Рекомендации
Участники «круглого стола», прошедшего в рамках Международного форума "Туризм: наука и образование", обсудив актуальные проблемы развития туризма в Российской Федерации, сосредоточив особое внимание на аспектах совершенствования научно-исследовательской и образовательной деятельности в этой сфере, отмечают следующее.
Туризм в Российской Федерации развивается динамично, становится одной из наиболее быстрорастущих отраслей экономики, существенным источником доходов и занятости населения. В настоящее время в туристской отрасли России занято более миллиона человек. Суммарный доход от туризма в 2008 году составил 833 миллиарда рублей. Возрастает роль туризма как экономического мультипликатора, средства реализации международных связей, межкультурной коммуникации в глобализирующемся мире, как средства оздоровления населения.
В стране постепенно формируется понимание туризма как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития России.
По мнению Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, именно в туризме заложена одна из так называемых точек роста для многих российских регионов. К тому же богатейшее культурно-историческое наследие России является поистине грандиозным ресурсом для развития туризма (совещание в Угличе с главами городов Золотого кольца России по вопросам развития внутреннего туризма и проблемам местного самоуправления 1 августа 2008 года).
Туризм занимает в мировой экономике первое место по созданию новых рабочих мест. Три-четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в туристской отрасли, а оно влечет за собой появление новых мест в сопутствующих отраслях. Несмотря на имеющиеся трудности в период экономического кризиса, российская туриндустрия является той сферой, которая вбирает в себя высвобождающиеся трудовые ресурсы и значительную часть малого бизнеса, дает импульс к развитию внутреннего, въездного и социального туризма, возможность реального превращения этих видов туризма в приоритетные для Российской Федерации.
В связи с увеличением доли и значения туризма в российской экономике возрастает необходимость научного осмысления и обоснования процессов, происходящих в туристской сфере, создания стройной системы подготовки туристских кадров международного уровня на основе непрерывного профессионального туристского образования.
В последние годы проведена большая теоретическая и научно-исследовательская работа по формированию нового научного направления туристики (теория и практика туризма) учеными Российской международной академии туризма при поддержке ведущих ученых Российской академии наук и Российской академии образования, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
В стране осуществлена большая работа по приведению в соответствие с современными требованиями нормативного правового регулирования в сфере туризма. Наиболее отчетливо эти тенденции проявились в 20062009 годах, когда в результате эффективной правотворческой деятельности Правительства Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы цивилизованного туристского рынка. В настоящее время российское законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского союза и законодательством развитых в туристском отношении государств.
Положительное значение имеет разработанная и утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 06.05.2008 № 51 «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года», установившая цели развития сферы туризма, основные направления и механизмы решения поставленных задач.
Для развития туризма и санаторно-курортной сферы в России в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 3 июня 2006 года № 76ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2007 года № 6773 в семи регионах созданы туристско-рекреационные особые экономические зоны.
В 2008 году была завершена разработка концепций развития этих зон, определены перспективные направления их освоения, целевое позиционирование (предназначение) каждой зоны, необходимый объем инвестиций, предполагаемые к строительству туристские объекты, разработаны проекты планировки территорий туристско-рекреационных особых экономических зон.
Реализация Федерального закона «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» призвана обеспечить проведение на высшем уровне зимних Олимпийских игр в г. Сочи и будет способствовать росту туристского потока в Россию в целом.
В резолюции IV Международной конференции стран членов Организации Черноморского экономического сотрудничества «Развитие курортной и туристской инфраструктуры в регионе Черного моря» (2008 г.) была поддержана инициатива Российской международной академии туризма и Ассоциации ведущих гостиничных школ Европы (EURHODIP) по подготовке волонтеров для обслуживания «Олимпиады 2014».
