экономическая политика;
- аграрно-продовольственная политика и природопользование;
- социальная политика;
- наука, образование и культура;
- Регламент и организация парламентской деятельности.
На заседаниях комитетов предварительно рассматриваются все вопросы, отнесённые к ведению верхней палаты, в том числе относящиеся к ее законодательным полномочиям.
Совет палаты
Совет палаты – постоянно действующий орган Совета Федерации, образованный для подготовки и рассмотрения вопросов его деятельности. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, его первые заместители и заместители, а также председатели комитетов Совета Федерации.
К полномочиям Совета палаты относятся: утверждение графиков заседаний Совета Федерации; обсуждение степени подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение палаты; рассмотрение проекта повестки дня заседания Совета Федерации; принятие решений о проведении парламентских слушаний; рассмотрение и утверждение плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации; решение других вопросов в соответствии с Регламентом Совета Федерации.
Совет Федерации – палата регионов
Совет Федерации представляет интересы регионов на федеральном уровне законодательной власти, гармонизирует их с интересами федерального центра, способствует реальному участию субъектов Российской Федерации в принятии важнейших государственных решений.
Совет Федерации всемерно расширяет и углубляет связи с субъектами Российской Федерации
Важная форма этой работы – проведение Дней субъекта Российской Федерации в Совете Федерации. В них принимают участие руководители и представители федеральных и региональных органов государственной власти. В рамках Дней субъекта проводятся научно-практические конференции, «круглые столы», дискуссии по актуальным проблемам парламентаризма, государственного строительства, законодательной практики, по их итогам принимаются рекомендации и иные документы.
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации
Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации – совещательный и консультативный орган при палатах Федерального Собрания Российской Федерации. Он создан для согласованного законодательного обеспечения реализации государственной политики, организации взаимодействия российского парламента с региональными законодательными органами и обмена опытом парламентской деятельности.
Совет законодателей Российской Федерации возглавляют два сопредседателя – Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы
Также в состав Совета законодателей входят их заместители, председатели законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, председатели комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, ответственные секретари Совета законодателей.
Международная деятельность
Совет Федерации ведёт активную международную деятельность. Палатой поддерживаются регулярные контакты с парламентариями других стран, в том числе в рамках совместных рабочих групп с зарубежными парламентами и международными парламентскими организациями, включая Межпарламентский союз (МПС), МПА СНГ, ПА ОДКБ, ПАЧЭС, ПА ОБСЕ, АТПФ и др.
Внешнеполитические приоритеты деятельности Совета Федерации – углубление интеграции на пространстве СНГ, сближение законодательств государств-участников СНГ
Палатой разрабатываются законопроекты для принятия Парламентским Собранием Союза Беларуси и России, модельные законодательные акты для принятия Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) и другими интеграционными объединениями с участием России.
Одно из важнейших направлений работы – расширение межпарламентских связей со странами БРИКС, с партнерами в Азии, Африке и Латинской Америке
Совет Федерации осуществляет как представительские функции, так и законодательные полномочия в области правового сопровождения внешнеполитического курса России и выполнения международных обязательств государства.
Совет Федерации оказывает содействие развитию межрегионального и приграничного сотрудничества субъектов РФ и муниципальных образований.