«Круглые столы»

«Проблемы и перспективы совершенствования антикоррупционного законодательства в системе образования и науки»

24 июня 2010 года Комитет Совета Федерации по образованию и науке провел «круглый стол» на тему «Проблемы и перспективы совершенствования антикоррупционного законодательства в сфере образования и науки». В мероприятии принял участие заместитель Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёв. Вел «круглый стол» председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Х.Д. Чеченов.

Участники заседания рассмотрели правовые аспекты предотвращения коррупционных явлений в образовании и науке, состояние антикоррупционного законодательства в данной сфере. Открывая заседание, председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Х.Д. Чеченов подчеркнул, что заявленная тема приобрела в последнее время еще большую остроту в связи со сдачей ЕГЭ в российских школах. По словам сенатора, несмотря на то, что в последнее время делается многое, для борьбы с коррупцией, система образования находится на 3 месте по коррупционным проявлениям. И, как отметил председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке, эти проявления можно встретить на всех уровнях сферы образования – от дошкольного до послевузовского. По его мнению, коррупция страшным образом растлевает молодежь, ведет к деградации общество. Х.Д. Чеченов уверен, что главной целью борьбы с коррупцией в области образования должно стать искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в этой сфере.

В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, представители Министерства образования и науки РФ, Министерства юстиции РФ, МВД России, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Рособрнадзора, Роспатента, органов власти субъектов РФ, Общественной палаты РФ, а также руководители образовательных и научно-исследовательских учреждений.

Выступивший на заседании заместитель Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёв отметил, что тема коррупции в системе образования имеет огромный общественный резонанс. По мнению вице-спикера Совета Федерации, коррупция отрицательно влияет на качество российского образования. Несмотря на принимаемые государством меры, по‑прежнему люди за деньги устраивают детей в детские сады и школы, покупают дипломы и платят за поступление в институты. К сожалению, заметил Ю.Л. Воробьев, коррупция в образовании не просто существует, а носит уже системный характер. Заместитель Председателя Совета Федерации уверен, что необходимо бороться с первопричинами коррупции, условиями, ее порождающие. Это, по его мнению, касается многих вопросов, таких, например, как финансирование учреждений образования и оплата труда педагогов. Ю.Л. Воробьев заметил, что в решении проблем борьбы с коррупцией необходима комплексная работа и взаимодействие всех ветвей власти.

В рамках «круглого стола» обсуждались вопросы эффективности антикоррупционных норм российского законодательства, совершенствования механизма выявления и ликвидации законодательных положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. По итогам дискуссии разработаны рекомендации в адрес Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.

Рекомендации

Участники заседания «круглого стола», обсудив состояние и проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции в сфере образования и науки в Российской Федерации, отмечают.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года коррупция названа одним из главных барьеров на пути развития страны. «Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла», - сказал Д.А. Медведев.

В последние годы борьба с коррупцией провозглашена одним из важнейших направлений государственной политики России. Первым этапом активизации данного направления стало издание Указа Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 года № Пр-1568 «О Национальном плане противодействия коррупции», предусматривавшего принятие мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции, по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, а также мер по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.

В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции разработаны и приняты Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273‑ФЗ «О  противодействии коррупции», а также ряд связанных с ним федеральных законов, направленных на уточнение особенностей правового статуса отдельных категорий должностных лиц, корректировку норм законодательства, устанавливающего юридическую ответственность за коррупционные правонарушения; Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ряд связанных с ним актов, в том числе, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и «Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Среди законодательных мер по борьбе с коррупцией непосредственно в сфере образования следует выделить принятый в 2009 году Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в части установления административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области образования).

Подводя итоги двухлетней работы по реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 года № Пр-1568 «О Национальном плане противодействия коррупции», на заседании Совета по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации 6 апреля 2010 года Д.А. Медведев сказал: «Практически завершено формирование той нормативной базы, которая должна являться основой для противодействия коррупции в ближайшее время».

В целях организации исполнения требований названных нормативных правовых актов на всех уровнях государственного и муниципального управления, в 76 субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы противодействия коррупции. Во исполнение положений действующего законодательства по противодействию коррупции органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе в сфере образования и науки, осуществлены следующие мероприятия:

разработаны планы по противодействию коррупции, назначены ответственные за их реализацию;

созданы подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений,

созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов,

организованы сбор, систематизация и размещение на официальных сайтах сведений о доходах государственных служащих, приняты ведомственные акты, регламентирующие механизм проверки достоверности указанных сведений;

ведется разработка, утверждение и размещение на официальных сайтах нормативных правовых актов об утверждении административных регламентов исполнения государственных функций или стандартов предоставления государственных услуг;

проводится антикоррупционная экспертиза принимаемых нормативных правовых актов;

осуществляются меры по совершенствованию работы с обращениями граждан.

