«Круглые столы»

«О практике реализации новых правил предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
»круглого стола»

16 мая 2024 года
15:00
Б.Дмитровка, 26, зал 808А

Вступительное слово
ВЫСОКИНСКИЙ Александр Геннадьевич
заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

РАЗВОРОТНЕВА Светлана Викторовна
заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

ЕРЕСЬКО Алексей Васильевич
заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

ГРЕБЕННИК Виктория Владимировна
заместитель директора Департамента развития газовой отрасли Министерства энергетики Российской Федерации

ВОРОНОВ Сергей Павлович
директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

МАМИН Илья Русланович
заместитель начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (ФАС России)

ЛЯПУСТИН Олег Александрович
заместитель генерального директора по работе с органами власти и регионами общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз»

ГИЛЕВ Иван Васильевич
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края

МОМОТ Андрей Владимирович
генеральный директор открытого акционерного общества «Алтайкрайгазсервис» (Алтайский край)

КОВАЛЬ Александр Владимирович
генеральный директор акционерного общества «Красноярсккрайгаз» (Красноярский край)

МИЛЕНИНА Наталия Сергеевна
заместитель директора департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области

ВЫЧУЖАНИН Андрей Никонорович
генеральный директор ООО «Газовый вектор», заместитель председателя Комитета по предпринимательству в сфере жилищно-коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

ВЕПРЕЦКАЯ Татьяна Павловна
директор саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство „Национальный Жилищный Конгресс“

ПИВОВАРОВ Илья Валерьевич
член Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Обсуждение. Ответы на вопросы.Подведение итогов совещания.

ВЫСОКИНСКИЙ Александр Геннадьевич
заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера


Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике,
местному самоуправлению
и делам Севера
(протокол № 336 от 3 июня 2024 года)

Участники «круглого стола», проведенного в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 16 мая 2024 года с участием сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), публичного акционерного общества «Газпром», общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз», газораспределительных организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе представителей государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации, экспертов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обсудив актуальные вопросы реализации Федерального закона от 18 марта 2023 года
№ 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона „О газоснабжении в Российской Федерации“ и Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 71-ФЗ), отмечают следующее.

Федеральным законом № 71-ФЗ были введены новые правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, предусматривающие требования к газораспределительным организациям, управляющим компаниям и организациям, собственникам жилых помещений, обязательные к применению с 1 января 2024 года.

В целях реализации положений Федерального закона № 71-ФЗ были внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования[1], а также утверждены Методические указания по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме[2] (далее – Методические указания), Типовые формы договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме[3] (далее – Типовые формы).

В субъектах Российской Федерации[4] ведется работа по переходу на новые правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях).

Согласно информации Минстроя России[5], средний показатель заключенных (перезаключенных) по новой форме договоров в субъектах Российской Федерации составляет 50%. В частности, заключено договоров:

на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах – 50,8%;

на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах – 46,7%;

на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в жилых домах – 26,6%.

Продолжается работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы надлежащей эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и замены газового оборудования в жилищном секторе.

На рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона № 552424–8 «О внесении изменений в статью 1573 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», которым предлагается закрепить в Жилищном кодексе обязанность субъектов жилищных правоотношений по обеспечению доступа сотрудника специализированной организации к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и (или) ремонту внутридомового и (или) техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования.

Минстроем России разработан законопроект «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона „О газоснабжении в Российской Федерации“ и в статью 113 Жилищного кодекса Российской Федерации», направленный на регулирование деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования специализированных организаций, предоставляющих в жилищный сектор сжиженный углеводородный газ или бытовой газ в баллонах. Наряду с этим, Минстроем России разработан и направлен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», который направлен на решение комплекса проблем, возникающих при оказании услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Актуальным остается вопрос о ценообразовании услуг по техническому обслуживанию газового оборудования в жилищном секторе. Минстрой России совместно с экспертным сообществом отрасли газоснабжения разрабатывает проект приказа о внесении изменений в Методические указания, направленный на снижение стоимости за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме.

Рассмотрев вынесенный на обсуждение вопрос, участниками «круглого стола» был отмечен ряд проблем, возникающих в субъектах Российской Федерации при переходе на новые правила и требующих внимания федерального уровня государственной власти:

1) расчет размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме, проведенный в 2024 году газораспределительными организациями в соответствии с Методическими указаниями, в некоторых субъектах Российской Федерации привел к росту стоимости этих услуг;

2) организации, обеспечивающие газоснабжение многоквартирных домов и (или) жилых домов (домовладений) сжиженным углеводородным газом, не соответствуют требованиям, установленным в отношении газораспределительных организаций, что на практике приводит к нарушениям положений Федерального закона № 71-ФЗ о заключении договора на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования исключительно с газораспределительными организациями;

