Парламентские слушания

«Проблемы развития муниципальных образований и жизнеобеспечения населения в северных районах Российской Федерации»

Участники парламентских слушаний отметили, что становление системы местного самоуправления является одним из важнейших направлений социально-экономических и политических преобразований в Российской Федерации. От уровня развития муниципальных образований в определяющей степени зависит жизнеобеспечение населения. Особенно это относится к северным районам, значительная часть которых находится на больших расстояниях от крупных центров с развитой социальной инфраструктурой. В ходе реформы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к северным районам, образовано около 5 тысяч муниципальных образований, почти 90% которых относятся к поселениям. В ряде из них, прежде всего в районах с высоким уровнем экономического развития, реформа проводится в полном объеме, накапливается опыт работы в новых условиях. Вместе с тем, организация местного самоуправления по поселенческому типу выявила ряд проблем: неоднородность муниципальных образований, значительные различия между ними по уровню социально-экономического развития, несбалансированность доходов и расходов, недостаточность источников финансирования и дефицитность местных бюджетов, недостаток профессионально подготовленных кадров, отсутствие территориальных учреждений федеральных органов исполнительной власти (предприятий связи, отделений банковских учреждений и т. п.) во вновь образованных муниципальных образованиях. Обостряется проблема транспортного обеспечения населения северных районов. Не только в поселениях, но и во многих муниципальных районах Севера отсутствуют стационарные медицинские учреждения. При значительной удаленности в условиях Севера поселений друг от друга и высоких транспортных тарифах все эти проблемы не позволяют в полной мере обеспечивать население услугами организаций здравоохранения, образования, культуры, связи, библиотек, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, решать другие проблемы местного значения. К наиболее острым проблемам муниципальных образований в северных районах относится обеспечение деятельности коммунального комплекса (систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения топливом), а также содержания жилого фонда. Объем полномочий большинства муниципальных образований не соответствует их материально-финансовым ресурсам. Распределение доходных источников между уровнями бюджетной системы Российской Федерации не учитывает региональные различия, в том числе удорожающие факторы жизнеобеспечения северных территорий. По итогам 2006 года в 13 из 25 северных регионов суммарные муниципальные бюджеты исполнены с дефицитом в общем объеме более 5 млрд. рублей. Недостаточна и противоречива правовая база местного самоуправления. Практика показала несовершенство и нечеткость разграничения полномочий как между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, так и между самими муниципальными образованиями – муниципальными районами и поселениями. Увеличение перечня вопросов местного значения, прошедшее со времени принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не сопровождалось увеличением доходной базы муниципальных образований. В законодательных нормах, устанавливающих территориальную организацию местного самоуправления, не учитываются такие специфические для северных районов особенности, как большие территории муниципальных образований и малая численность населения поселений. Требуют законодательного определения особенности организации местного самоуправления в районах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Необходимо также решить вопросы местного значения для граждан, ведущих кочевой образ жизни.