Однако принимаемых мер для ликвидации коррупции недостаточно. По данным международной неправительственной организации «Transparency International», в 2009 году Россия по индексу коррумпированности занимала 146-е место среди 180 исследованных стран, причем этот показатель для России неуклонно снижается.

Исходя из анализа сложившейся ситуации, с целью реализации следующего этапа антикоррупционной борьбы в России, а именно – для «искоренения причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе», Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы. Данные нормативные акты, прежде всего, ориентированы на совершенствование системы государственного  управления, борьбу с коррупцией на государственной и муниципальной службе, однако принципы, механизмы и направления стратегии противодействия коррупции имеют универсальный характер и распространяются на все сферы деятельности, связанные с доступом к различным материальным и нематериальным ценностям и услугам, в том числе и на сферу образования и науки.

Согласно данным, обнародованным Верховным Судом Российской Федерации, сфера образования по числу осужденных по коррупционным статьям занимает третье место.

Образование реализует гуманистические функции обучения и воспитания граждан, воздействуя на интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие подрастающего поколения, при этом коррупционные проявления в сфере образования осуществляют обратное – растлевают молодежь, что ведет к духовной деградации общества. Коррумпированность системы образования не только снижает качество образования, но и формирует отношение к коррупции как к нормальному явлению, причем не только у взрослых, но и у подрастающего поколения. Поэтому противодействие коррупции в сфере образования должно иметь приоритетное значение.

Коррупционные проявления в сфере образования можно встретить на всех ступенях российского образования – от дошкольного до послевузовского. К основным формам коррупции в образовании могут быть отнесены:

- нецелевое использование бюджетных средств;

- взятки при аккредитации учебных учреждений;

- незаконное получение свидетельств и документов об образовании;

- неправомерное зачисление в учебное заведение без учета результатов конкурса;

- вымогательство преподавателей во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов, зачетов);

- давление студентов, не желающих учить предмет, на преподавателей (навязывание взятки);

- давление на преподавателей со стороны коллег или руководства с целью сдачи студентами экзамена или получения зачета и др.

В соответствии с положениями «Национальной стратегии противодействия коррупции» главной целью борьбы с коррупцией в области образования должно стать искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в этой сфере.

Среди основных причин коррупции в образовании участники «круглого стола» называют:

- низкий уровень оплаты труда педагогов;

- недостаточно высокий статус педагога в обществе;

- снижение квалификации профессорско-педагогического состава образовательных учреждений;

- искажение критериев, используемых при назначении на административные должности в образовательных учреждениях;

- формальность аттестации преподавательского состава, отсутствие конкуренции при распределении учебной нагрузки;

- общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах общественной жизни.

Создание условий, затрудняющих возможность коррупционных проявлений, может быть достигнуто путем конкретизации для сферы образования антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции и национального плана противодействия коррупции в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах, распорядительных документах образовательных учреждений, направленных на искоренение причин коррупции в образовании и разрушение схем коррупции, выявленных в ходе социологических исследований, а также установления действенного контроля за их исполнением со стороны органов управления системой образования и правоохранительных органов. Важным моментом являются также формирование институтов гражданского общества и просветительская деятельность в СМИ.

В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона № 347349-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части государственной аттестации научных и научно-педагогических работников», направленный на установление четкой  регламентации вопросов аттестации научных и научно-педагогических кадров, оптимизацию распределения полномочий в указанной сфере. Раздробленность функций, дублирование вопросов ведения Минобрнауки России, Рособрнадзора и Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России в существующей системе подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров привели не только к значительному снижению уровня защищаемых работ и аттестуемых кадров, но и к невозможности четкого контроля и оперативного правового регулирования и к росту коррумпированности в данной сфере. Принятие упомянутого законопроекта должно существенно снизить риски коррупционных проявлений при государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров.

Задачу противодействия коррупции в области образования решает также внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона № 379387-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования». Законопроект вводит бессрочную лицензию на право ведения образовательной деятельности; сокращает сроки проведения лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, устанавливает «прозрачность» административных процедур, что снижает административные «препоны» для заявителей и определяет антикоррупционную направленность законопроекта.

Однако принимаемых нормативных правовых актов антикоррупционной направленности в области образования недостаточно для пресечения существующих коррупционных проявлений в этой сфере.

