«Круглые столы»

«Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации»

Рекомендации

Заслушав и обсудив вопросы, связанные с состоянием и перспективами развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации, подчеркивают актуальность поднятых проблем и важность их разрешения в целях создания благоприятных условий для технологического развития России.

Участники дискуссии отмечают, что подготовка высококвалифицированных специалистов является важнейшей составляющей современного образования, в значительной мере влияющей на формирование инновационной экономики страны.

Руководством страны поставлена серьезная задача по обеспечению прорыва в области экономического и социального развития (послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2019 года и 2020 года, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

К числу важнейших приоритетов в области экономического роста можно отнести ускорение технологического развития, а также создание в базовых отраслях экономики, прежде всего, в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, нацеленного на использование современных технологий и обеспеченность высококвалифицированными кадрами.

Происходящий сегодня в мире переход на качественно новые технологии становится не только определяющим фактором конкурентоспособности и национальной безопасности страны, ее долгосрочного социально-экономического развития, но и способом преодоления нарастающих ресурсных ограничений, с которыми в настоящее время сталкиваются многие страны. Это не только ограниченность природных ресурсов и проблемы экологии, но и такие демографические факторы, как старение населения и нарастание дефицита трудовых ресурсов.

В Российской Федерации пока острой остается проблема «демографического спада» и постепенного нарастания дефицита квалифицированных кадров, способных работать в высокотехнологическом секторе экономики.

Компенсировать этот дефицит мог бы рост производительности труда и увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест, что требует значительных инвестиций, в том числе в модернизацию системы образования и подготовки профессиональных кадров, отвечающих задачам реиндустриализации экономики на новой технологической основе.

Актуальность проблемы кадрового обеспечения экономики была отмечена на заседании президиума Совета законодателей Российской Федерации (16 декабря 2019 года), на совместном заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации (6 февраля 2020 года).

В условиях изменения параметров и требований рынка труда, особенно в рамках реализации антикризисных мер, возрастает роль образовательных организаций среднего профессионального образования (далее – образовательные организации СПО) в подготовке, прежде всего, рабочих кадров и специалистов. Сегодня колледжи призваны играть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От этого напрямую зависит подъем российской промышленности и социальной сферы.

Среди приоритетных задач участники дискуссии выделяют такие, как необходимость обновления содержания образовательных программ среднего профессионального образования, внедрение практико-ориентированных моделей обучения во взаимодействии с профильными предприятиями и организациями, обновление перечня (реестра) профессий и специальностей на основе кадровых потребностей регионов.

Анализ современного состояния функционирования системы среднего профессионального образования свидетельствует о том, что, несмотря на нормативно-правовую обеспеченность данной сферы и позитивные изменения, произошедшие за последнее время, ряд вопросов остается неурегулированным.

Так, участники «круглого стола» в своих выступлениях обращают внимание на следующие проблемы:

разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, их реальным наличием и соответствием их квалификации требованиям работодателей;

слабая эффективность существующей системы формирования контрольных цифр приема в образовательные организации СПО;

недостаточное качество образования и подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена;

отсутствие возможности полноценного проведения всех видов практик;

старение педагогических кадров;

необходимость модернизации учебно-материальной базы образовательных организаций СПО;

несбалансированность структуры образовательных организаций СПО;

разный уровень финансовых и управленческих возможностей регионов страны;

существенная разница в экономическом развитии регионов, количестве рабочих мест, уровне безработицы, прожиточном минимуме;

утечка молодежи и профессиональных кадров из одних регионов в другие;

низкая престижность рабочих профессий, недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций среднего звена среди населения и др.

Также участники дискуссии указывают на необходимость стимулирования образовательных организаций СПО к совершенствованию образовательных программ с участием работодателей через аккредитационные и иные механизмы оценки качества и эффективности деятельности. Активное участие органов власти субъектов Российской Федерации и работодателей в формировании содержания профессионального образовании призвано способствовать более эффективному решению проблемы трудоустройства выпускников по полученной профессии и специальности.

Особое внимание уделено вопросам практической подготовки обучающихся образовательных организаций СПО. В ходе дискуссии отмечалось, что важным условием качественной подготовки профессиональных кадров является выделение большего количества часов на прохождение практики, а также получение выпускниками образовательных организаций СПО базовых знаний по определенной профессии или специальности непосредственно в процессе прохождения практики под руководством своих наставников (педагогов, специалистов предприятия).

