В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской, видные российские ученые — правоведы, представители Института государства и права Российской академии наук, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и других научных юридических учреждений России, специалисты заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации всего 57 человек.
По итогам состоявшейся дискуссии были приняты рекомендации, в которых отмечается, что дальнейшее развитие судебного конституционного контроля в субъектах Российской Федерации требует совершенствования федеральной правовой основы организации и функционирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Это может быть осуществлено, прежде всего, путем внесения изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и принятия федерального закона «Об основах конституционного правосудия в Российской Федерации».
Рекомендации
С принятием 31 декабря 1996 года Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» активизировался процесс формирования конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации.
Проблемы формирования и функционирования конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации неоднократно обсуждались как на федеральном так и на региональном уровне. Этим вопросам были посвящены Всероссийское совещание в Администрации Президента Российской Федерации, парламентские слушания и круглые столы в Совете Федерации, научно-практические конференции в Конституционном Суде Российской Федерации, семинары на базе действующих конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации и Консультативный совет председателей органов конституционного (уставного) контроля в Российской Федерации проводят определенную работу по координации деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Информационная поддержка конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации обеспечивается регулярным изданием по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации дайджеста (сборника официальных материалов и публикаций в периодической печати), отражающего деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и сопутствующие ей проблемы.
Совершенствуется федеральное и региональное законодательство по вопросам формирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, порядка наделения полномочиями судей названных судов, установления единых требований к кандидату в судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации и т.д.
Практически во всех субъектах Российской Федерации, где конституционные и уставные суды действуют, проведена большая работа по корректировке законов об этих судах.
Анализ работы действующих конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации показывает, что они вносят значительный вклад в укрепление правовой законности, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, очищение системы российского законодательства от противоправных актов.
Однако проблема формирования и функционирования конституционных и уставных судов остается актуальной. Не во всех субъектах Российской Федерации создана соответствующая правовая основа для формирования и функционирования конституционных (уставных) судов. На сегодня в конституциях и уставах только 56 субъектов Российской Федерации предусмотрено образование названных судов. Возможно, это обусловлено рекомендательным, а не императивным, характером правовой нормы федерального законодательства о создании конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации.
Недостаточно активно ведется работа по формированию самих судов. Пока создано только 13 конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. В результате вне судебного конституционного контроля оказывается достаточно значительный массив нормативных правовых актов.
Таким образом, проблема создания конституционных (уставных) судов в каждом из субъектов Российской Федерации, остается нерешенной.
Сохраняется некоторая неопределенность в вопросе о компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
В связи с предполагаемым учреждением федеральных административных судов необходимо четко разграничить полномочия между ними и органами конституционного правосудия.
Участники «круглого стола» отмечают, что дальнейшее развитие судебного конституционного контроля в субъектах Российской Федерации требует совершенствования федеральной правовой основы организации и функционирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Это может быть осуществлено прежде всего путем внесения изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и принятия федерального закона «Об основах конституционного правосудия в Российской Федерации».
Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять в каком порядке и с какой степенью срочности необходимо формирование конституционных (уставных) судов. Но в то же время очевидно, что процесс их формирования должен находиться под контролем государства и должны применяться общие единые начала.
В целях дальнейшего развития и совершенствования конституционного правосудия в Российской Федерации участники «круглого стола» предлагают:
1. Для установления единых начал организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации подготовить проект федеральный закон «Об основах конституционного правосудия в Российской Федерации».
2. Рекомендовать Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству подготовить и провести в Совете Федерации парламентские слушания по концепции проекта федерального закона «Об основах конституционного правосудия в Российской Федерации».
3. Для устранения некоторой неопределенности в вопросе о компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации рекомендовать Совету Федерации в порядке законодательной инициативы внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального конституционного закона о внесении изменения в часть 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», указав, что законодатель субъекта Российской Федерации может наделять конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и иными полномочиями с учетом их предназначения как органов конституционного контроля и в пределах ведения субъектов Российской Федерации.
4. Предложить Правительству Российской Федерации включить в федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 года №805) вопрос об оказании финансовой поддержки по созданию уставных судов в двух-трех субъектах Российской Федерации.
5. Рекомендовать законодательным (представительным) органам государственной власти Российской Федерации обсудить вопрос о внесении необходимых поправок в конституции и уставы, касающихся учреждения конституционных (уставных) судов, их компетенции, состава, порядка формирования и других положений, направленных на обеспечение гарантий независимости судов и стабильности их деятельности.
6. Рекомендовать законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в которых отсутствует правовая основа деятельности конституционных (уставных) судов, проявить законодательную инициативу по внесению в законодательные (представительные) органы государственной власти проектов законов о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации. В качестве рабочей основы для подготовки проектов законов об уставных судах может послужить проект модельного закона «Об уставном суде субъекта Российской Федерации» («Журнал российского права» №№1, 2 2000 г.).
7. Рекомендовать Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах провести окружные совещания по изучению опыта функционирования конституционных (уставных) судов соответствующих субъектов Российской Федерации с участием руководителей законодательных и исполнительных органов государственной власти.
8. Развивать практику конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по созданию собственных интернет-сайтов. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации оказать финансовую и иную помощь в решении данного вопроса.
9. Направить итоговый документ «круглого стола» руководителям законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.