Реформирование отношений собственности в Российской Федерации позволило передать значительную часть государственного и муниципального имущества в частную собственность. Несмотря на это, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления остаются владельцами крупнейшего массива имущества. Управление федеральной, региональной и муниципальной собственностью в Российской Федерации является одной из важнейших функций органов государственной власти и местного самоуправления. При этом проводимая политика в сфере управления государственным имуществом будет неизбежно оказывать существенное влияние на частный сектор экономики и ее развитие в целом, что требует особого внимания при выборе стратегии и модели управления собственностью. В рамках административной реформы происходит разграничение полномочий между различными уровнями власти. В соответствии с законодательством публичные образования могут оставить в своей собственности только то имущество, которое необходимо им для выполнения возложенных на них функций. Объекты нежилого фонда должны быть перепрофилированы либо отчуждены до 1 января 2009 года. Приватизация такого имущества осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который отменил все льготные способы приватизации, включая наиболее распространенный в муниципальных образованиях способ приватизации – выкуп арендатором арендуемого государственного или муниципального имущества. В правоприменительной практике возникает много проблем, связанных с тем, что федеральный центр принимает решения о приватизации без тщательного анализа специфики предприятия и социально-экономических последствий передачи государственной собственности в частные руки. Продажа имущества на аукционе приводит к исчезновению в городских и сельских районах со сложившейся инфраструктурой целого ряда ранее доступных населению услуг, разорению малых предприятий, уходу экономически активного населения из предпринимательской сферы и, как результат, усилению разрыва в доходах населения, росту социальной напряженности. В 2004–2006 годах в Государственную Думу неоднократно вносились проекты федеральных законов, предусматривающие преимущественное право покупки государственного и муниципального имущества арендаторами такого имущества по рыночной цене с рассрочкой оплаты на 3 года. Однако все законопроекты не были поддержаны Правительством Российской Федерации и были отклонены Государственной Думой на том основании, что они нарушают принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества. Таким образом, для разрешения проблемы выкупа арендаторами, в основном малыми предприятиями, недвижимого имущества без аукциона, но по рыночной стоимости необходимо решение на уровне Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.