В целях повышения эффективности среднего профессионального образования директор Чебоксарского электромеханического колледжа А.А. Судленков (Чувашская Республика) предложил рассмотреть вопрос об изменении подходов к планированию и формированию контрольных цифр приема: исходить из потребности в выпускниках, а не абитуриентах, т. е. учитывать потребность экономики региона в профессиональных кадрах, а не потребность образовательных организаций СПО. Также среди важных направлений был обозначен вопрос об организации и развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения (наряду с обучением молодежи).

Директор Железногорского горно-металлургического колледжа А.Н. Шебанов (Курская область) поддержал коллегу, обратив внимание на необходимость укрепления взаимодействия бизнес-структур с образовательными организациями СПО, а также совершенствования процедуры проведения демонстрационных экзаменов.

Вопросам налаживания более эффективного сетевого взаимодействия между профильными образовательными организациями как внутри субъектов Российской Федерации, так и на межрегиональном уровне, обеспечению системы СПО достаточным финансированием, выработке и внедрению новых подходов (моделей) финансирования колледжей было посвящено выступление директора Института образования национального исследовательского университета Высшая школа экономики И.В. Абанкиной.

Отмечая, что среднее профессиональное образование становится своеобразным основообразующим звеном кадрового обеспечения регионов, директор Федерального института развития образования РАНХиГС М.В. Дулинов и директор Красногорского колледжа, президент Союза директоров ссузов России В.М. Демин акцентировали внимание на необходимости внедрения адаптивных, гибких образовательных программ, ориентированных на запросы работодателей. Учитывая, что среднее профессиональное образование является в большей степени практикоориентированным, предложено рассмотреть вопрос о пересмотре федеральных государственных образовательных стандартов в части увеличения выделяемых часов на учебную и производственную практику (не менее 30 процентов). Также экспертами в целях развития института прикладного бакалавриата предложено рассмотреть вопрос о предоставлении колледжам возможности реализовывать такие программы.

Директор Новороссийского социально-педагогического колледжа (Краснодарский край) Е.В. Самарина и директор Рыбинского профессионально-педагогического колледжа (Ярославская область) И.Г. Копотюк обозначили важность развития системы наставничества, а также повышения эффективности профориентационной работы.

На еще одну серьезную проблему, требующую внимания профессионального сообщества, – проблему методического сопровождения реализации образовательных программ СПО, закрепления в федеральном перечне учебников для реализации общеобразовательных программ с грифом «для профессионального образования», – обратила внимание ректор Белгородского института развития образования А.А. Бучек.

О важности развития системы независимой оценки квалификаций в целях повышения качества подготовки профессиональных кадров, выстраивания по ее результатам эффективной системы повышения квалификации специалистов, а также о необходимости выстраивания прикладного характера обучения под задачи конкретного производства и сферы услуг шла речь в выступлениях вице-президента, исполнительного директора Союза парикмахеров и косметологов России, председателя Совета по профессиональным квалификациям индустрии красоты В.М. Горелика и первого заместителя генерального директора Национального агентства развития квалификаций Ю.В. Смирновой.

В ходе дискуссии обозначены и другие проблемы.

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. Осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие системы среднего профессионального образования в Российской Федерации. В случае необходимости вносить необходимые изменения.

1.2. Совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить своевременное принятие проекта федерального закона № 842643–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих».

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Обеспечить своевременную реализацию федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования») национального проекта «Образование».

2.2. Разработать порядок создания и функционирования, включая финансовое обеспечение с привлечением средств федерального бюджета, в субъектах Российский Федерации междисциплинарных центров оценки квалификации кадров для высокотехнологичных отраслей экономики в системе среднего профессионального образования.

2.3. В целях реализации положений Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов, предусматривающих приведение федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, утвержденных до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.4. В целях реализации положений Федерального закона от 2 декабря 2019 года № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих единый финансово-правовой механизм сетевого взаимодействия участников реализации образовательных программ разного уровня.

2.5. Инициировать разработку новой методологии и стандартизации в системе среднего профессионального образования.

2.6. Разработать несколько возможных моделей прикладного бакалавриата, с учетом региональной направленности подготовки специалистов среднего звена и рабочих кадров.

