Парламентские слушания

«Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»

Программа парламентских слушаний:

Открытие парламентских слушаний и вступительное слово:

ШПИГЕЛЬ БОРИС ИСААКОВИЧ — председатель Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества

Выступления:

КАЛИНИН ЮРИЙ ИВАНОВИЧ — директор Федеральной службы исполнения наказаний 
тема: «О работе Федеральной службы исполнения наказаний по реализации Федерального закона „Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания“

КАННАБИХ МАРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА – член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
тема: «Создание общественных наблюдательных комиссий и их связь с территориальными общественными советами»

КУДЕНЕЕВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ – начальник Управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации

МИЛЕХИН ВАЛЕНТИН АНАТОЛЬЕВИЧ – заместитель начальника Департамента охраны общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации

БАЗУНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ – заместитель начальника Управления государственной защиты прав человека Рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
тема: «Поправки в Федеральный закон „Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания“

ВИТЕЛИС СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ – начальник отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации
тема: «О деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в Российской Федерации»

СТЕПАНЧЕНКО ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ – председатель Комитета по уставному законодательству и правовым вопросам Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа

АЛЬПЕРН ЛЮДМИЛА ИЛЬИНИЧНА – заместитель директора Центра содействия реформе уголовного правосудия
тема: «О зарубежном и российском опыте мониторинга пеницитарных учреждений»

ЗЕЛЬНИКОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ – Уполномоченный по правам человека в Калужской области
тема: «Проблемные вопросы контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания»

МУТАГИРОВ ДЖАМАЛ ЗЕЙНУТДИНОВИЧ – директор Центра изучения прав человека и народов, г. Санкт-Петербург
тема: Международные стандарты прав лиц, содержащихся в исправительных учреждениях»

АРТЕМОВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА – председатель Рязанского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Академия проблем обороны, безопасности и правопорядка»
тема: «Институт Уполномоченного по правам человека в регионах Российской Федерации как обязательный элемент общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания»

ПИНИШИНА СВЕТЛАНА ФЕДОРОВНА – Уполномоченный по правам человека в Пензенской области
тема: «О деятельности по защите прав и законных интересов лиц, находящихся в местах принудительного содержания в Пензенской области»

БАЖЕНОВ СЕРГЕЙ АЛЬБЕРТОВИЧ – исполнительный директор Смоленского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы»
тема: «Нарушение прав осужденных и пути решения проблемы»

ЛЕДНЕВ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ – начальник отдела по вопросам помилования Правительства Вологодской области
тема: «Федеральный закон № 76-ФЗ как новый элемент обеспечения прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания (на примере Вологодской области»

САЛТЫКОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ – Уполномоченный по правам человека в Астраханской области
тема: «О некоторых аспектах обеспечения прав граждан при административном задержании и административном аресте»

МАЛАХОВ АНАТОЛИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ – сопредседатель Комитета по противодействию негативным явлениям в обществе Общественной палаты Воронежской области

КОЗИЦКИЙ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ – Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае
тема: «Проблемы реализации Федерального закона „“Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Роль и место Уполномоченного по правам человека»

Закрытие парламентских слушаний:

ШПИГЕЛЬ БОРИС ИСААКОВИЧ председатель Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества

Рекомендации

проект

Рассмотрев вопрос «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» участники парламентских слушаний отмечают чрезвычайную актуальность данной проблемы.

В последнее время пенитенциарная система России претерпевает значительные изменения, направленные на расширение прав арестованных и осужденных, гуманизацию условий содержания под стражей и отбывания наказания. Внесены многочисленные изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, приняты новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и новые Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.

В 2006 году Комитетом Министров Совета Европы одобрены новые Европейские пенитенциарные правила, рекомендованные к исполнению, в том числе и Россией.

По состоянию на 1 октября 2008 года в учреждениях уголовно-исправительной системы содержалось 891,4 тыс. человек, в том числе 67,8 тыс. осужденных женщин, в детских домах при женских колониях проживает 778 детей.

На учете в уголовно-исполнительных инспекциях состоит 570,2 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Вместе с тем, происходящие сдвиги к лучшему в этой области, пока еще недостаточны по причинам:

- отсутствия возможности общаться с внешним миром, обществом, семьей, родственниками, отбывать срок наказания на разумном удалении от мест их постоянного проживания;

- трудностей, связанных с достойными условиями отбывания наказания, обеспечением питанием, получением желаемого образования, повышением имеющегося его уровня, профессии и занятости при завершении срока наказания, и что самое главное, с медицинским обслуживанием;

- нарушений статьи 37 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует каждому гражданину Российской Федерации независимо от места его нахождения право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за работу без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы;

- необоснованного применения физической силы и спецсредств, наложения взысканий;

- не в полном объеме использования таких мер воспитательного воздействия как помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния;

- несовершенства системы реабилитации бывших осужденных, особенно несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания и требующих специального педагогического подхода.