Вместе с тем участники «круглого стола» отмечают, что эффективное развитие туристской сферы в Российской Федерации сдерживают следующие факторы:
несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей отдельные аспекты туристской деятельности;
недостаточное использование позитивного мирового опыта в области финансово-экономического регулирования туристской отрасли, что приводит к оттоку огромных средств из России в туристские комплексы ряда зарубежных стран;
отсутствие эффективной региональной инвестиционной политики в области туризма;
дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях туристского обслуживания;
недостаточно активное участие научных учреждений Российской академии наук и отраслевых государственных академий наук в научном обеспечении туристской отрасли, в разработке государственных программ социально-экономического развития страны и оздоровления населения с использованием возможностей туризма;
неполнота статистических данных о состоянии, развитии туризма и влиянии мультипликативного эффекта на экономику страны и регионов;
недостаток механизмов поддержки социального туризма, возрождения самодеятельного и спортивного туризма на правовой основе;
отсутствие инфраструктуры для путешествий и отдыха инвалидов и пожилых людей, школьников и студентов, молодежи с ограниченными доходами, самодеятельных туристов.
Размещение вновь возводимых туристских комплексов не всегда учитывает как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения: наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, соответствие экологическим требованиям и экономической целесообразности.
В текущем году к проблемам развития российского туризма в условиях экономического кризиса было привлечено внимание Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству и Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму.
В марте 2009 года в Федеральном Собрании Российской Федерации состоялись два значимых мероприятия: в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение развития приоритетных направлений туризма в Российской Федерации», в Совете Федерации был проведен «круглый стол», на котором был рассмотрен вопрос «Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере туризма в Российской Федерации». Принятые рекомендации по итогам этих заседаний стали программными документами по развитию одной из перспективных отраслей экономики России.
Настоящее заседание «круглого стола», подготовленное с участием Российской международной академии туризма, ориентировано в большей степени на решение проблем научного и кадрового обеспечения отечественной туриндустрии.
Заметным событием в этой связи стало проведение Международного форума «Туризм: наука и образование», состоявшегося 1921 мая с.г. в Москве и г. Химки Московской области.
Форум отметил научную новизну, актуальность и международную значимость проблем, обсуждавшихся на его пленарных и секционных заседаниях, конференциях, бизнес-семинарах, «круглых столах».
В мероприятиях Международного форума приняли участие свыше 850 человек из 20 стран мира (Россия, Австрия, Беларусь, Азербайджан, Армения, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Греция, Италия, Иран, Казахстан, Литва, Нидерланды, Польша, Турция, Украина, Франция, Чехия, Швейцария) и 32 регионов Российской Федерации.
К проблематике и содержанию работы Форума проявлено большое внимание со стороны российской научной общественности; высших учебных заведений, связанных с подготовкой кадров для туристской индустрии; федеральных и муниципальных органов законодательной и исполнительной власти; руководителей ведущих предприятий туристской отрасли, общественных организаций.
В работе Форума приняли участие представители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства образования и науки РФ, Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федерального агентства по туризму, Правительства города Москвы, Правительства Московской области, администрации городского округа Химки (Московская область), Российской академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российской международной академии туризма, Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Московской патриархии, Российского союза туриндустрии, ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг) и другие.
Расширению и укреплению международного сотрудничества в области научного обеспечения развития туризма и профессионального туристского образования, конкретизации его форм способствовало активное участие в работе Форума представителей ЮНЕСКО в России, руководителей Ассоциации ведущих гостиничных школ Европы (EURHODIP), Международной ассоциации научных экспертов в туризме (AIEST), Международного бюро социального туризма (BITS), Международного конгресса профессионального туристского образования (МКПТО), ведущих европейских учебных заведений, осуществляющих подготовку туристских кадров, видных экспертов и специалистов организаторов туризма.
Были отмечены положительные тенденции в развитии российского туризма, его научного сопровождения, инновационная направленность системы профессионального туристского образования.
Участники Форума отмечали, что центром научных разработок в сфере туризма и внедрения инновационных технологий в туристское образование, использования международного опыта подготовки туристских кадров в настоящее время выступает Российская международная академия туризма (РМАТ), тесно взаимодействующая в этом направлении с ведущими учеными Российской академии наук и Российской академии образования, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и других научных учреждений.
