Роль обязательного страхования для развития отечественного и зарубежных страховых рынков была и остается определяющей, поскольку все большее количество финансовых гарантий возмещения вреда при осуществлении различных видов деятельности, эксплуатации разных видов имущества реализуется через механизм обязательного страхования. Значимость для России института обязательного страхования подтвердил и опыт введения ОСАГО, ставшего реальным двигателем развития розничных страховых услуг. Не подвергается сомнению необходимость развития обязательного страхования, так как оно позволяет обеспечить страховую защиту от наиболее распространенных рисков и значительно снизить бюджетные затраты на возмещение ущерба пострадавшим. Один из главных мотивов расширения обязательного страхования – все увеличивающиеся объемы ущерба от различных стихийных бедствий, техногенных катастроф, экстремальных действий человека. В настоящее время актуальным становится вопрос об упорядочении подходов к различным видам обязательного страхования, введение которых обсуждается в экспертных кругах, находится на различных стадиях принятия законопроектов или уже реализовано на практике. Одним из вариантов развития ситуации в сфере законодательного регулирования основ обязательного страхования является разработка и принятие проекта рамочного федерального закона «Об обязательном страховании в Российской Федерации», в котором могут быть заложены основные принципы обязательного страхования и правила принятия законов об отдельных его видах. Отсутствие комплексной страховой защиты негативно влияет на динамичность развития национальной экономики в целом, на качество жизни населения России. Особую актуальность приобретает страхование ответственности производителей товаров, работ (услуг). Финансовым инструментом, который удобен и выгоден производителям и потребителям, а также государственным органам, является страхование гражданской ответственности, позволяющее: — предоставить и производителям, и потребителям дополнительные финансовые инструменты для защиты их экономических интересов; — повысить эффективность технического регулирования, сертификации и стандартизации товаров, работ (услуг); — обеспечить дополнительные гарантии реализации прав потребителей на надлежащее качество продукции; — ускорить внедрение рыночных методов обеспечения экономической и социальной ответственности производителей перед потребителями продукции; — получить достоверную статистическую базу производства и потребления товаров, что обеспечит реализацию надзорной функции государства, в том числе для обоснования оптимальной тарифной политики, прогнозирование потенциальных экономических потерь и оценки риска производства и потребления товаров, работ (услуг). Развитие в России института страхования ответственности отвечает интересам всех участников рынка, поэтому необходимо пересмотреть приоритеты в развитии страхового бизнеса России и создать соответствующую законодательную базу для экономического стимулирования страхования гражданской ответственности производителей товаров, работ (услуг). Заинтересованность государства заключается в снижении нагрузки на федеральный бюджет, связанной с целевым финансированием работ по управлению рисками и смягчению последствий и ущерба от нарушения норм технического регулирования, стандартизации, сертификации, контроля.