Парламентские слушания

«О стратегии развития геологической отрасли на период до 2030 года»

Председатель Совета Федерации С.М. Миронов отметил, что вопросы развития отечественной геологии вышли за рамки чисто отраслевых или внутриведомственных проблем. Основная задача должна заключаться в работе на опережение, создании «запаса прочности» для экономики.

Развитие инновационного сектора самым непосредственным образом зависит от состояния дел с геологическим изучением, поиском и разведкой недр, освоением месторождений и воспроизводством запасов. Да и сама геологическая отрасль остро нуждается в кардинальной модернизации.

В силу недостаточного финансирования в 90-ых годах произошло свертывание целого ряда направлений научных геологических исследований. Резко сократились объемы разведочных работ. Многие геологические производственные предприятия практически прекратили свое существование. Председатель Совета Федерации подчеркнул, что общее положение дел в промышленности, в сырьевом секторе не позволяет и дальше медлить с принятием более решительных мер по кардинальному исправлению ситуации в отрасли.

Столь же серьёзная ситуация в отрасли и с износом фондов, устареванием технологий, крайне недостаточным финансированием геологической науки, состоянием в сфере геологической информации и сервисных услуг. Россия столкнулась с тем, что отсутствие инфраструктуры и современных технологий во многом тормозит разведку новых наиболее перспективных нефтегазовых территорий Восточной Сибири и континентального шельфа Арктики.

Председатель Совета Федерации подчеркнул необходимость воссоздания в России единой государственной системы управления отраслью. Это позволит сконцентрировать усилия на решении стратегических задач. Необходимо укрепить систему государственной геологической экспертизы и контроля.

Необходимо внести ясность и в разграничение функций между государством и бизнесом в процессе геологического изучения и разведки полезных ископаемых. Нерешенность этих вопросов приводит к нерациональному расходованию бюджетных средств.

Председатель Совета Федерации высказался за необходимость формирования комплексной государственной программы подготовки квалифицированных кадров для отрасли. Особую роль в этом процессе могут сыграть геологические институты Российской академии наук.

Рекомендации

Участники парламентских слушаний: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представители научной общественности, геологоразведочных, нефтегазодобывающих и горнодобывающих компаний отмечают:

1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Постановлением «О состоянии геологического изучения недр Российской Федерации» от 15 октября 2008 г. № 347-СФ обратил внимание Правительства Российской Федерации на проблемы отечественной геологии и минерально-сырьевой базы и предложил совместно с субъектами Российской Федерации приступить к разработке Стратегии развития геологической отрасли на период до 2030 года (далее – Стратегия).

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации проект Стратегии разрабатывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации с участием Федерального агентства по недропользованию, а основные концептуальные его положения проходят этап общественного обсуждения.

2. Критическое положение в отечественной геологии и накапливающиеся проблемы минерально-сырьевой базы неоднократно отмечались в рекомендациях парламентских слушаний, круглых столов и конференций Совета Федерации и Государственной Думы, решениях всероссийских съездов горно-геологической общественности, проведенных в 2008 – 2009 гг. (XIV-й Съезд старателей России, VIII-й Съезд нефтегазопромышленников, VII-й Российский нефтегазовый конгресс, IV-й Съезд горнопромышленников России, VI-й Съезд геологов России), а также в обращениях в высшие органы государственной власти известных государственных деятелей СССР Н.К.Байбакова, Е.А.Козловского, С.В.Колпакова и др.

Смысл содержания рекомендаций, решений и обращений состоит в  необходимости принятия радикальных мер по восстановлению до минимально необходимого уровня  системы геологического изучения недр с целью обеспечения сырьевой и экономической безопасности страны.

3. Геологическая отрасль в процессе многолетнего системного изучения недр создавала материальные условия для решения социально-экономических и геополитических задач государства, выполняла функцию пионерного освоения огромных пространств Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и других малоосвоенных районов, формируя новые центры экономического развития и народонаселения.

