Аналитические вестники

17 (2102) Сентябрь 2003

Формы и механизмы ответственности органов государственной власти и местного самоуправления: перспективы законодательного обеспечения

Серия: Актуальные проблемы государственного строительства

Аннотация

Ответственность органов государственной власти и местного самоуправления имеет особое значение для построения демократического правового государства. Механизмы ответственности обеспечивают соблюдение основополагающих принципов конституционного строя России, основанных на прямой обязанности государства осуществлять защиту и обеспечение прав и свобод граждан.

В Российской Федерации, в связи с формированием демократических основ государственности, гражданского общества, в настоящий существует объективная необходимость законодательного обеспечения реальных форм и механизмов ответственности органов государственной власти. Отсутствие четких, обоснованных критериев привлечения к ответственности органов государственной власти и должностных лиц обуславливает невозможность привлечения их к ответу за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

В законодательстве Российской Федерации положения об ответственности органов государственной власти встречаются достаточно часто. Большинство действующих федеральных законов включает в себя отсылочные нормы, предусматривающие возможность наступления мер ответственности. Однако при этом высокий уровень «отсылочности» и норм не компенсируется детальной проработкой вопросов ответственности в отраслевых нормативных правовых актах. В ряде случаев это связано с тем, что в законодательстве детально не разработан статус органов государственной власти как участников публично-правовых отношений. Достаточно часто меры ответственности возлагаются либо на государство в целом, либо на должностных лиц. Действует принцип: «государство ответственно за деятельность своих органов и охраняет их компетенцию». В итоге, государственные органы не являются самостоятельными субъектами ответственности: ответственность несет государство, а противоправная деятельность его органов при этом рассматривается как неэффективная, что определяет необходимость применения к ним мер исключительно организационного характера (реорганизация, упразднение и т. д.).

Происходящие сегодня в России процессы модернизации государственного управления определяют необходимость уточнения и дополнительной правовой проработки вопросов ответственности в сфере публично-правовых отношений, что и стало основным предметом обсуждения участников «круглого стола» «Формы и механизмы ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления: перспективы законодательного обеспечения», который проводил Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике совместно с Комитетом Совета Федерации по вопросам местного самоуправления 27 мая 2003 года. В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Президиума Совета законодателей, представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ученые и эксперты.

В Вестнике публикуются тексты выступлений участников «круглого стола». Приложение содержит материалы, подготовленные Правовым управлением и Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации.

СОДЕРЖАНИЕ

Выступления участников «круглого стола»

В. Т. Кадохов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике

Л. Ю. Рокецкий, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления

В. Е. Вишняков, первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации, член Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике

А. С. Попов, первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, член Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике

В. Н. Лысенко, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политики

А. Н. Ким-Кимен, заместитель Председателя Государственного Собрания Ил Тумэн Республики Саха (Якутия)

И. А. Конюхова, руководитель отдела конституционного права Академии правосудия, профессор

С. Д. Валентей, руководитель Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики Российской академии наук

Р. Г. Абдулатипов, член Комитета Совета Федерации по международным делам

Ю. А. Тихомиров, первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

А. Н. Аринин, директора Института федерализма и гражданского общества

В. А. Новиков, заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой

М. В. Столяров, первый заместитель Полномочного представителя Республики Татарстан при Президенте Российской Федерации

Т. М. Бялкина, доцент кафедры конституционного и муниципального права Воронежского государственного университета

А. В. Попов, Председатель Законодательного Собрания Ростовской области, член Президиума Совета законодателей

М. А. Якутова, директор Центра правовой поддержки местного самоуправления

В. Т. Кадохов — выступление на закрытии «круглого стола»

Приложение

Е. И. Россоха, Е. Е. Бобракова, А. Б. Мезенцева
Формы и механизмы ответственности органов государственной власти и местного самоуправления: перспективы законодательного обеспечения

О. И. Хаустова, В. В. Невский
О некоторых вопросах законодательного регулирования ответственности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

М. В. Глигич-Золотарева
Формы и механизмы ответственности органов государственной власти и местного самоуправления: перспективы законодательного обеспечения