Была проявлена заинтересованность представителей EURHODIP, AIEST, BITS, IREST, отдельных европейских вузов в дальнейшем расширении и координации научных исследований с российскими учреждениями и вузами в области теории и практики туризма и профессионального туристского образования, в формировании нового научного направления туристики.
В выступлениях участников Форума отмечались глубина и масштабность научных исследований проблем в туризме, осуществляемых Российской академией наук и Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова в части изучения факторов, влияющих на динамику развития туризма и процесс диверсификации экономики России в условиях экономического кризиса, разработку методов исследования российского туристско-рекреационного потенциала и его рационального использования. Важным результатом этой деятельности и существенным шагом по выполнению рекомендаций предыдущего Международного форума «Туризм: наука и образование» явилось официальное признание рекреации и туризма самостоятельными направлениями исследований в рамках научной специальности «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям)», а также введение рекреационной географии в группу научных специальностей «Науки о Земле».
Были положительно оценены роль и внимание Российской академии образования к проблемам развития профессионального туристского образования, многолетнее включение этих проблем в тематику ее важнейших фундаментальных научных исследований, проведение выездных заседаний РАО с обобщением положительного опыта непрерывного многоуровневого профессионального туристского образования.
Участники Форума положительно оценили результаты деятельности Межведомственного научного совета Российской академии наук по системным вопросам рекреации и туриндустрии, профессионального туристского образования в целях координации научных работ по этой проблематике в РАН и РАО, в других заинтересованных ведомствах и организациях.
Подчеркивалась необходимость более широкого освещения результатов научных исследований, выполненных при участии Межведомственного научного совета РАН, в научных изданиях, на международных конференциях и симпозиумах, в периодической печати.
Участники Форума выразили уверенность, что его рекомендации, научные доклады и сообщения, состоявшийся обмен мнениями по актуальным проблемам развития туризма и профессионального туристского образования, активное участие в мероприятиях Форума международных экспертов послужат конструктивной основной для дальнейших научных поисков, разработки практических мер по интенсификации туристской отрасли, для укрепления международного сотрудничества в реализации положений Болонской декларации, направленных на интеграцию профессионального туристского образования, его инновационное развитие.
Обсудив актуальные проблемы развития туризма в Российской Федерации, роль отечественной науки в организации фундаментальных теоретических и научно-прикладных исследований его проблем и перспектив развития, а также научно-методического обеспечения профессионального туристского образования в целях повышения качества подготовки кадров, участники «круглого стола» отмечают необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность, и рекомендуют Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти, научным учреждениям, профессиональным ассоциациям и союзам:
1. Продолжить разработку государственных антикризисных программ поддержки российского туризма федерального, регионального, муниципального уровней.
2. Ориентируясь на работу в посткризисных условиях, продолжить финансирование и создавать условия для развития современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, оптимально учитывая интересы всех участников и способствуя привлечению российских и зарубежных инвестиций к реализации действующих и разработке новых федеральных целевых программ.
3. Осуществить эффективные меры по развитию социального туризма для детей, студентов и пожилых граждан, по возрождению самодеятельного и спортивного туризма. В этой связи разработать с участием профсоюзов, молодежных общественных организаций проект федерального закона «О социальном туризме», который позволил бы вовлечь в сферу туризма миллионы российских семей, людей с ограниченными физическими возможностями, привлечь дополнительные инвестиции в инфраструктуру туризма, способствовать формированию новых рабочих мест, пополнению местных и региональных бюджетов, а также подготовить проект закона «О детском и юношеском туризме», реализация которого способствовала бы физическому, духовному и патриотическому воспитанию молодежи.
4. Разработать концепцию и создать национальную систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров (в т. ч. высвобождаемых в результате кризиса) для работы в сфере туризма, что должно способствовать улучшению качества обслуживания в туристской индустрии; создать систему мониторинга профессионально-квалификационной структуры потребности индустрии туризма в рабочей силе; расширить возможности подготовки кадров для предприятий индустрии гостеприимства как в системе высшего, так и среднего специального образования.
