Участники парламентских слушаний отметили, что обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений высококачественными и доступными по цене лекарственными средствами является одним из элементов национальной безопасности страны, а развитие отечественной фармацевтической промышленности обусловлено социальной значимостью производимой продукции. Обеспечение населения и системы здравоохранения страны качественными отечественными лекарственными средствами напрямую зависит от состояния и перспектив развития отечественной фармацевтической промышленности. В настоящее время отечественная фармацевтическая промышленность представлена более чем 600 предприятиями. Общее состояние фарминдустрии определяется тяжестью накопившихся в отрасли проблем и крайне медленными темпами их решения, что негативно сказывается на обеспечении населения и учреждений здравоохранения отечественными лекарствами в требуемом объеме, по доступным ценам и надлежащего качества. Отечественные фармацевтические производители вытесняются из сегмента дорогих эффективных препаратов в нишу дешевых и менее эффективных. Так, средняя стоимость российской упаковки лекарств составляет 14 рублей, а импортной – 54 рубля. Это касается как коммерческого сектора, так и бюджетного, доля которого составляет более 40% от общего потребления лекарств. В ходе реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения населения удельный вес потребляемых отечественных медикаментов сократился с 17% в 2000 году до 10% в 2005 году. Причинами тому стали задержки по оплате поставленных медикаментов (просроченная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков производителям по сравнению с 2005 годом в 2006 году возросла в 2,3 раза), предпочтение при выписке рецептов отдается импортным препаратам, и, как следствие, отсутствие стабильности поставок медикаментов российскими фармацевтическими предприятиями. Значительно сократился экспорт готовых лекарственных средств в страны ближнего зарубежья и практически прекратился в страны дальнего зарубежья. Объем экспорта в 2006 году составил менее 7 млрд. рублей по причине несоответствия российских стандартов производства международным. Продолжается увеличение числа регистрируемых в Российской Федерации лекарственных средств и биологически активных добавок к пище, число которых в настоящее время составляет около 17,0 и 6,0 тысяч наименований соответственно. При этом законодательно не предусмотрена практика контроля их производства за рубежом. Отечественные фармацевтические предприятия не имеют особых налоговых льгот. С 2002 года отменена пониженная ставка НДС на лекарственные средства. Несмотря на ежегодный рост продажи лекарств, крайне низок уровень расходов на НИОКР. Фармацевтические предприятия самостоятельно финансируют прикладную науку. В связи с этим создание высокоэффективных оригинальных лекарств и технологий ведется медленно и по очень ограниченной номенклатуре. По‑прежнему не решена проблема безудержного роста на фармацевтическом рынке фальсифицированных и недоброкачественных лекарств, в том числе фармацевтических субстанций.