Парламентские слушания

«Об основных положениях проектируемой стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Рекомендации

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 23 октября 2024 года состоялись парламентские слушания на тему «Об основных положениях проектируемой стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – парламентские слушания).

Реализация Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года[1] в совокупности с реализацией национальных проектов, государственных программ, федеральных проектов позволила достичь существенных результатов в части обеспечения экономической, транспортной, информационно-коммуникационной связанности территории страны и развития транспортной, инженерной, коммунальной, туристской и иной инфраструктуры.

Вместе с тем остается актуальным решение задач по снижению уровня межрегиональной дифференциации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, повышению устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации, совершенствованию пространственной организации экономики.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»[2] Министерством экономического развития Российской Федерации разработан и представлен в Правительство Российской Федерации проект стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года (далее – проект Стратегии). При его разработке были учтены предложения федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы.

В числе основных нововведений проекта Стратегии следует отметить:

актуализированное описание основных тенденций, вызовов и возможностей пространственного развития Российской Федерации;

скорректированную цель пространственного развития Российской Федерации, которая определена как формирование системы расселения и территориальной организации Российской Федерации, которые будут способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации и обеспечению её национальной безопасности;

существенно обновленный и расширенный перечень основных задач
и целевых показателей пространственного развития Российской Федерации;

включение в Стратегию приоритетов пространственного развития Российской Федерации для одиннадцати основных отраслей экономики
и социальной сферы (транспорт; энергетика; жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; социальная сфера, информационно-телекоммуникационная инфраструктура; промышленность; экология и природопользование; туризм; научно-технологическое развитие);

определение приоритетных направлений развития федеральных округов, Арктической зоны Российской Федерации и новых субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем анализ информации, полученной от исполнительных органов субъектов Российской Федерации, свидетельствует о наличии иных обоснованных предложений по проекту Стратегии, в числе которых:

необходимость правового и методического обеспечения планирования и оказания государственной поддержки социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий;

необходимость дополнительной проработки пространственных аспектов научно-технологического и инновационного развития страны с учетом вклада научно-технических достижений в ускорение темпов роста качества жизни и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

необходимость закрепления задач по обеспечению доступности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи данных (подвижной радиотелефонной связи) для малочисленных и приграничных населенных пунктов, а также удаленных районах и на территориях с массовым проживанием населения, а также на федеральных автомобильных дорогах и железнодорожных путях общего назначения.

Результативность и эффективность решения задач пространственного развития Российской Федерации может быть повышена за счёт системного применения инструментов, определенных в Основах государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации[3].

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) разработать проект основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2030 года, обеспечив его согласованность с проектом Стратегии;

2) утвердить в срок, определенный Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309, стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года;

3) разработать с учетом предложений представителей субъектов Российской Федерации и утвердить план мероприятий по реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года после ее утверждения;

4) обеспечить включение целевых показателей стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года
с прогнозом до 2036 года после ее утверждения в прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, начиная с 2026 года;

5) рассмотреть возможность выработки правовых механизмов, направленных на установление процедуры согласования Правительством Российской Федерации с участием представителей субъектов Российской Федерации инвестиционных программ крупнейших субъектов естественных монополий с учетом приоритетов пространственного развития Российской Федерации;

6) рассмотреть вопрос о закреплении правовых механизмов, обеспечивающих обязательность учета приоритетов пространственного развития Российской Федерации (целей и задач пространственного развития Российской Федерации) при подготовке проектов решений об оказании государственной поддержки субъектам Российской Федерации и хозяйствующим субъектам в различных отраслях экономики и социальной сферы;

7) проработать вопрос об установлении в законодательстве Российской Федерации порядка учета приоритетов и целевых показателей пространственного развития Российской Федерации при разработке проектов отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, а также при корректировке действующих указанных документов;

8) рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности закрепления в законодательстве Российской Федерации обязательности проведения Российской академией наук экспертизы проекта стратегии пространственного развития Российской Федерации.

9) при доработке проекта Стратегии учесть следующие предложения:

а) уточнить формулировку цели пространственного развития Российской Федерации, дополнив её указанием на формирование пространственно сбалансированной системы расселения и территориальной организации экономики и социальной сферы Российской Федерации, которые будут способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации и обеспечению национальной безопасности;

б) изложить принцип пространственного развития Российской Федерации «обеспечение инфраструктурного развития, основанного на показателях экономической эффективности, предусматривающих принятие решения о реализации проекта на основе оценки социально-экономических эффектов от проекта и приоритизации проектов на основе указанной оценки …» в следующей редакции, учитывающей положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: «обеспечение инфраструктурного развития, основанного в том числе на показателях экономической эффективности, предусматривающих принятие решения о реализации проекта на основе оценки социально-экономических эффектов от проекта и оценки соответствия ожидаемых результатов от реализации проекта национальным интересам Российской Федерации и стратегическим национальным приоритетам, а также приоритизации проектов на основе указанной оценки»;

в) дополнить перечень основных задач пространственного развития Российской Федерации указанием на необходимость развития межрегиональных кооперационных и интеграционных связей и взаимодействия технологически взаимодополняющих предприятий (всех форм собственности, находящихся в разных регионах) с целью производства современной наукоёмкой продукции и повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации;

г) закрепить создание механизмов, обеспечивающих межрегиональную координацию экономического развития минерально-сырьевых центров с развитием территорий – центров производства, используемого в минерально-сырьевых центрах оборудования и получения высокоэффективных продуктов, включая услуги наукоемкого характера, в том числе с возможным включением соответствующих обязательств недропользователей в лицензионные соглашения, в частности, обязательств по обеспечению проектов научно-технологического развития;

