Участники конгресса, отмечали, что все более актуальное значение приобретает решение вопросов охраны окружающей среды от негативного воздействия упаковочных материалов. Также приводились данные исследований, по которым пластиковым пакетом в среднем пользуются 15 минут, а потом он отправляется на свалку. Вместе с тем, подчеркивалось на конгрессе, обычный пластик разрушается в природе более 100 лет, а по некоторым данным 500.
На конгрессе говорилось о необходимости участия гражданского общества в создании инфраструктуры экологической безопасности, формировании и укреплении отраслевых ассоциаций и объединении, способных разрабатывать программы экологической безопасности. Это будет способствовать и охране окружающей среды, и более успешному развитию российской упаковочной индустрии.
По экспертным оценкам, в крупном городе на одного человека в год в среднем приходится 250–300 кг твердых бытовых отходов. В настоящее время на таких свалках в Российской Федерации накопилось свыше 55 мегатонн таких отходов. Свалки приводят к значительному ухудшению состояния окружающей среды.
По мнению участников заседания, к особенно опасным последствиям могут привести многочисленные несанкционированные свалки бытового мусора. Использованными пластиковыми пакетами и посудой замусорены все зоны отдыха, леса, водоемы вокруг городов и населенных пунктов. Несмотря на усердие местных органов власти и добровольный труд волонтеров, возможность собрать этот мусор и утилизировать его представляется трудновыполнимой задачей, считают выступающие.
Выступающие отмечали, что по мере увеличения и распространения экологически безопасной упаковки во многих странах в последнее время ввели запрет на использование неразлагающегося полиэтилена. От него отказались Австралия, Бангладеш, Тайвань, Сингапур, Китай и Франция. Некоторые страны собирались это сделать в 2010 году. Однако в отечественном законодательстве этот вопрос пока остается нерешенным.
В выступлениях подчеркивалось, что в поле зрения общественных объединений, занимающихся экологическими проблемами, должны стоять вопросы экспертной оценки законопроектов и технических регламентов, с целью обязательного включения в них требований по уменьшению неблагоприятного воздействия отработанной упаковки на окружающую среду, а также стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих внедрение малоотходных технологий и использующих экологически безопасную упаковку.
В ходе слушаний были рассмотрены вопросы законодательного обеспечения регулирования контроля за использованием экологически опасной упаковки, вторичной переработки и других форм утилизации упаковочных отходов. Особое внимание было уделено деятельности институтов гражданского общества, занимающихся регулярным экологическим мониторингом, просвещением и пропагандой сокращения использования экологически опасной упаковки. Как отмечали участники заседания, по итогам парламентских слушаний будут выпущены рекомендации по повышению эффективности взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти в обеспечении экологической безопасности.
Рекомендации
Рассмотрев вопрос «О роли институтов гражданского общества в контроле за использованием экологически опасной упаковки» участники парламентских слушаний отмечают, что, несмотря на предпринимаемые шаги по изменению действующего законодательства в сфере обращения упаковки, до сих пор остаются нерешенными многие вопросы, связанные с сокращением выпуска, применения и утилизации вредной для здоровья человека и окружающей среды экологически опасной упаковки.
Массовое использование пластиковой одноразовой посуды, применение вакуумной упаковки, полиамидной пленки в пищевой промышленности привело к появлению новых заболеваний, сопровождающихся тяжелыми аллергическими реакциями. Более того, изделия из полимерных материалов не гниют, не разлагаются в земле и воде, выделяют токсичные вещества при нагревании.
По мнению экспертов, в крупном городе на одного человека в год в среднем приходится 250-300 кг твердых бытовых отходов, и в настоящее время на таких свалках в Российской Федерации накопилось свыше 55 мегатонн таких отходов. Свалки приводят к значительному ухудшению окружающей среды: загрязнению воздуха, почвы и грунтовых вод метаном, диоксидом серы, растворителями, диоксинами, инсектицидами, тяжелыми металлами в виде их солей и другими вредными веществами.