В последнее время большой общественный резонанс получают случаи коррупции, связанные с Единым государственным экзаменом (далее – ЕГЭ). Несмотря на то, что введением ЕГЭ решалась, помимо прочих, задача исключения коррупции при проведении государственной (итоговой) аттестации и приеме в вузы и ссузы (за счет устранения влияния субъективного фактора на их результаты), она не снизилась, а существенно расширилась, переместившись из вузов в центры приема ЕГЭ. Этому способствуют неотработанность процедур и содержания ЕГЭ, а также недостаточный уровень контроля за его проведением со стороны надзорных органов и общественности. Комиссией по совершенствованию проведения ЕГЭ, образованной по поручению Президента Российской Федерации,  в 2009 году разработан план-график, предполагавший внесение в январе 2010 года изменений в федеральное законодательство и подзаконные акты, регламентирующие вопросы ЕГЭ. Однако эти изменения до настоящего времени не внесены и вступительная компания 2010 года проводится с использованием несовершенной нормативной базы.

Не меньший резонанс в обществе вызывают вопросы реализации в сфере образования Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Предоставление с 1 января 2011 года школам права оказывать платные образовательные услуги в условиях, когда стандарты основного общего, среднего (полного) общего образования не приняты, а процедуры формирования государственного заказа в образовании не отработаны, создает предпосылки для реализации в этих учреждениях коррупционных схем. Очевидно, что для выполнения требований «Национальной стратегии противодействия коррупции» по искоренению причин и условий коррупции Министерству образования и науки Российской Федерации необходимо принять безотлагательные меры для качественной и своевременной разработки необходимых для реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ нормативно правовых актов, включая методические рекомендации органам и учреждениям образования субъектов Российской Федерации.

Несовершенство подзаконных  нормативных правовых актов в сфере образования также создает предпосылки для проявления коррупции в области образования. Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года № 322 утверждена Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разработанная во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825.

Используемая в указанной методике система показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования представляется недостаточно проработанной. Оцениваемая по данным показателям эффективность деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования оказывается тем выше, чем больше учащихся приходится на одного педагога. Кроме того, согласно данной методике, эффективность деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере общего образования, в сфере начального и среднего профессионального образования характеризуется, в том числе такими показателями, как доля расходов на оплату труда и начислений на оплату труда работников государственных образовательных учреждений в текущих расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на образование соответствующего уровня. Данный показатель для субъектов Российской Федерации должен рассчитываться с учетом особенностей расчета заработной платы на каждой территории, в противном случае он не может служить критерием объективной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

Очевидно, что подобная непродуманность нормативных документов может оказаться причиной принятия неверных управленческих решений, направленных на улучшение указанных показателей путем увеличения нагрузки на педагогов, минимизации оплаты их труда и т.д. Данные тенденции не могут не способствовать возрастанию коррупционных рисков в сфере образования.

С 1 января 2011 года вводится в действие утвержденный приказом Министерства образования и науки от 24 марта 2010 года № 209 Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Аттестация педагогических кадров непосредственным образом обеспечивает качество образования, определяет статус педагога. Отсутствие четкости и ясности механизма ее проведения, недостаточная регламентация отдельных вопросов создают предпосылки возникновения конфликта интересов и злоупотреблений при реализации данного нормативного акта. В нормах об аттестации педагогических работников должны быть четко обозначены цель аттестации, права и обязанности педагогов (аттестуемых) и аттестующих, правовой статус аттестующих, содержание процесса аттестации (сущность процедур), правовые последствия осуществляемых процедур.

В целом, действенной мерой понижения коррумпированности системы образования является усиление регулирования сферы образования со стороны государства путем совершенствования базовых законов в данной сфере - Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Совершенствование законодательных основ российского образования призвано сыграть важную роль в устранении ряда негативных социальных явлений, отмечаемых в настоящее время в сфере образования, в том числе таких, как установление дискриминационных условий или незаконный отказ в приеме граждан в образовательные учреждения или их незаконное отчисление (исключение), взимание под видом добровольных взносов и спонсорской помощи на нужды образовательного учреждения платы за прием и обучение на бюджетной основе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, сдача экзаменов за плату, предоставление образования низкого качества или «фиктивное» ведение образовательного процесса, незаконная выдача документов об образовании и (или) квалификации, злоупотребления при оказании платных образовательных услуг и так далее.

Коррупционные проявления в сфере науки связаны, прежде всего, с использованием бюджетных средств, выделяемых на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), реализацию федеральных и региональных целевых программ. К основным формам коррупции в этой сфере относятся взятки должностным лицам за предоставление заказов на выполнение НИОКР и/или за приемку ненадлежаще выполненных работ («откаты»). Следствием коррупции является низкая результативность НИОКР, а также появление в научной среде множества организаций посредников, часто аффелированных с организаторами конкурсов.

Основные угрозы, которые несет коррупция в сфере науки – это стагнация экономики из-за отсутствия внедрения в хозяйственный оборот прорывных отечественных технологий и разрушение основ настоящей науки вследствие сокращения или прекращения государственной поддержки прогрессивных научных коллективов.

