Рекомендации
РЕКОМЕНДАЦИИ
«круглого стола» на тему
«Особенности налогообложения участников преференциальных
режимов: итоги и перспективы в условиях планируемых изменений законодательства о налогах и сборах с 1 января 2025 года»
В соответствии с пунктом
4.135 плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации на осеннюю сессию
2024 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 6 ноября 2024 года «круглый стол» на тему «Особенности
налогообложения участников преференциальных режимов: итоги и перспективы в условиях
планируемых изменений законодательства о налогах и сборах с 1 января 2025 года».
В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, а также представители общественных организаций.
Обсудив возможные подходы по изменению механизма предоставления налоговых льгот резидентам территорий
опережающего развития, свободного порта «Владивосток», Арктической
зоны Российской Федерации, особых экономических зон, Особой экономической зоны
в Магаданской области, Особой экономической зоны в Калининградской области и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым, города
федерального значения Севастополя (далее – преференциальные налоговые режимы) в рамках разрабатываемого Минфином России проекта федерального закона
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации» (ID проекта: № 02/04/06–23/00139660)
(далее – Законопроект), а также вопросы влияния на функционирование
преференциальных налоговых режимов изменений законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу
с 1 января 2025 года, участники заседания «круглого стола»
отмечают следующее.
В настоящее время важную роль в реализации социально-экономической и пространственно-территориальной политики государства призваны играть преференциальные налоговые режимы, которые предполагают установление для их участников государственных мер поддержки в целях повышения эффективности осуществления на соответствующей территории публично значимых задач. При этом территории с преференциальным режимом являются наиболее важными инструментами привлечения инвестиций, поддержки индустриализации, диверсификации экономики и создания рабочих мест.
По данным Министерства
экономического развития Российской Федерации, за все время функционирования преференциальных
налоговых режимов привлечено порядка 12 000 резидентов, создано 634 000 рабочих
мест, а общий объём заявленных инвестиций составил порядка 6,8 трлн рублей. При
этом объем вложенных инвестиций составил более 1,8 трлн рублей. Кроме того, по информации Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, в настоящее время на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской
Федерации реализуется более 3 600 инвестиционных проектов с заявленным объемом
инвестиций порядка
10 трлн рублей, создано более 325 000 новых рабочих мест. Из них инвестировано в экономику Арктического и Дальневосточного макрорегионов 4,8 трлн рублей,
создано более 160 000 новых рабочих мест и реализован 1 041 инвестиционный
проект. При этом 90% инвестиций приходится на перерабатывающую отрасль с высокой добавленной стоимостью.
Отмечая важность преференциальных налоговых режимов в повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и страны в целом, участники заседания отметили необходимость дальнейшего сохранения роли регионов в регулировании деятельности инвестиционных проектов на своей территории. При этом планируемое Министерством финансов Российской Федерации изменение подхода по предоставлению налоговых льгот резидентам преференциальных налоговых режимов должно касаться только новых резидентов и учитывать баланс интересов как государства, так и инвестора. Также необходимо учитывать, что стимулирование капитальных вложений не всегда является целью создания и функционирования преференциальных налоговых режимов, поскольку такие режимы создавались для решения конкретных задач и достижения целей, определенных соответствующими федеральными законами.
Участники заседания обратили внимание на необходимость учитывать при изменении налогового регулирования преференциальных налоговых режимов действие аналогичных режимов в других странах, в том числе на территории Евразийского экономического союза, в которые могут перейти потенциальные инвесторы при ограничении налоговых льгот в таких режимах в Российской Федерации. Кроме того, подход по ограничению объема предоставляемых налоговых льгот капитальными вложениями должен также учитывать инвестиционные проекты, которые создаются для достижения различных целей и решения задач, в том числе связанных с привлечением инвестиций на территории с низким уровнем социально-экономического развития и слаборазвитой инфраструктурой, стимулированием социально-экономического развития геополитически значимых территорий, повышением уровня и качества жизни граждан через создание новых рабочих мест, государственной поддержкой приоритетных отраслей регионального развития, в том числе высокотехнологичных отраслей экономики, санаторно-курортной сферы, развитием портовой и транспортной инфраструктуры, а также инвестиционные проекты, выполняемые застройщиками в рамках выполнении ими государственных программ по жилищному строительству.