5. Разработать и утвердить новые, более современные квалификационные профессиональные стандарты, учитывающие необходимые уровни подготовки специалистов и являющиеся основой для разработки и дальнейшего совершенствования образовательных стандартов и программ. Создать нормативно-правовое обеспечение их внедрения путем закрепления правового статуса квалификационного стандарта в дополнениях к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Внедрение профессиональных стандартов будет способствовать обеспечению взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, определению качественных характеристик запроса (заказа) работодателей на подготовку рабочих кадров и специалистов, а также сформирует основу для сертификации персонала как средства повышения качества рабочей силы и создания условий равного доступа граждан к отраслевым и профессиональным рынкам труда.
6. Совершенствовать и расширять исследования по мониторингу, анализу и прогнозированию туристского рынка Российской Федерации, используя международный опыт оценки экономической роли туризма, закрепленной в рекомендациях Статистической комиссии ООН и связанной с внедрением в национальные системы статистического учета специального инструмента сателлитных (вспомогательных) счетов, оказываемых страховых услуг.
7. Разработать предложения по формированию правовых основ функционирования единой автоматизированной информационной системы учета реализации туристского продукта на территории Российской Федерации, включая вопросы кадрового обеспечения сферы туризма и подготовки туристских кадров.
8. Подготовить и последовательно осуществлять с участием средств массовой информации (СМИ) программу туристского просвещения населения Российской Федерации в целях влияния на его менталитет, который необходимо ориентировать на воспитание большей толерантности как в отношении иностранных, так и отечественных туристов. Пропагандировать достижения национальных культур, лучшие образцы традиционных ремесел, организации быта, традиций и обычаев гостеприимства.
Правительству Российской Федерации, кроме того:
1. Разработать и утвердить долгосрочную целевую программу «Развитие туризма в Российской Федерации» с входящими в нее подпрограммами по отдельным направлениям туризма, включая научное обеспечение развития отрасли и подготовку кадров в системе профессионального туристского образования.
2. Совершенствовать и далее систему статистического учета в туризме, совместно с представителями науки осуществлять постоянный мониторинг и анализ состояния туризма в мире и России, публиковать в ведомственных средствах массовой информации ежеквартальную информацию о полученных результатах.
3. Рассмотреть возможность введения в государственную статистическую отчетность самостоятельной туристской отрасли с реализацией при этом системы косвенного учета влияния туризма на сопутствующие отрасли экономики через мультипликативный эффект.
4. В целях полного учета деятельности предприятий и организаций, оказывающих туристские услуги, в класс 92 «Деятельность по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта» Национального классификатора экономической деятельности, продукции и услуг, введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, внести подкласс 92.73 «Туризм», заменив действующее название класса на «Деятельность по организации отдыха, развлечений, культуры, спорта и туризма».
5. В соответствии со ст. 37.5 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на отдых граждан России, подготовить предложения по созданию механизма формирования фонда поддержки массовых самодеятельных видов активного отдыха и туризма, как наиболее эффективных в восстановлении работоспособности и профилактики заболеваний, введением обязательных отчислений от фонда заработной платы промышленных предприятий и других организаций, независимо от форм собственности (ориентировочно в размере 0,15 процента).
6. Подготовить с участием МЧС России законопроект о системе безопасности в российском туризме, включая въездной, выездной и внутренний туризм, обратив при этом особое внимание на организацию учета и профилактику несчастных случаев в экстремальном туризме, который в последние годы стал малоуправляемым и наиболее травмоопасным.
Целесообразно при этом рассмотреть вопрос о введении страхового сбора каждого пакета туристских услуг на проведение поисковых и спасательных работ на туристских маршрутах, на оказание материальной помощи для эвакуации туристов, оказавшихся в условиях чрезвычайных ситуаций в результате стихийных бедствий, политических событий или других форс-мажорных обстоятельств.
Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Российской академией наук и Российской академией образования, Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму:
1. Разработать целевые программы перспективного развития научных исследований в области туризма и рекреации, совершенствования профессионального туристского образования.
