«Круглые столы»

«Проблемы и перспективы оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства»

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике, руководитель рабочей группы при Комитете по вопросам малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Алексей Коротков Коротков
Алексей Владимирович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Калининградской области
Коротков Алексей Владимирович
провел «круглый стол», на котором обсуждались меры государственной поддержки малых и средних предприятий в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин Епишин
Андрей Николаевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Тверской области
Епишин Андрей Николаевич
член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин Шатохин
Дмитрий Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Коми
Шатохин Дмитрий Александрович
директор Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Министерства экономического развития РФ Милена Арсланова, генеральный Директор АО «Корпорация МСП» Александр Браверман, аудитор Счетной палаты РФ Андрей Перчян, руководители федеральных и региональных органов государственной власти, предприятий малого и среднего бизнеса, представители экспертного сообщества.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 28 мая 2019 года (Протокол № 177)

Комитет Совета Федерации по экономической политике в соответствии с пунктом 4.42 плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2019 года провел «круглый стол» на тему «Проблемы и перспективы оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, общественных и научных организаций.

Участники «круглого стола» обсудили опыт получения малыми и средними предприятиями государственной поддержки, а также меры государственной поддержки в рамках реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Цель проведения «круглого стола» – популяризация мер государственной поддержки, а также выработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности получения субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) государственной поддержки.

Участники «круглого стола» отметили, что экономическая и социальная стабильность страны напрямую зависит от развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно результатам опроса, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей в рамках работы над «Докладом о состоянии делового климата в Российской Федерации – 2018: оценки малого и среднего бизнеса», малый бизнес склонен оценивать предпринимательский климат страны как динамичный. В тоже время прослеживаются и пессимистичные оценки перспектив его развития, а также общее ухудшение деловой среды. Ключевыми проблемами малые компании называют избыточно высокие налоги и сложность с доступом к кредитным ресурсам и говорят о реальности получить кредит лишь по ставке выше 12% годовых. Также малый бизнес отмечает проблемы, связанные с предъявлением в процессе проверки новых, неожиданных для компании обязательных требований.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительством России утвержден национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – национальный проект) с общим объемом финансирования 481,5 млрд. рублей.

Участники «круглого стола» заслушали информацию Министерства экономического развития Российской Федерации о структуре, основных показателях, мероприятиях и финансовом обеспечении национального проекта. Основными целями реализации национального проекта являются: увеличение к 2024 году численности занятых в секторе малого, среднего и индивидуального предпринимательства (далее – МСИП) до 25 млн. человек; рост их доли в валовом внутреннем продукте до 32,5%; повышение доли экспортеров из числа МСИП в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10%; увеличение банковского кредитования (должно быть выдано более 10 трлн. рублей льготных кредитов по льготной ставке (ключевая ставка плюс 2%, но для заемщика не выше 8,5%); рост объема закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками должен составить 5 трлн. рублей. Кроме того, планируется, что до конца 2024 года 2,4 млн. самозанятых граждан зафиксируют свой статус с учетом введения специального налогового режима.

Участники «круглого стола» отметили актуальность мер, предусматриваемых национальным проектом. Подчеркнули важность финансовой поддержки субъектов МСП, оказываемой с участием Национальной гарантийной системы (далее — НГС), участниками которой являются АО «Корпорация „МСП“, АО „МСП Банк“ и региональные гарантийные организации, созданные во всех субъектах Российской Федерации.

Участники «круглого стола» заслушали информацию АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее — Корпорация). Так, в период с 1 января по 25 марта 2019 года субъектам МСП с участием НГС предоставлен консолидированный объем финансовой поддержки в размере 52 млрд. рублей.

В соответствии с паспортом национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» за период 2019–2024 годов консолидированный объем финансовой поддержки субъектам МСП должен составить не менее 10 трлн рублей, в том числе в 2019 году – 1 120,3 млрд. рублей. Данный объем будет обеспечен за счет реализации Минэкономразвития России и АО «Корпорация „МСП“ Программы субсидирования кредитования субъектов МСП, а также финансовой поддержки субъектов МСП в рамках Национальной гарантийной системы.