В свою очередь, уничтожение таких отходов путем сжигания или захоронения приводит соответственно либо к выделению вредных продуктов сжигания в атмосферу, либо к необходимости отведения значительных земельных участков под захоронение мусора, которых в крупных городах практически не осталось. При этом оборудование установок для сжигания мусора эффективными фильтрами и газоуловителями, как правило, требует привлечения значительных затрат и поэтому практически не используется.
Особенно опасные последствия для среды нашего обитания могут принести многочисленные несанкционированные свалки бытового мусора. Отработанными пластиковой одноразовой посудой и пакетами замусорены все зоны отдыха, леса и водоемы вокруг городов и населенных пунктов. Несмотря на стремление местных органов власти и добровольный труд волонтеров, возможность собрать этот мусор и утилизировать его представляется невыполнимой задачей. И если скорость, с которой засоряется наша среда обитания, будет сохраняться и значительно превышать темпы сбора и утилизации бытовых отходов, то можно безвозвратно уничтожить природу, окружающую нас.
В этой связи представляется весьма важным поиск решений, связанных с уменьшением вредного влияния упаковки на экологию, в том числе путем более широкого использования экологически безопасной упаковки.
В настоящее время потребность в разлагаемых упаковках достаточно велика. В развитых странах мира большая часть упаковки одноразового использования производится из биоразлагаемых материалов, которые разрушаются при воздействии различных микроорганизмов. Кроме того, для интенсификации этого процесса в полимерный состав вводят добавки, ускоряющие ее распад под действием ультрафиолетового облучения.
По мере увеличения и распространения экологически безопасной упаковки во многих странах в последнее время ввели запрет на использование неразлагающегося полиэтилена. От него отказались Австралия, Бангладеш, Тайвань, Сингапур, Китай. Франция и Италия планировали в 2010 г. ввести запрет на неразлагающийся полиэтилен. Однако в отечественном законодательстве этот вопрос пока не решен.
Модельный закон «Об упаковке и упаковочных отходах», принятый Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ (постановление № 31-9 от 25 ноября 2008 года), указывает, что производители и продавцы упаковки обязаны проектировать и производить одноразовую упаковку с учетом ее последующей утилизации либо, при невозможности утилизации, биоразлагаемости или безопасного сжигания.
Однако в принятом Государственной Думой в первом чтении проекте федерального закона №261845-5 «Технический регламент «О безопасности упаковки» данные положения не нашли соответствующего отражения, хотя целью законопроекта является, в том числе, охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при производстве, хранении, использовании и утилизации упаковки, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей упаковки.
Об этом, в частности, говорится и в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на данный законопроект, и в заключении Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
Кроме того, в настоящее время действует соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Сообществом, устанавливающее необходимость сближения законодательства в области охраны здоровья и жизни людей, защиты окружающей среды, технических норм и стандартов.
Поэтому в Российской Федерации следует разработать и принять новые федеральные законы, регулирующие обращение экологически опасной упаковки с учетом модельного закона «Об упаковке и упаковочных отходах», принятого Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ, а также директив Европейского Парламента и Совета «Об упаковке и упаковочных отходах», где также основное внимание уделяется регулированию вопросов повторного использования упаковки, вторичной переработке и другим формам утилизации упаковочных отходов.
Таким образом, в поле зрения общественных объединений, занимающихся экологическими проблемами, должны стоять вопросы экспертной оценки законопроектов, в том числе технических регламентов, регулирующих отношения в сфере обращения упаковки, с целью обязательного включения в них требований по уменьшению неблагоприятного воздействия отработанной упаковки на окружающую среду, а также стимулированию хозяйствующих субъектов, осуществляющих внедрение малоотходных технологий и использующих экологически безопасную упаковку.