2. Рассмотреть актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований в туристской сфере, требующих научного обоснования, обратив внимание: на устойчивое развитие туристской отрасли на различных территориальных уровнях; совершенствование правового обеспечения туристской деятельности и безопасности в туризме; формирование системы статистических данных по туризму на всех уровнях государственного регулирования отрасли; развитие информационно-справочного и картографического обеспечения туристской деятельности в Российской Федерации.
3. Активизировать исследования по проблеме научного подхода к формированию так называемых туристско-рекреационных кластеров, позволяющих осуществить территориальную концентрацию в рамках производственной системы, формирование особой информационной среды, способствующей повышению конкурентоспособности входящих в них фирм и процветанию региона. При этом рассматривать кластер как группу географически соседствующих компаний и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки, использующие рекреационный потенциал территории.
4. В связи с происходящим в России процессом формирования региональных и локальных кластеров в местах создания туристско-рекреационных особых зон разработать Концепцию туристско-рекреационных кластеров, принципы организации туристско-рекреационной экспертизы предлагаемых проектов, которая могла бы осуществляться общественно-государственными независимыми структурами.
5. Продолжить фундаментальные исследования по формированию теоретико-методологической базы развития профессионального туристского образования, включающие разработку проблем: особенности развития содержания, форм и технологий профессиональной подготовки туристских кадров в условиях интеграции российской системы обучения в международное образовательное пространство; методология мониторинга качества туристского образования с учетом международных стандартов и программ, а также запросов рынка труда; методология непрерывного многоуровневого туристского образования; создание современных учебников и учебно-методических пособий с использованием информационно-коммуникативных средств и технологий.
6. Российской международной академии туризма совместно с Российской академией наук и Российской академией образования подготовить предложения в Министерство образования и науки РФ о включении в перечень научных специальностей новой комплексной научной специальности «Туристика» (теория и практика туризма), а также о включении в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии (ВАК) научной специальности «Туристика» (теория и практика туризма).
7. Рассмотреть вопрос о формировании инфраструктуры обеспечения научных исследований в области туризма и туристики путем создания объединенных диссертационных советов по экономике и управлению (отрасль рекреация и туризм), культурологии, управлению в социальных и экономических системах, рекреационной географии.
8. В целях укрепления связей между наукой и профессиональным туристским образованием изучить возможность воссоздания Всероссийской научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям (ВНИЛТЭ): для осуществления научной экспертизы и подготовки предложений по осуществлению крупных туристских проектов федерального и регионального уровней, в том числе по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами; участия в разработке российских и адаптации международных стандартов профессионального туристского образования; подготовки рекомендаций по использованию международного опыта и инновационных технологий в процессе обучения студентов по туристскому профилю. Расширить в этой связи взаимодействие Федерального агентства по туризму, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Российской Федерации, Российского союза туриндустрии, ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг) и других заинтересованных организаций.
Министерству образования и науки Российской Федерации, Российской академии образования, Федеральному агентству по туризму в целях повышения качества современного профессионального туристского образования рекомендовать:
1. Принять участие:
в определении потребностей туриндустрии в работниках определенных профессий и специальностей, обосновании объемов и структуры их подготовки в соответствующих учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
в создании информационной системы, способной быстро и адекватно реагировать на состояние и прогнозные характеристики рынка труда, оказание помощи молодежи в выборе профессии (специальности), а учебным заведениям в своевременном принятии мер по корректировке направлений и профилей подготовки кадров;
в организации совместно с региональными службами занятости на базе учреждений профессионального туристского образования подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и высвобождаемых работников за счет государственных средств, выделенных регионам на антикризисные меры;
в организации обучения выпускников учреждений профессионального туристского образования, испытывающих сложности с трудоустройством, по дополнительным образовательным программам в целях приращения профессиональных компетенций и коррекции совместно с работодателями профилей подготовки;
в осуществлении компетентностного подхода к подготовке кадров, внедрении государственных образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, с тем, чтобы профессиональное образование в полной мере учитывало требования рынка труда и соответствовало общемировым критериям качества;
в разработке научных основ построения виртуальных корпоративных университетов на основе современных дистанционных технологий профессионального туристского образования.