В целях решения задачи «Упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодному увеличению объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» АО «Корпорация „МСП“ с участием Минэкономразвития России, Банка России, российских банков, общественных объединений предпринимателей и институтов развития, региональных гарантийных организаций разработана и утверждена Методология системы внутренних рангов акционерного общества „Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства“ для региональных гарантийных организаций, включая систему последующего мониторинга и последующего контроля (далее соответственно — Методология, Система внутренних рангов).

Участники «круглого стола» отметили как эффективные мероприятия, проводимые АО «Корпорация „МСП“ по расширению доступа субъектов МСП к закупкам компаний с государственным участием, по развитию (»выращиванию») поставщиков – субъектов МСП, по реализации обучающих программ, в том числе социально ориентированных, направленных на формирование предпринимательского мышления и развитие предпринимательских компетенций у потенциальных, начинающих и действующих предпринимателей; разработанный комплекс мер (»коробочный» продукт) для сельскохозяйственных кооперативов и фермеров-членов сельскохозяйственных кооперативов, а также маркетинговую и информационную поддержку субъектов МСП, организованную через бесплатный единый личный кабинет на Портале Бизнес-навигатора.

По состоянию на 25 марта 2019 года перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам МСП, утверждены во всех субъектах Российской Федерации, в 3 881 муниципальном образовании и содержат 54 533 объекта.

Участники «круглого стола» отметили, что по‑прежнему одной из чувствительных для предпринимателей проблем является наличие большого количества проверок со стороны контрольно-надзорных органов.

В этой связи Корпорацией ведется работа по созданию с использованием функционала Портала информационных ресурсов для предпринимателей так называемого «зеркального реестра проверок», который позволит предпринимателю сообщать о нарушениях, допущенных при проведении проверок, с обеспечением реагирования Генеральной прокуратуры Российской Федерации на выявленные нарушения. Планируемый срок завершения разработки такой системы – 15 октября 2019 года с дальнейшим тестированием в течение октября-ноября 2019 года с участием предпринимателей.

Участники «круглого стола» полагают значимым создание механизма вывода предприятий МСП на зарубежные рынки и подтвердили целесообразность пилотного внедрения такого механизма в секторе сельского хозяйства. Для решения данной задачи был предложен проект по созданию Международной цифровой продовольственной биржи малого и среднего предпринимательства на базе цифровых технологий при участии крупнейших российских корпораций, разработанный экспертами.

Участники «круглого стола» обратили внимание на целесообразность пересмотра размеров административных штрафов в сферах технического регулирования, оборота алкогольной продукции и эксплуатации автотранспорта, в части их соразмерности тяжести совершенного правонарушения, допущения судебного снижения наложенных штрафов для всех видов субъектов административных правонарушений, а также снижения ниже половины минимального размера штрафа.

Представитель Счетной палаты Российской Федерации отметил ряд проблем в оценке эффективности осуществления государственной поддержки МСП, в частности: отсутствие полной и достоверной консолидированной информации об объемах государственной поддержки МСП; отсутствие объективных показателей результативности использования государственной поддержки МСП, характеризующих деловую активность субъектов МСП, получивших государственную поддержку.

Вместе с тем, по мнению представителя НП СРО «Национальный Союз мясопереработчиков», требование к субъектам МСП предоставлять дополнительные сведения о результативности использования субсидий при всей актуальности данных показателей станет дополнительным обременением для развивающихся малых и средних предприятий.

На «круглом столе» также обсуждались проблемные вопросы малого торгового бизнеса, уточнения правил и принципов организации нестационарной и мобильной торговли, осуществляемой субъектами МСП, сложности, возникающие у предприятия при смене категории субъекта малого и среднего предпринимательства, (например, микропредприятия — в малое предприятие). Одновременно указывалось на необходимость цифровизации сферы МСП и расширение инструментария государственной поддержки сферы МСП за счет выстраивания открытой транспортно-логистической инфраструктуры для доведения продукции МСП до конечных потребителей (развития маркетплейсов) и использования возможностей краудфандинга.