Одна из важнейших причин неудовлетворительного положения в области обеспечения прав задержанных и осужденных – отсутствие эффективного механизма общественного контроля над уголовно-исправительной системой.

Включение общественных объединений в механизм защиты прав человека должно стать одним из проявлений принципа демократизма в уголовно-исполнительном законодательстве, позволяющим использовать дополнительные, отличные от государства средства, формы и методы защиты законных прав и интересов осужденных, оказывать законное содействие деятельности государственных учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Весьма серьезным шагом в развитии институтов гражданского общества и формировании новой системы общественного контроля стало подписание 10 июня 2008 года Президентом Российской Федерации трех Федеральных законов, которые создали условия для участия общественных объединений в контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания:

- "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания";

- "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации";

- "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Участники парламентских слушаний выражают уверенность, что  принятие вышеуказанных Федеральных законов позволит организовать общественный контроль, основанный на конституционном принципе непосредственного осуществления народом своей власти, как основополагающего элемента отношений между государством и обществом и рекомендуют:

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

Поручить Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству, Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества и Правовому управлению Аппарата Совета Федерации провести мониторинг правоприменительной практики реализации Федерального закона от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" по итогам 1-го полугодия 2009 года.

При этом особое внимание обратить на:

- реализацию практики предварительного согласования посещения мест принудительного содержания членами общественных наблюдательных комиссий с администрацией мест принудительного содержания,

- вопрос о необходимости выработки требований, предъявляемых к кандидатам в члены общественных наблюдательных комиссий, а также изменения категорий лиц, которые не могут быть членами общественных наблюдательных комиссий.

Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества:

1. Просить рабочую группу ускорить разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" с учетом предложений, поступивших в ходе настоящих парламентских слушаний.

2. Рассмотреть ход реализации рекомендаций на заседании Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения развития институтов гражданского общества в 1-ом полугодии 2009 года.

3. Просить Экспертный совет во взаимодействии с Общественной палатой Российской Федерации подготовить предложения Правительству Российской Федерации по размещению заказов в пенитенциарных учреждениях для обеспечения более полного трудоиспользования находящихся там лиц.

Правительству Российской Федерации:

1. Рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона "О реабилитации лиц, отбывших наказание в местах принудительного содержания".

2. Обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в решении проблем, связанных с социальной адаптацией бывших осужденных, особенно несовершеннолетних.

3. Решить вопрос увеличения финансирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в особенности в вопросах обеспечения медицинского обслуживания и трудоиспользования лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности, Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. Оказывать всестороннюю помощь общественным наблюдательным комиссиям в осуществлении ими полномочий в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и оперативно принимать меры по устранению выявленных недостатков.

2. Проинформировать Общественную палату Российской Федерации о порядке взаимодействия с членами общественных наблюдательных комиссий, рассмотрения выводов и предложений общественных наблюдательных комиссий, жалоб и обращений граждан по результатам посещения мест принудительного содержания.

3. Принять меры по повышению квалификации работников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, иных подведомственных мест принудительного содержания.

4. Провести в течение 2009 года кустовые совещания по федеральным округам с участием представителей Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства юстиции Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, органов прокуратуры, иных заинтересованных органов государственной власти, а также общественных объединений.

5. Ежегодно анализировать правоприменительную практику по исполнению Федерального закона от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в пределах своей компетенции, вносить предложения по совершенствованию законодательства и повышению эффективности деятельности общественных наблюдательных комиссий.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

Принять дополнительные меры по совершенствованию материально-технического и кадрового обеспечения деятельности федеральных  специальных пенитенциарных учреждений.

Общественной палате Российской Федерации:

Проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о готовности обеспечения деятельности общественных наблюдательных комиссий в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

 

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации:

Обеспечить взаимодействие и оказывать помощь в работе общественным наблюдательным комиссиям и комиссиям по вопросам помилования в субъектах Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Оказывать содействие общественным наблюдательным комиссиям в осуществлении ими общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

2. Разработать и реализовать комплекс дополнительных организационно-правовых мер, обеспечивающих развитие сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, укрепления их материально-технической базы.