4. В настоящее время необходимость наличия полноценной  геологической отрасли в экономике страны определяется долгосрочными социально-экономическими и геополитическими интересами России, наличием крупного недостаточно изученного минерально-сырьевого потенциала, нарастающими проблемами геологического изучения и освоения континентального шельфа, создания и освоения перспективного задела России по минеральным ресурсам дна Мирового океана, возрастающей общемировой конкуренцией в сфере минерально-сырьевых ресурсов, сохранения конкурентоспособности России на мировых рынках и гарантированного обеспечения сырьем отечественной промышленности на длительную перспективу.

5. В практической деятельности отрасли во все времена сохранялся паритет между многоцелевым общегеологическим изучением недр, создающим комплекс знаний межотраслевого назначения, а также основы геологического прогноза  минерально-сырьевого потенциала,  наукой и работами по поискам и разведке месторождений полезных ископаемых. Принцип опережающей подготовки сырьевого резерва позволил создать уникальную минерально-сырьевую базу, обеспечившую ускоренную индустриализацию и социально-экономическое развитие страны.

6. Модернизация экономики и переход на постиндустриальный этап развития невозможны без долгосрочного сырьевого обеспечения и сохранения конкурентоспособности страны в глобальном пространстве. Однако в текущий период сырьевая база России значительно истощена, а геологическое производство в результате 4-кратного сокращения после 1991 г. геологической службы и ликвидации связующих ее технологических секторов практически утратило качественные и количественные признаки отрасли. Меры, принимаемые Правительством Российской Федерации по поддержке отечественной геологической отрасли  и восполнению минерально-сырьевой базы, недостаточны. Для обеспечения экономической безопасности государства на долгосрочную перспективу необходимо кратное увеличение объемов геологоразведочных работ, научных исследований, восстановления утерянных позиций в области конструирования и производства геологоразведочной техники, приборов и оборудования,  правовое закрепление механизмов функционирования государственного, корпоративного и частного секторов отрасли и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Непринятие в ближайшее время радикальных мер с учетом уже накопившихся с 1992 года упущений, вызовет формирование к 2020 году начальных, а к 2030 году практически непоправимых масштабных угроз экономической безопасности, снижение конкурентоспособности государства и поэтапное, начиная уже с 2015 года, вытеснение России с мировых сырьевых рынков.

7. Стратегия развития геологической отрасли и представленный одновременно с ее проектом перечень мероприятий по ее реализации, должны обеспечить решение двух главных задач государства в сфере геологии:

- восстановление, законодательное закрепление и организационно-структурное оформление государственной системы общегеологического изучения территории и шельфа страны, дна Мирового океана, выполнения задач специального назначения для государственных нужд, системы, которая в совокупности с органами управления, предприятиями и учреждениями научного и информационного обеспечения должна стать основой государственного сектора геологической отрасли России – национальной геологической службы (как это принято в большинстве стран Мира);

- поддержание минерально-сырьевой базы в сбалансированном с намечаемыми объемами добычи состоянии путем воспроизводства трех ее структурных элементов – разведанных запасов, предварительно оцененных запасов и локализованных прогнозных ресурсов.

Первая задача должна решаться национальной геологической службой  в соответствии с государственными программами путем целевого бюджетного финансирования, вторая задача – рыночным сектором геологии за счет средств бизнеса при регулирующей роли государства, а в отдельных случаях и при прямом его участии в форме федерального заказа и частно-государственного партнерства.  