д) уточнить формулировку задачи пространственного развития Российской Федерации по эффективному использованию морских акваторий, увязанному с развитием прибрежных территорий (подраздел «Задачи пространственного развития Российской Федерации»), указав на необходимость государственной поддержки развития сельских и прибрежных рыбацких поселений прибрежных субъектов Российской Федерации;

е) дополнить перечень способов решения задачи по созданию условий для обеспечения устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации указанием на меры, направленные на снижение чрезмерной концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях[4];

ж) закрепить положение об установлении в законодательстве Российской Федерации механизмов обеспечения приоритетного территориального размещения новых объектов инфраструктуры и промышленных предприятий, создаваемых с привлечением федерального финансирования (промышленных парков, технопарков и бизнес-парков, кампусов, научных центров и т. д.), в соответствии с приоритетами пространственного развития Российской Федерации;

з) закрепить в числе отраслевых приоритетов пространственного развития Российской Федерации направления развития агропромышленного комплекса;

и) закрепить положение об определении приоритетности оказания мер поддержки развитию приграничных территорий, примыкающих к границам иностранных государств, которые не отнесены к недружественным иностранным государствам, с учетом объективных существенных различий условий приграничных территорий;

к) дополнить проект Стратегии описанием ожидаемых результатов реализации Стратегии с учётом задач пространственного развития Российской Федерации;

л) включить в число задач мониторинга реализации Стратегии осуществление мониторинга динамики снижения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижения внутрирегиональных социально-экономических различий;

м) дополнить подраздел «Транспорт» (в разделе IV) задачей по устранению инфраструктурных ограничений и обновлению водного транспорта портов Азово-Черноморского бассейна, а также указанием на развитие Севастопольского морского порта;

н) дополнить подраздел «Научно-технологическое развитие» (в разделе IV) задачей по поддержке социально-экономического развития городов и других населенных пунктов с высокой концентрацией научно-технического потенциала, не отнесенных к категории наукоградов;

о) дополнить перечень основных направлений развития Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации (в разделе V) указанием на развитие рыбопромышленного комплекса как одного из ключевых драйверов экономики;

п) дополнить перечень основных направлений развития Северо-Западного федерального округа (в разделе V) направлением по развитию промышленной аквакультуры, ориентированной на внутренний рынок за счет создания отечественных производств кормов и посадочного материала;

р) дополнить перечень основных направлений развития Северо-Кавказского федерального округа (в разделе V) направлением по созданию новых промышленных и других предприятий в находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа регионах и муниципальных образованиях, располагающих избыточными трудовыми ресурсами;

с) дополнить перечень основных направлений развития Сибирского федерального округа (в разделе V) направлениями «машиностроение» и «нефтегазохимическая промышленность»;

т) предусмотреть в Приложении 1 к проекту Стратегии включение дополнительных промежуточных контрольных точек оценки показателей пространственного развития Российской Федерации, позволяющих оценить промежуточные результаты решения задач пространственного развития Российской Федерации (варианты: 2028 год, 2033 год).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти во взаимодействии с Российской академией наук и с привлечением научных организаций:

1) при доработке проекта Стратегии проработать вопросы:

обеспечения дифференцированной системы мер и инструментов государственной поддержки опорных населённых пунктов, увязанной в том числе с их ролью в развитии соседних территорий;

включения в проект Стратегии положений о государственной поддержке социально-экономического развития сельских агломераций;

2) ускорить разработку и утверждение правил разработки, согласования, утверждения и мониторинга реализации долгосрочных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий[5];

3) рассмотреть целесообразность снижения критерия численности города-ядра агломерации с 250 тыс. человек до 150 тыс. человек, а для территорий Арктической зоны Российской Федерации – до 50 тыс. человек, учитывая существование в Российской Федерации агломераций с численностью населения ядра агломерации менее 250 тыс. человек, а также специфические географические и социально-экономические условия Арктической зоны Российской Федерации.

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации во взаимодействии с Российской академией наук и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть вопрос о создании и развитии образовательных организаций высшего образования, современных университетских кампусов в наукоградах и других населенных пунктах с высоким научно-технологическим потенциалом, входящих в число опорных населенных пунктов.

4. Федеральной службе государственной статистики во взаимодействии
с Министерством экономического развития Российской Федерации

и заинтересованными научными организациями рассмотреть вопросы об обеспечении сбора и предоставления статистических данных, необходимых для организации мониторинга решения задач пространственного развития Российской Федерации, а также для разработки документов территориального планирования, предусматривая в том числе публикацию данных о социально-экономическом развитии населенных пунктов в разрезе муниципальных образований, опорных населенных пунктов и прилегающих к ним территорий.

5. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации продолжить работу по сохранению и развитию сети отделений почтовой связи акционерного общества «Почта России», уделяя особое внимание сохранению отделений почтовой связи, находящихся в малых городах и сельских населенных пунктах, в том числе являющихся экономически нерентабельными.

6. Исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года после ее утверждения при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

7. Российской академии наук подготовить предложения о создании научно-методологического и экспертного научного обеспечения системы формирования и реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации и направить их в Правительство Российской Федерации.



[1] Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р.

[2] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

[3] Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года № 633.

[4] С учетом абзаца четвертого раздела VI Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, подпункта 25 пункта 67 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

[5] Подпункт «д» пункта 1 перечня поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления» (утв. 04.06.2023 № Пр-1111).