2.7. Рассмотреть вопрос о возможности введения принципиально нового уровня профессионального образования – «высшего неуниверситетского» (бакалавр среднего профессионального образования).

2.8. Разработать комплекс мер, стимулирующих организации реального сектора экономики инвестировать средства в развитие системы среднего профессионального образования.

2.9. Обеспечить при реализации образовательных программ среднего профессионального образования выделение большего количества часов на практическую подготовку обучающихся (не менее 30 процентов).

2.10. Рассмотреть вопросы о развитии инструментов укрепления взаимодействия профессиональных образовательных организаций с торгово-промышленными палатами субъектов Российской Федерации, отраслевыми объединениями (ассоциациями) работодателей в части определения потребности в рабочих кадрах по отраслям экономики с учетом требований к их профессиональной компетенции.

2.11. Продолжить работу по развитию системы мониторинга качества подготовки профессиональных кадров.

2.12. Рассмотреть вопрос о распространении специальной доплаты в размере 5000 рублей, предусмотренной для классных руководителей общеобразовательных организаций, на классных руководителей образовательных организаций среднего профессионального образования.

2.13. Оказывать субъектам Российской Федерации содействие в создании и развитии сети образовательных центров по профориентационной работе с детьми и молодежью.

3. Правительству Российской Федерации с участием Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям:

3.1. Обеспечить внесение в национальные проекты и государственные программы изменений и дополнений, предусматривающих меры кадровой поддержки их реализации на основе широкого применения современных профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации, обратив особое внимание на доступность процедуры подтверждения квалификации для молодежи, получающей среднее профессиональное образование.

3.2. Подготовить предложения по внесению дополнений в Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» в части определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по развитию инфраструктуры центров оценки квалификаций и применению независимой оценки квалификации для повышения конкурентоспособности на рынке труда выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования.

3.3. Принять меры по обеспечению оперативной реакции системы среднего профессионального образования на изменения рынка труда, в том числе длительности периода от утверждения профессионального стандарта до утверждения актуализированных основных образовательных программ в соответствии с новыми требованиями – не более одного года, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ – не более шести месяцев.

3.4. Содействовать сближению образовательных и профессиональных квалификаций, в том числе путем определения порядка присвоения квалификаций обучающимся по результатам освоения отдельных профессиональных модулей образовательной программы и программ профессионального обучения.

3.5. Реализовать меры, направленные на повышение статуса профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, расширение возможности применения ее результатов, в том числе при установлении контрольных цифр приема и при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, стимулирование образовательных организаций к проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

3.6. Обеспечить поэтапный переход к использованию механизмов независимой оценки квалификации при проведении государственной итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций, включая предложения по механизмам финансирования.

3.7. Реализовать дополнительные меры стимулирования граждан к непрерывному обновлению профессиональных знаний и навыков, получению и подтверждению профессиональной квалификации с использованием процедур независимой оценки квалификации.

4. Министерству просвещения Российской Федерации:

4.1. Обеспечить своевременную реализацию федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования») национального проекта «Образование».

4.2. Разработать и направить в субъекты Российской Федерации примерный договор о сетевой форме реализации образовательных программ.

4.3. Разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие финансовые механизмы, в ом числе стимулирующие участие работодателей в развитии системы наставничества на производстве в связи с реализацией распоряжения Минпросвещения России от 23 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

4.4. Продолжить работу по:

осуществлению мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования;

приведению образовательных программ среднего профессионального образования в соответствие с требованиями рынка труда и инновационной экономики;

мониторингу трудоустройства выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования.

обновлению материально-технической базы образовательных организаций среднего профессионального образования, в том числе с участием работодателей;

проведению региональных, национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям.

4.5. Рассмотреть вопрос о разработке новой структуры образовательных стандартов, позволяющих профессиональным образовательным организациям своевременно учитывать изменения рынка труда и адаптироваться к ним в минимальные сроки.

4.6. Инициировать:

исследование влияния объемов производственной практики на готовность выпускников к трудовой деятельности. Провести сопоставительные исследования структуры аналогичных программ в других странах;

разработку показателя «эффективное трудоустройство выпускников» (включающего трудоустройство по специальности, замеры трудоустройства через промежутки времени после окончания обучения, размер получаемой заработной латы и другие) как ключевого для оценки процесса управления региональными системами среднего профессионального образования;

разработку механизмов включения центров опережающей профессиональной подготовки в региональные системы управления средним профессиональным образованием.