Для повышения объективности решений в распределении бюджетных средств при проведении исследований и разработок для государственных нужд Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» предусматривает проведение экспертизы в научной и научно-технической деятельности. При этом экспертиза может проводиться при:

1) выборе приоритетных направлений государственной научно-технической политики и развития науки и техники;

2) формировании научных и научно-технических программ и проектов;

3) проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием полученных результатов.

Однако данный закон не устанавливает, на предмет чего проводится экспертиза и не определяет правовых последствий получения отрицательного экспертного заключения. Отсутствие прозрачного механизма отбора научных и научно-технических проблем для их программной проработки служит базой для лоббирования интересов узких групп заинтересованных бюрократических и научных кругов при формировании научно-технических программ, на реализацию которых выделяются бюджетные средства.

Несмотря на наличие Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулирующего порядок заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, надо признать, что используемые в настоящее время критерии (минимальная цена, а не оптимальный результат) и механизмы проведения конкурсов на размещение госзаказа на НИОКР не соответствуют сущности и целям их постановки.

В этой связи создание специальных правовых норм, регулирующих порядок формирования и размещения государственного заказа на НИОКР, порядок контроля и приемки завершенных работ, а также закрепление и использования прав на полученные результаты интеллектуальной деятельности, является одним из приоритетных направлений противодействия коррупции в научной сфере.

Еще одной проблемой, требующей разрешения на законодательном уровне, является отсутствие в действующей редакции Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127‑ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» четких качественных и количественных критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к научным организациям, отражающих специфические особенности научной организации. Ранее это в определенной мере компенсировалось государственной аккредитацией научных организаций. Однако с ее отменой у организаций, систематически не занимающихся научной и (или) научно-технической деятельностью, появилась возможность участвовать в выполнении исследований, финансируемых из средств бюджета. В результате появились многочисленные посредники, которые, не располагая ни кадрами соответствующей квалификации, ни необходимым оборудованием, «специализируются» на получении заказов на проведение исследований и разработок. Законодательно установленные качественные и количественные критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к научным организациям  могут быть использованы, в том числе и для обеспечения допуска этих организаций к конкурсам на получение заказов.

В целях законодательного обеспечения противодействия коррупции в сфере образования и науки, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

- в первоочередном порядке рассмотреть проект федерального закона № 379387-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»;

- в первоочередном порядке рассмотреть проект федерального закона № 347349-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части государственной аттестации научных и научно-педагогических работников»;

- ускорить принятие федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» (в части уточнения понятия «научная организация»).

2. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

- в целях повышения качества проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов рассмотреть вопрос создания в Аппарате Совета Федерации специализированного подразделения по антикоррупционной экспертизе.

3. Правительству Российской Федерации:

- с целью устранения «теневых» явления в процедурах заключения государственных контрактов на проведение НИОКР для государственных нужд, разработать изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», предусматривающие закрепление норм об обязательности проведения экспертизы при проведении конкурсов на участие в осуществлении НИОКР по государственным заказам;

- разработать изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» изменения, в части оптимизации системы конкурсного отбора исполнителей на осуществление НИОКР, в том числе путем установления возможности проведения двухэтапного открытого конкурса на выполнение НИОКР;

- принять меры по своевременной реализации положений«Плана-графика внесения изменений, необходимых для совершенствования ЕГЭ, в соответствующие нормативные правовые акты», разработанного Комиссией по совершенствованию проведения ЕГЭ, образованной по поручению Президента Российской Федерации;

- в оперативном порядке разработать необходимые для реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» нормативные правовые акты, включая методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и образовательным учреждениям;

- разработать систему мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти по выявлению фактов коррупционных правонарушений, повышению раскрываемости подобных преступлений в системе образования;

- разработать предложения по ужесточению мер наказания за коррупционные правонарушения;

- разработать систему мер по повышению информированности общества о масштабах коррупции, об ущербе, который несет общество и государство в результате коррупции,  о причинах возникновения коррупционных проявлений.

- доработать Методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года № 322 в части:

оптимизации показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования;

учета особенностей северных территорий при расчете показателей эффективности расходов в сфере образования.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации:

- разработать предложения по повышению объективности аттестации учащихся, усилению контроля за порядком предоставления образовательных услуг и минимизации коррупционных рисков в сфере образования;,

- разработать комплекс организационных и правовых мер, направленных на повышение прозрачности деятельности образовательных учреждений;

- при разработке федеральных государственных образовательных стандартов общего образования учесть необходимость повышения правовой культуры российских граждан, в том числе в части формирования негативного отношения к коррупции в любых ее проявлениях;

- включить в программы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов юридического профиля в качестве обязательного компонента изучение основ проведения антикоррупционной экспертизы;

- разработать предложения по совершенствованию порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

5. Институтам гражданского общества:

- осуществлять деятельность по формированию в обществе негативного отношения к коррупции во всех ее проявлениях.

Председатель Комитета Х.Д.ЧЕЧЕНОВ