8. Одновременно с усилением регулирующей роли государства важнейшей мерой является продолжение формирования рыночных отношений в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, распространение их не только на действующую ныне область сервисных геологических услуг, но и на основную продукцию, полученную на условиях предпринимательского риска, включая геологическую информацию регионального и детального характера с условием ее свободного и безвозмездного использования всеми заинтересованными лицами, оборот и залог прав на пользование участком недр на любом этапе его изучения и подготовки к разработке, использование гражданско-правовых механизмов (бирж, венчурных фондов) и мер экономического стимулирования (субсидирование процентных ставок по кредитам на проведение ГРР и приобретение геологоразведочного оборудования, отмену разовых и регулярных платежей за пользование недрами на поисковой и поисково-оценочной стадиях) для целей стимулирования геологоразведочных работ, введения бесконкурсного заявочного принципа «первый пришел – первый получил» на право геологического изучения участков недр с нелокализованными и отсутствующими в официальных оценках прогнозными ресурсами.

9. Перечень мер по реализации Стратегии должен охватывать решения всего комплекса отраслевых проблем: научных, кадровых, социальных, производственных, технологических, технических, организационных и финансовых, обеспечивающих восстановление геологической отрасли, органично вписывающейся в модернизированную экономическую среду страны.

10. Принципиально важным является законодательное закрепление системы геологического изучения недр, более четкое распределение в данной сфере полномочий, прав, обязанностей и ответственности между государством и бизнесом, а в составе  государственных функций – расширение полномочий региональных органов власти в части геологического изучения, распоряжения и использования месторождениями полезных ископаемых местного значения.

11. Одной из важнейших задач Стратегии должно быть восстановление научно-производственной, организационно-функциональной структуры геологической службы, исходя из органической неделимости и единства геологической науки и практики. Различные модификации такой системы с территориальной и экстерриториальной специализацией, дополненные блоком головных научных организаций, в дореформенный период обеспечили реализацию масштабных задач геологической отрасли и создание мощной минерально-сырьевой базы России. За последние 18 лет научно-производственная система геологической службы разбалансирована, в значительной степени ослаблены ряд ее научно-прикладных направлений, технико-технологический, машино- и приборостроительный, а также имущественный комплексы, горизонтальные координирующие взаимосвязи в системе «наука – производство».

В связи с этим экспертно-информационный, научно-аналитический и производственно-технический блоки структуры системы управления, предлагаемые проектом Стратегии, должны быть предусмотрены в составе единой службы, возглавляемой уполномоченным федеральным органом, обладающим правоустанавливающими, контрольными и регулирующими функциями во всей системе геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также правораспорядительными функциями в области их общегеологического изучения. Вместе с тем, учитывая органичную связь и высокую взаимозависимость результатов работ геологического сектора и сектора недропользования, координирующего разведку, доразведку, эксплуатационную разведку и добычу полезных ископаемых, их управление необходимо сохранить в одном федеральном органе, восстановив его название по аналогии с предшествовавшими ведомствами (Федеральный орган по геологии и использованию недр).

12. Представленный на парламентские слушания предварительный проект разрабатываемой Стратегии развития геологической отрасли при условии его доработки и принятия должен стать основой для актуализации или полной переработки «Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования", принятых в 2003 году, и «Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья», утвержденной Минприроды России в 2008 г., с учетом современных реалий и новых приоритетов внутренней и внешней политики, реализуемой в последние годы.

13. Подчеркивая масштабность и принципиальную важность рассматриваемого проекта Стратегии для геологической отрасли, минерально-сырьевого комплекса и экономики страны в целом, участники парламентских слушаний считают необходимым продолжить работу по сбору и обобщению предложений и рекомендаций, поступающих от общественности, органов власти субъектов Российской Федерации, предприятий, организаций, специалистов и ученых как по его улучшению, так и по подготовке неотъемлемой части Стратегии – Перечня мер по ее реализации.