Следует приветствовать и поощрять деятельность тех институтов гражданского общества, которые на постоянной основе проводят экологический мониторинг, реализуют различные программы и проекты, направленные на защиту окружающей среды, занимаются экологическим просвещением и пропагандируют среди населения меры по сокращению использования экологически опасной упаковки и предотвращению загрязнения такой упаковкой окружающей среды. Как социально ориентированные, такие некоммерческие организации должны получать финансовую и иную помощь от всех уровней власти, а также поддерживаться бизнесом и гражданами.
Участники парламентских слушаний выражают уверенность, что устранение указанных недостатков и организация более тесного взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления позволят реализовать задачи, направленные на сокращение выпуска и применения вредной для здоровья человека и окружающей среды экологически опасной упаковки, что в свою очередь создаст предпосылки для восстановления естественной экосистемы.
В связи с этим участники парламентских слушаний считают возможным рекомендовать:
Федеральному Собранию Российской Федерации:
При внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и рассмотрении проекта федерального закона №261845-5 «Технический регламент «О безопасности упаковки» обратить внимание на необходимость учета в них положений Модельного закона «Об отходах производства и потребления» для государств-участников СНГ и директивы Европейского Парламента и Совета от 20 декабря 1994 года «Об упаковке и упаковочных отходах» (96/62/ЕЭС), с изменениями и дополнениями от 11 февраля 2004 года (Директива 2004/12/ЕС).
Правительству Российской Федерации:
1. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты, предусматривающие внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части установления налоговых и иных льгот для предприятий, осуществляющих внедрение малоотходных технологий, производящих биоразлагаемые материалы и использующих экологически безопасную упаковку.
2. При разработке технических регламентов, устанавливающих требования к упаковке, предусматривать меры, касающиеся ее экологической безопасности.
3. При подготовке федеральной целевой программы «Охрана окружающей среды» предусмотреть в ней возможность финансирования мероприятий по организации на территории Российской Федерации производства биоразлагаемых материалов для экологически безопасной упаковки и проведению необходимых научных исследований в данной области.
4. Разработать и утвердить нормативные правовые акты, направленные на предоставление мер государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим внедрение малоотходных технологий, производящим биоразлагаемые материалы и использующим экологически безопасную упаковку.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1. Обеспечить взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
2. Продолжить работу по правовому просвещению граждан, используя потенциал некоммерческих организаций, в том числе по ознакомлению с действующим законодательством в сфере охраны окружающей среды. Разработать и принять программы формирования экологической культуры.
3. Оказывать финансовую, информационную и иную помощь некоммерческим организациям, работающим в сферах подготовки населения к преодолению последствий экологических катастроф, оказания помощи пострадавшим в результате этих катастроф, а также охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
4. Разработать и принять региональные программы раздельного сбора бытовых отходов и их последующей переработки для вторичного использования.
5. Предусмотреть возможность обеспечения экономического стимулирования деятельности по сбору, сортировке, переработке отходов и их использованию в качестве вторичного сырья, а также введения льгот организациям, использующим экологически безопасную упаковку.
Институтам гражданского общества:
1. Активнее участвовать в публичных обсуждениях законопроектов, в том числе технических регламентов в области упаковки и упаковочных отходов с целью предотвращения вредного воздействия упаковки на окружающую среду и соответствия ее международным требованиям.
2. Активизировать работу по повышению эффективности использования прав граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций на осуществление общественного экологического контроля.
3. Участвовать в публичных обсуждениях решений и проводить общественную экспертизу социально значимых нормативных правовых актов, подготавливаемых органами власти всех уровней по экологическим вопросам.
4. Требовать раскрытия информации об окружающей среде, которой располагают органы власти, а также информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций в сфере экологии.
5. Участвовать в деятельности общественных советов при органах государственной власти и органах местного самоуправления.
6. Осуществлять сотрудничество со средствами массовой информации в части освещения экологических вопросов, а также размещать в них социальную рекламу, направленную на сокращение использования экологически опасной упаковки.
7. Продолжить работу по правовому просвещению граждан в вопросах экологии.
Председатель Комиссии Б.И. ШПИГЕЛЬ