Участники «круглого стола», обсудив вышеизложенные вопросы, поддержали инициативу Минэкономразвития России о проведении в 2020 году Года предпринимательства и рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие государственную поддержку субъектов МСП, в целях обеспечения объективной оценки результата и влияния поддержки на достижение стратегических показателей развития МСП: вклад МСП в валовой внутренний продукт России и увеличение численности занятых в сфере МСП, учитывая необходимость оценки показателей финансово-экономической деятельности субъектов МСП – получателей такой поддержки (в т. ч. выручку, прибыль, вклад в валовой региональный продукт и т. п.);

рассмотреть возможность установления в Федеральном законе от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» нормы, предусматривающей оплату заказчиком товара, работы, услуги в срок не более тридцати дней со дня подписания заказчиком документа о приемке по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектами МСП, а также установить обязанность заказчика в положении о закупке устанавливать перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых заказчиком будут применены иные сроки оплаты или порядок их исчисления.

Министерству экономического развития Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу:

проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей государственной поддержки;

проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства», предусматривающих закрепление системы внутренних рангов и соответствующих полномочий Корпорации по присвоению рангов Региональным гарантийным организациям;

а также проработать вопросы:

о внесении изменений в правила предоставления и распределения субсидий на государственную поддержку МСП, предусматривающих включение показателей результативности использования субсидии, характеризующих изменение деловой активности субъектов МСП вследствие оказанной поддержки и позволяющих в дальнейшем оценивать вклад МСП в валовый внутренний продукт;

о принятии мер по обеспечению достоверности отчетных данных по исполнению показателей результативности использования субсидии;

об установлении единых требований к организации деятельности микрофинансовых организаций в целях обеспечения эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на развитие микрофинансирования, и выполнения стратегических целей национального проекта;

о внесении изменений в законодательство в части исключения возможности выдачи поручительств Региональных гарантийных организаций субъектам МСП при предоставлении им займов микрофинансовыми организациями, осуществляющими финансирование субъектов МСП;

о внесении изменений в законодательство в части установления запрета на оказание поддержки в отношении субъектов МСП, являющихся микрофинансовыми организациями и/или оказывающих коллекторские услуги;

об обеспечении максимальной открытости при разработке критериев отбора образовательных программ, курсов, в том числе модульных, направленных на развитие предпринимательских компетенций для каждой целевой группы, для включения в перечень обучающих программ, рекомендованных Минэкономразвития России для реализации в центрах «Мой бизнес», в соответствии с паспортом федерального проекта «Популяризация предпринимательства» (утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» от 11 декабря 2018 года № 4);

 расширения инструментария государственной поддержки сферы МСП за счет содействия разработке франшиз на базе инфраструктуры поддержки субъектов МСП — Центров «Мой бизнес».

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации продолжить работу:

по реализации обучающих программ АО «Корпорация „МСП“;

по внедрению и реализации мероприятий по «выращиванию» субъектов МСП в соответствии с методическими рекомендациями по вопросам оказания финансовой, имущественной, информационной, маркетинговой и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в целях стимулирования их развития в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденными решением Совета директоров АО «Корпорация „МСП“ (протоколы от 17.11.2017 года № 45, от 26.12.2018 года № 68).

Акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»:

подготовить предложения в части реализации крупнейшими заказчиками мероприятий, направленных на оказание финансовой, имущественной, информационной, маркетинговой и иной поддержки субъектов МСП в целях стимулирования их развития (»выращивания») в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при поступлении в установленном порядке обеспечить приоритетное рассмотрение проектов федеральных законов, предусматривающих:

формирование единого реестра субъектов МСП – получателей государственной поддержки;

закрепление системы внутренних рангов и соответствующих полномочий Корпорации по присвоению рангов Региональным гарантийным организациям.