В целях обеспечения системного геологического изучения недр России, создания надежной минерально-сырьевой базы, сохранения роли России в минерально-сырьевом и топливно-энергетическом секторе мировой экономики и обеспечения национальной безопасности участники парламентских слушаний   р е к о м е н д у ю т:

Правительству Российской Федерации:

1. Поддержать основные цели, задачи, механизмы по их реализации, предлагаемые проектом Стратегии развития геологической отрасли на период до 2030 года, разрабатываемом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в части:

- обеспечения промышленности разведанными запасами стратегических видов полезных ископаемых на уровне не ниже 2008 года;

- усиления геологоразведочных работ на шельфе на углеводородное сырье, а также на дефицитные виды твердых полезных ископаемых на территории суши;

- общих принципов оптимизации организационной структуры государственного сектора отрасли;

- снижения административных барьеров и экономического стимулирования в системе недропользования;

- совершенствования системы информационно-аналитического обеспечения.

2. Рассмотреть вопрос о создании национальной геологической службы (геологической службы России) в составе единого федерального органа управления геологическими исследованиями, воспроизводства минерально-сырьевой базы и недропользования. 

3. Реализовать меры по формированию национальной геологической службы (геологической службы России) как государственного сектора геологической отрасли с научно-производственной, территориальной и/или экстерриториальной организационно-функциональной структурой путем объединения в ее ведении сохранившегося научного, кадрового, технико-технологического и имущественного потенциала в составе федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ (в том числе находящихся  и в ведении  Росимущества), специализация которых и производственно-техническая оснащенность соответствуют целям и задачам государства в области общегеологического изучения недр.

4. Предусмотреть в составе мер по реализации Стратегии разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О  геологическом изучении недр и воспроизводстве минерально-сырьевой базы» и/или внести соответствующие изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О недрах» в части:

- четкого распределения полномочий между государством и бизнесом в сфере общегеологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- законодательного закрепления статуса, задач и полномочий государственного сектора геологической отрасли (геологической службы России);

- установления принципов национальной безопасности в области обеспечения промышленности запасами стратегических видов минерального сырья;

- расширения полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере геологического изучения недр и распоряжения участками недр.

5. Разработать и в установленном порядке ввести механизм развития и углубления рыночных отношений в соответствии с п. 8 констатирующей части данных Рекомендаций. При этом предусмотреть:

-  возможность установления сроков действия лицензий на геологическое изучение недр в соответствии с проектами работ, прошедшими государственную экспертизу;

- упрощение порядка внесения изменений и дополнений в лицензионные соглашения по мере получения новых геологических данных по морфологии, границам месторождения на глубину и по площади, другим геолого-экономическим и природным условиям;

- безусловное оформление факта открытия месторождения пользователем недр;

- правовое закрепление интеллектуальной  собственности авторов подтвержденных прогнозов при открытии уникальных, крупных и средних по масштабам месторождений стратегических видов сырья.

6. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство  Российской Федерации, устанавливающих на период восстановления геологической отрасли наиболее льготные условия привлечения инвестиций, включая отмену НДС по работам общегеологического изучения недр для государственных нужд, налоговые каникулы для компаний по объектам, находящимся на этапе поисков, оценки и разведки, других форм экономического стимулирования вложения средств в воспроизводство минерально-сырьевой базы.

7. Организовать на базе ведущих геологических ВУЗов и головных подведомственных предприятий учебно-производственные центры переподготовки и повышения квалификации кадров по геологическим специальностям, восстановить сеть учебных центров по подготовке кадров рабочих специальностей и решить вопросы их финансирования. 

8. Рассмотреть и реализовать меры по повышению социальной защищенности работников геологической службы, в первую очередь, работающих в экспедиционных условиях, в том числе законодательно закрепить выплату полевого довольствия.

9. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона об исключении работ по общегеологическому изучению недр из сферы регулирования Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации

10. Учесть рекомендации парламентских слушаний в процессе дальнейшей работы над Стратегией, Перечнем мер по её реализации и подготовки предложений Правительству Российской Федерации.

Комитету Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды:

11. Принять участие в дальнейшей работе над проектом Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года. После принятия (одобрения) Стратегии Правительством Российской Федерации провести парламентские слушания по законодательному обеспечению ее реализации.