2. В рамках Федеральной целевой программы развития образования поддержать создание тренинговых центров и внедренческого пояса вузов в сфере туризма, а также сети сертификационных центров оценки профессиональных квалификаций в этой сфере.
3. Расширить сотрудничество научных, государственных и негосударственных образовательных учреждений с организациями туристской индустрии в области как научно-методического обеспечения развития туризма, подготовки туристских кадров высокой квалификации, так и разработки новых направлений туристской деятельности. Активнее взаимодействовать в этой связи с Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей и другими структурами.
Федеральному агентству по туризму, Российскому союзу промышленников и предпринимателей, Российскому союзу туриндустрии в целях развития частно-государственного партнерства бизнеса и образования:
расширять участие работодателей в развитии профессионального туристского образования путем увеличения объемов подготовки кадров в учреждениях профессионального образования по договорам с предприятиями различных форм собственности, малого и среднего бизнеса;
повышать роль работодателей в организации практик и стажировок студентов на предприятиях и фирмах, используя при этом передовой международный опыт;
развивать систему общественной аккредитации образовательных учреждений туристского профиля, внедрять формы и методы государственно-общественного управления образованием;
поддерживать попечительские советы учреждений профессионального образования как важный фактор общественной и финансовой помощи учебным заведениям, укрепления их кадрового состава и материальной базы, установления партнерства образования и бизнеса в решении ключевых вопросов профессиональной подготовки, переподготовки, распределения и использования кадров для туриндустрии;
привлекать квалифицированных работников сферы туризма к преподавательской работе в учебных заведениях, осуществляющих подготовку туристских кадров, к участию в научных исследованиях по проблемам туризма через обучение в аспирантуре и магистратуре, через представление научных трудов к защите путем соискательства;
рекомендовать операторам туриндустрии (работодателям) во взаимодействии с научными и образовательными учреждениями активнее участвовать в разработке и реализации современных образовательных программ и стандартов профессионального туристского образования, координировать усилия в области перспективного планирования подготовки квалифицированных специалистов, организации стажировок и дальнейшего использования выпускников вузов и колледжей в туристской отрасли, создания системы повышения квалификации, переподготовки и сертификации работающих туристских кадров.
В области международной научно-образовательной деятельности:
1. Высшим учебным заведениям туристского профиля полнее использовать принципы Болонской декларации в целях поэтапного формирования единого европейского образовательного пространства в сфере туризма и рекреации, развивать сотрудничество с ведущими университетами, школами туризма и гостеприимства Европы, активно использовать в этом процессе возможности Международного конгресса профессионального туристского образования.
2. Одобрить предложения участников Форума о необходимости внедрения европейского стандарта международной магистратуры в российском профессиональном туристском образовании. Поддержать инициативу РМАТ по дальнейшему расширению межакадемического сотрудничества с Университетом Париж 1 Пантеон Сорбонна (Франция) в целях подготовки международных магистров туристики с компетенцией «концептуалист рекреационного проектирования» с последующей диверсификацией научно-образовательных программ магистратуры, а также с Брюссельским свободным университетом по образовательной программе «Менеджмент экологического туризма».
3. Отметить важную роль Ассоциации ведущих гостиничных школ Европы (EURHODIP) в интеграции образовательных программ и стандартов в сфере гостеприимства на принципах Болонской декларации и использовать ее практический опыт в области подготовки кадров для туристского бизнеса и обеспечения проведения Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
4. Рекомендовать Международному конгрессу профессионального туристского образования способствовать внедрению сертификационной программы EURHODIP «EUROQUAL» в систему российского профессионального туристского образования.
5. Поддержать опыт Российской международной академии туризма по подготовке специалистов международного уровня с использованием программы Высшей коммерческой школы гостиничного и туристского менеджмента ВАТЕЛЬ (Франция) с последующей выдачей двух документов о высшем образовании: российского и французского дипломов.
Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кроме того:
Обеспечить первоочередное рассмотрение законодательных инициатив, направленных на решение проблем в развитии приоритетных направлений туризма в Российской Федерации, включая его научное обеспечение и профессиональное туристское образование.