3) отказ лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, собственников квартир в многоквартирных домах, собственников жилых домов (домовладений) обеспечить допуск специалистов газораспределительных организаций в помещения, в которых установлено газоиспользующее оборудование, приводит к ненадлежащему выполнению обязанностей по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и увеличивает риски возникновения происшествий и аварий в жилищном фонде, связанных с использованием газового оборудования;

4) отсутствие возможности оперативного получения газораспределительной организацией информации о собственнике (нанимателе) жилого помещения, оснащенного газоиспользующим оборудованием, не позволяет надлежащим образом известить такого гражданина о проведении работ по техническому обслуживанию внутриквартирного либо внутридомового газового оборудования;

5) длительность процедуры уведомления и извещения заказчика по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования приводит к нарушению срока периодичности выполнения работ (оказания услуг) и влечет риск возникновения аварийных ситуаций;

6) необходимость повышения требований к специализированной организации, осуществляющей диагностирование газопроводов, входящих в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в части установления порядка привлечения таких организаций к проведению указанных работ и предоставлении технического заключения о состоянии оборудования газораспределительной организации, оказывающей услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;

7) отсутствует порядок уведомления собственников и нанимателей жилых помещений об осуществлении периодической проверки дымовых и вентиляционных каналов в процессе их эксплуатации – не реже 3 раз в год – подпункт «в» пункта 12 правил № 410;

8) проблемным вопросом перехода на новую модель технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилых домах является заключение (перезаключение) соответствующих договоров по Типовым формам в связи с большим количеством газифицированных объектов и нехваткой специалистов газораспределительных организаций;

9) в многоквартирных домах, собственники которых осуществляют непосредственное управление, возникают проблемы заключения (перезаключения) договоров на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в связи с необходимость заключения таких договоров с каждым из собственников;

10) у органов государственного жилищного надзора отсутствуют основания для привлечения организаций, не отвечающих установленным требованиям для осуществления деятельности по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, к ответственности в соответствии с частью 1.1 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием оснований для проведения контрольного (надзорного) мероприятия и оформления его результатов;

11) отсутствие комплексного регулирования вопросов обеспечения населения сжиженным углеводородным газом, сжиженным природным газом приводит к росту цен на этом рынке энергетических услуг, отсутствие цифровой системы учета оборота газовых баллонов приводит к использованию населением неисправных газовых баллонов или баллонов с истекшим сроком службы, что в целом влечет рост аварий и происшествий, связанных с использованием газгольдеров и газовых баллонов.

Принимая во внимание актуальность проблем и предложений, содержащихся в информации субъектов Российской Федерации, докладах и выступлениях, участники «круглого стола» решили:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить утверждение проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», направленного на комплексное решение проблем, возникающих при оказании услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и усиление мер по обеспечению безопасности при эксплуатации внутридомового и внутриквартирного оборудования в целях его вступления в силу не позднее 1 сентября 2024 года;

2) ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона „О газоснабжении в Российской Федерации“ и в статью 113 Жилищного кодекса Российской Федерации», направленный на регулирование деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования специализированных организаций, предоставляющих в жилищный сектор сжиженный углеводородный газ или бытовой газ в баллонах;

3) рассмотреть вопрос о целесообразности введения государственного регулирования стоимости услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах, техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилых домах, техническому диагностированию газопроводов, входящих в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

4) рассмотреть вопрос о возможности включения затрат по проведению технического обслуживания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах, технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилых домах в единый тариф на услуги по транспортировке природного газа распределительными сетями газораспределительных организаций.

2. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1) разработать предложения по внесению изменений в Методические указания по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме, утвержденные приказом Минстроя России от 29 мая 2023 года № 387/пр, направленные на снижение стоимости за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме;

2) рассмотреть вопрос о внесении в постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению») изменений, предусматривающих установление:

требования о заключении между газораспределительной организацией и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, единого договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме без принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме;

порядка заключения (перезаключения) договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах, собственники которых осуществляют непосредственное управление ими;

обязанности специализированной организации, не отвечающей требованиям для осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, в части направления в орган государственного жилищного надзора уведомления о прекращении осуществления предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования и техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования;

порядка приостановления подачи газа специализированной организацией в случае отсутствия договора о техническом обслуживании, отказа заказчика и (или) собственника помещения в многоквартирном доме в допуске специализированной организации для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, самовольного подключения газоиспользующего оборудования, самовольного переустройства, ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования или перепланировки помещения, ведущих к нарушению безопасной работы газового оборудования и (или) дымовых и вентиляционных каналов;

3) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», предусматривающих:

установление требования о выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту вентиляционных и дымовых каналов многоквартирного дома привлекаемыми специализированными организациями;

закрепление регламента проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту вентиляционных и дымовых каналов, предусматривающего обязательность наличия в штате специализированной организации профессиональных специалистов по техническому обслуживанию и ремонту вентиляционных и дымовых каналов;

4) рассмотреть вопрос о внесении изменений в пункт 1 Методических указаний по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме, утвержденных приказом Минстроя России от 29 мая 2023 года № 387/пр, в части:

закрепления положений о порядке расчете размера платы за техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах;

установления возможности расчета специализированной организацией размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме на один календарный год, исходя из тарифов на работы (услуги) по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также внутридомового газового оборудования в жилом доме, определяющих стоимость технического обслуживания единицы газового оборудования в многоквартирном доме и единицы газового оборудования в жилом доме.

3. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством энергетики Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой:

1) провести анализ установленного газораспределительными организациями в 2024 году размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме и причин завышения размера платы в отдельных субъектах Российской Федерации;

2) рассмотреть вопрос об отнесении к газораспределительным организациям специализированных организаций, осуществляющих транспортировку и доставку сжиженного углеводородного газа, сжиженного природного газа, компримированного природного газа по сетям газораспределения и газопотребления в объекты жилищного фонда и домовладения с наделением их правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

3) рассмотреть вопрос о закреплении исключительного права на заключение договоров на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в одном многоквартирном доме, использующим сжиженный газ из групповых резервуарных установок, за поставщиком сжиженного углеводородного газа в такой дом.

4. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой:

1) рассмотреть возможность включения в федеральную программу социальной газификации мероприятий по подключению объектов жилищного фонда и домовладений к альтернативным видам газа (сжиженному углеводородному газу, компримированному природному газу, сжиженному природному газу);

2) рассмотреть вопрос введения лицензирования деятельности по наполнению баллонов с сжиженным углеводородным газом и продаже сжиженного углеводородного газа в баллонах;

3) рассмотреть вопрос о регулировании стоимости сжиженного углеводородного газа, сжиженного природного газа, предоставляемого для бытовых нужд населению в жилищном секторе;

4) рассмотреть вопрос о включении платы по проведению технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах в тариф при формировании розничных цен на сжиженный углеводородный газ для потребителей;

5) рассмотреть возможность включения затрат в тариф розничных цен на сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд населения по обновлению обменного фонда баллонов специализированных организаций, осуществляющих поставки сжиженного углеводородного газа населению в баллонах;

6) рассмотреть вопрос о разработке мер экономической поддержки граждан, направленных на расширение возможности приобретения ими минимального комплекта внутридомового газового оборудования, обеспечивающего использование для бытовых нужд сжиженного углеводородного газа, в случаях отсутствия единой системы газоснабжения природным газом на отдельных территориях субъектов Российской Федерации;

7) разработать предложения, направленные на внедрение системы цифрового учета газовых баллонов и сосудов под давлением, а также на формирование комплексной системы утилизации газовых баллонов с просроченным сроком службы.

5. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1) разработать предложения об исключении из Свода правил СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 21 февраля 2013 года № 116, положений пункта 5.2, закрепляющих требования к зданиям и помещениям по установке газоиспользующего оборудования, в том числе систем поквартирного теплоснабжения с индивидуальными теплогенераторами на газовом топливе;

2) разработать предложения о закреплении в нормативных правовых актах требований в части оборудования многоквартирных домов электронными приборами учета газа, оснащенными системами контроля уровня загазованности и автоматическим отключением газа.

6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:

1) провести работу с газораспределительными организациями, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, лицами, осуществляющими управление жилыми комплексами индивидуальных жилых домов, по вопросу обязательности перехода на новые правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, заключению (перезаключению) соответствующих договоров с газораспределительными организациями, недопущению заключения договоров на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования с организациями, не отвечающими требованиям, установленным Федеральным законом № 71-ФЗ;

2) обеспечить системное проведение информационной работы с населением о важности безопасной эксплуатации газового оборудования в жилых помещениях и жилых домах, необходимости заключения (перезаключения) договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах, внутридомового газового оборудования в жилых домах с газораспределительными организациями, а также о возможном приостановлении подачи газа и привлечении к административной ответственности в связи с отсутствием таких договоров;

3) увеличить темпы заключения договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах, техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилых домах с газораспределительными организациями.



[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. № 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта „ж“ пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. № 1091»

[2] Приказ Минстроя России от 29 мая 2023 г. № 387/пр « Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2023 г., регистрационный № 73682);

[3] приказ Минстроя России от 29 мая 2023 г. № 388/пр «Об утверждении типовых форм договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2023 г., регистрационный № 73683) (далее — приказ Минстроя России № 388/пр).

[4] Информация и предложения субъектов Российской Федерации, поступивших в Комитет в соответствии с запросом от 26 сентября 2023 года № 3.2–10/3602@.

[5] Информация субъектов Российской Федерации по состоянию на 7 февраля 2024 года.