Учитывая изложенное, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
В части корректировки налогового регулирования преференциальных налоговых режимов в рамках доработки Законопроекта:
— исключить распространение ограничения налоговых льгот для действующих резидентов преференциальных налоговых режимов, а также предусмотреть условия, исключающие возможность миграции новых потенциальных инвесторов в соседние государства с более привлекательными налоговыми условиями;
— предусмотреть положения, позволяющие ограничивать объем предоставляемых налоговых льгот в преференциальных налоговых режимах исключительно решением субъекта Российской Федерации, на территории которого реализуется инвестиционный проект;
— сохранить возможность регионам регулировать показатели инвестиционных проектов, реализуемых на их территориях, на основании предоставляемой резидентами таких режимов отчетности;
— при введении для участников преференциальных налоговых режимов дополнительной отчетности в целях сохранения применения ими налоговых льгот предусмотреть положения, упрощающие порядок предоставления такой отчетности, в том числе позволяющий исключить дублирование ранее предоставленной информации в рамках таких режимов;
— предусмотреть положения, позволяющие исключить ограничение налоговых льгот для резидентов преференциальных налоговых режимов, реализующих инвестиционные проекты в отраслях с низким объемом капитальных вложений, в том числе в сфере выполнения услуг, общественного питания, туризма, ИТ-сфере, а также в сфере строительства в рамках выполнения государственных программ, в том числе программы «Дальневосточный квартал»;
— дополнительно проработать механизм возможного ограничения налоговых преференций в части учета при определении объема капитальных вложений фактора неравномерности осуществляемых инвестором затрат на разных стадиях инвестиционного проекта, приводящего к утрате права применения налоговых преференций в отдельные налоговые периоды;
— дополнительно проработать механизм приостановления налоговых льгот в случае привлечения резидентов преференциальных налоговых режимов к административной ответственности в части одновременного применения налоговой и административной ответственности за одно и то же деяние;
В части функционирования преференциальных налоговых режимов:
— рассмотреть вопрос о целесообразности установления условия для применения налоговых преференций в виде обязательной регистрации управляющей компании по месту нахождения особой экономической зоны, на территории которой осуществляется ее деятельность;
— рассмотреть вопрос об однократности применения налоговых льгот в отношении одного и того же имущества в случае его передачи другому резиденту преференциального налогового режима;
— рассмотреть вопрос о целесообразности продления срока налоговых преференций резидентам территорий опережающего развития Дальневосточного федерального округа, реализующим капиталоемкие инвестиционные проекты, выход на проектную мощность по которым начинается после периода применения налоговых льгот и в отношении которых установлены запреты и ограничения, введенные иностранными государствами;
— рассмотреть вопрос о целесообразности продления с 3 до 10 лет пониженных тарифов по страховым взносам резидентам территорий опережающего развития в моногородах;
— рассмотреть вопрос о распространении действия региональных инвестиционных проектов на проекты, направленные на оказание услуг (выполнение работ) с объемом капитальных вложений не менее 500 млн рублей, а также о целесообразности распространения бессрочного действия налоговых преференций, применяемых всеми участниками региональных инвестиционных проектов;
— рассмотреть вопрос о целесообразности отмены ограничения на применение налоговых преференций резидентами территорий опережающего развития, свободного порта «Владивосток», Арктической зоны Российской Федерации и региональных инвестиционных проектов, имеющих обособленные подразделения;
— рассмотреть вопрос о расширении положений о фискальной стабильности в преференциальных налоговых режимах на все фискальные платежи, взимаемые при реализации инвестиционных проектов.
2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти направить предложения по доработке Законопроекта в Министерство финансов Российской Федерации.
3. Министерству финансов Российской Федерации
— дополнительно доработать Законопроект с учетом предложений субъектов Российской Федерации, на территории которых функционируют преференциальные режимы, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Счетной палаты Российской Федерации, а также предпринимательского сообщества;
— направить доработанную редакцию Законопроекта в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых функционируют преференциальные режимы, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, Счетной палате Российской Федерации, а также представителям участников преференциальных налоговых режимов.
4. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить рекомендации «круглого стола» в Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.