4.7. Рассмотреть возможность:

доработки федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями в части использования в образовательных организациях СПО изданий с грифом «для профессионального образования»;

внесения изменений в примерное распределение профессий и специальностей СПО по профилям профессионального образования в связи с внесением изменений в перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования;

доработки рекомендаций по реализации образовательных программ общего образования в рамках образовательных программ среднего профессионального образования;

сокращения количества выбираемых компетенций в лоте «Социальная сфере» до трёх в конкурсном отборе на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» для предоставления права получить гранты на создание педагогических мастерских колледжам, имеющим небольшой контингент обучающихся по педагогическим специальностям;

исключения специальных условий (в части софинансирования со стороны работодателей) для участия педагогических колледжей в конкурсном отборе на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование».

4.8. Содействовать подготовке педагогических кадров для работы в образовательных организациях среднего профессионального образования.

4.9. Осуществлять мониторинг и распространение лучших практик повышения социального статуса и престижа рабочих профессий, развития социальных мер их поддержки в субъектах Российской Федерации.

4.10. Обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций.

4.11. По результатам выполнения рекомендаций проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

5.1. Провести мониторинг правоприменения в субъектах Российской Федерации методики потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, утвержденную приказом Минтруда России от 15 августа 2018 года № 527н и подготовить рекомендации по использованию наиболее эффективного программного обеспечения.

5.2. Активизировать работу по ведению и обновлению справочника профессий.

5.3. По результатам выполнения рекомендаций проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

6. Министерству экономического развития Российской Федерации обеспечить работу по прогнозированию потребности в рабочих кадрах и специалистах среднего звена с учетом реальных запросов рынка труда и тенденций развития перспективных направлений экономики.

7. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации продолжить развитие и функционирование открытой информационной системы, содержащей сведения о текущем состоянии рынка труда и его прогнозном развитии.

8. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации утвердить и направить в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по вопросам финансового обеспечения реализации образовательных программ среднего профессионального образования, по профессиям и специальностям которых федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают проведение государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена, учитывающие обновленные подходы к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг среднего профессионального образования по указанным профессиям и специальностям.

9. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

9.1. Осуществлять мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования.

9.2. При подготовке и реализации региональных программ социально-экономического развития предусматривать меры, направленные на совершенствование профессионально-квалификационной структуры региональных рынков труда, развитие региональной системы подготовки квалифицированных кадров на основе применения инструментов национальной системы квалификаций, включая современные профессиональные стандарты и независимую оценку квалификации.

9.3. Обеспечить создание специальных условий для получения образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

9.4. Уделять внимание:

кадровой поддержке образовательных организаций среднего профессионального образования;

развитию системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры;

доступности информации о востребованности профессий и специальностей на региональном и межрегиональном рынках труда, уровне оплаты труда, рейтинге образовательных организаций.

9.5. Обеспечить поддержку инновационных образовательных программ профессионального образования, направленных на подготовку кадров для приоритетных отраслей экономики субъектов Российской Федерации.

9.6. Совершенствовать механизмы мониторинга текущих и перспективных кадровых потребностей регионального рынка труда, его взаимосвязь с системой подготовки профессиональных кадров.

9.7. Поддерживать шефскую работу предприятий-работодателей над образовательными организациями среднего общего образования.

9.8. Оказывать содействие образовательным организациям среднего профессионального образования в проведении профильной практики обучающихся на предприятиях-работодателях.

9.9. Совместно с объединениями работодателей продолжить деятельность по поддержке региональных центров сертификации профессиональных квалификаций.

10. Объединениям работодателей:

10.1. Продолжить работу по участию в формировании современных требований и компетенций к рабочим кадрам, а также разработке отраслевых профессиональных стандартов.

10.2. Совершенствовать работу независимых центров сертификации квалификаций, центров профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, иных структур независимой оценки качества профессионального образования.

10.3. Принимать участие:

в мероприятиях, направленных на осуществление общественного контроля за качеством образования;

в разработке и реализации программ поддержки молодых рабочих;

в создании и развитии современных систем профессиональной ориентации и консультирования.